Тварь из преисподней

Nov 04, 2021 16:42

Вячеслав СМИРНОВ *
Фото автора

Губернаторша была похожа на маму Стифлера. Если вы понимаете, о чем я. Олды здесь?

В спектакле «Чичиковlive» занята вся труппа ТЮЗа «Дилижанс», и не только актеры. Но персонажей здесь намного больше, чем артистов: некоторым исполнителям досталось по две, а то и по четыре роли. Конечно, речь идет о типажах, утрированных масках, поэтому неудивительно, если тот или иной герой вам напомнит кого-то.
Питерский режиссер Евгений Зимин уже ставил в «Дилижансе» классику, и тоже, как и в случае с «Мертвыми душами», по своей инсценировке - «Преступление и наказание». По его словам, вторая постановка в уже знакомом театре сложней, чем первая, поскольку необходимо не повторяться. Разумеется, с предыдущим спектаклем вы не найдете параллелей, настолько это разные работы.


[Spoiler (click to open)]
По словам создателей сценической версии поэмы Николая Гоголя, «Чичиковlive» - это драматический концерт группы «Чичиковband», участники которой во главе с фронтменом Чичиковым рассказывают историю, произошедшую в городе NN. Форма спектакля - живой концерт, в котором артисты не только исполняют роли, но и играют на различных музыкальных инструментах.
Художественный руководитель театра Виктор Мартынов исполнил в спектакле четыре роли. Теперь во всех четырех муниципальных театрах Тольятти - играющее художественное руководство. Но, кроме того, Мартыновым написана музыка к спектаклю, как и ко многим другим постановкам «Дилижанса». И вот за эти две ипостаси хочется сказать: мое почтение, Виктор Валентинович! Представьте себе, как можно спеть следующий текст, рефреном проходящий через весь спектакль:
- Вишь ты, вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?
- Доедет.
- А в Казань-то, я думаю, не доедет?
- Доедет, - выпевает солист, противореча классику.
Автор костюмов и декораций Елена Золотарева тоже из Санкт-Петербурга, хоть и рождена в Тольятти, но с «Дилижансом» ее связывает намного больше работ, чем режиссера. Согласно ее замыслу, облик нынешних героев представляет собой компиляцию стилей - псевдоисторического, концертного, клубного. То есть не ставилась задача обряжать персонажей в исторические костюмы эпохи Гоголя. Единственная декорация в пространстве сцены - морской контейнер, который символизирует и шкатулку с сюрпризом, и дорожный чемодан, являясь символом долгого трудного путешествия. Его апгрейженная конструкция позволяет осуществить быструю смену мест действия: нижняя часть преобразуется то в лачугу, то в имение, в спальню, в пыточную, а верхняя площадка становится то верхом кареты, то балконом дворянского дома, то сценой в «ЧичиковClub». В сочетании с поворотным кругом динамика трансформации контейнера усиливается.
Не поленился, посчитал: 18 человек на сцене играют 33 персонажей. Скажу лишь о тех, кто настолько бросается в глаза, что без них никак не обойтись в моем повествовании.
Петр Зубарев играет Ноздрёва неистового, настаивающего, превалирующего. Его персонаж - более сомнительный, чем у самого Гоголя: эдакий агрессивный ковбой из «Горбатой горы». Один из примеров - сцена верховой езды, во время которой Ноздрёв словно насилует и кобылу под ним, и подсаженного в седло Чичикова, настолько это выполнено зверски, плотски, жизнелюбиво. Про таких, как Ноздрёв, сейчас говорят: токсичный человек, - и стараются держаться от них подальше. Но куда уж подальше, если он повсюду - и в доносах, и в сплетнях, и во снах.
Коллектив театра до самого момента премьеры держал в тайне, кто исполняет роль Чичикова. Ведь именно на нем сделан акцент, он солист группы «Чичиковband». Признаюсь, и для меня сюрпризом стало то, что главную роль в спектакле исполнила Ирина Храмкова. Если вы привыкли видеть актрису в роли Маши в «Трех сестрах», то в данном случае, боюсь, вы будете не просто удивлены - вы будете шокированы.
В «Чичиковlive» главный герой похож на посмертный снимок Мэрилин Монро, сделанный судмедэкспертом после обнаружения тела. Если вас не смущает подобное сравнение - не поленитесь, поищите фотографию на просторах Интернета.
В спектакле мы видим демоническую сущность - бесполую, как и подобает инфернальному существу, имеющему мало общего с миром живых и с большим сопротивлением и неохотой вынужденному творить свои мерзкие делишки в этом мире. В словосочетание «мертвые души» вкладывается уже не только тот смысл, который подразумевался Гоголем. Здесь потусторонняя тварь добивается правообладания бывшими людьми, чтобы совершить с ними некую черную мессу - действие, которое невозможно описать человеческими словами. Речь и пластика героя, его реакции на православные реалии XIX века и в целом на общечеловеческие ценности говорят о том, что ему чужд и отвратителен этот мир, но ради своей чудовищной цели эта погань готова чуть-чуть потерпеть вялое сопротивление ничтожных людишек.
Ирина Храмкова - барышня изящная, поэтому столь разительный контраст произвел должный эффект. Впрочем, в 1990-е Ирина пела в панк-группе «Мозговые Пираньи», что, возможно, способствовало не только живому исполнению вокальных партий в спектакле, но и созданию образа, противного человеческой природе.
К обязательной фразе о том, что постановка осуществлена при поддержке федерального проекта «Культура малой Родины», хочется добавить: результат превзошел уровень денежных средств, выделенных на проект. «Чичиковlive» - один из немногих спектаклей, который хочется сразу же пересмотреть еще раз. Или не сразу, ладно, а недели и месяцы спустя. Множество персонажей, калейдоскоп событий, масса деталей, к которым хочется вернуться и всмотреться в них пристальней - вот что примечательно в спектакле. Не знаю, возможно ли осилить на сцене полную иллюстрацию «Мертвых душ»? Но свое видение поэмы Гоголя - отчего бы не представить зрителю?
Название спектакля можно трактовать по-разному: Чичиков в жизни, живой Чичиков, жизнь Чичикова. В связи с этим режиссер даже трансформировал знакомый слоган: Чичиков жил, Чичиков жив, Чичиков будет жить. Так оно понятнее и доступней.

Театр юного зрителя «Дилижанс» (Тольятти)
Евгений Зимин
Чичиковlive
Драматический концерт в двух частях по мотивам поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Инсценировка, постановка - Евгений Зимин (СПб)
Музыка - Виктор Мартынов
Художник-постановщик - Елена Золотарева (СПб)
Пластика - Маргарита Красных (СПб)

* Член Ассоциации театральных критиков (Тольятти).

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 7 октября 2021 года, № 19 (216)

Театр

Previous post Next post
Up