Галерея «Виктория» уже больше года показывает самарскому зрителю современное искусство сразу на двух площадках. Как правило, в представлении публики галерея должна иметь свое узнаваемое лицо и соответствовать сформировавшимся ожиданиям.
С открытием нижнего этажа - Victoria Underground - лицо ведущей в городе частной художественной институции в некотором смысле раздвоилось. Верхний этаж знакомит публику с уже ставшей конвенциональной версией современного искусства, выставляя признанных арт-системой авторов. Концептуальная рамка подачи здесь определяется эстетическими и идеологическими установками куратора Сергея Баландина. Нижний ярус представляет собой более экспериментальную площадку и дает возможность расширить взгляд на актуальные художественные практики. Проекты Victoria Underground в основном курируются Анастасией Альбокриновой. На примере работы «Виктории» можно говорить о различных (минимум двух) стилях самарского кураторства. *** В сентябре 2021 года на верхнем этаже галереи открылась выставка «ПРИГЛАШЕНИЕ К ПУТЕШЕСТВИЮ» под кураторством Сергея Баландина, где были показаны работы 11 современных художников. Это типичный для Баландина кураторский проект, где выбранные на его вкус произведения обрамляются довольно противоречивой концепцией, начинающейся с фразы «Современность горяча».
[Spoiler (click to open)] Ключом к выставке стало стихотворение одного из самых величественных героев модернизма и пророка современности Шарля Бодлера. Стихотворение «Приглашение к путешествию», которое встречает зрителей, снабжено комментариями самого Баландина, чтобы акцентировать важные для правильной интерпретации выставки смыслы. Каждая работа сопровождается исповедальными текстами самих художников. Общий пафос выставки - поиск «другого пути авангарда: вместо деконструкции (живописных и/или политических систем) - к созданию альтернативных реальностей». Работы, где можно увидеть осьминога на обнаженном человеческом теле, стилизованную под античность скульптуру Амазонки, женскую грудь со струей молока, фотографии фарфоровых собак, изображения цветных дверей, эстетскую психоделическую графику, должны восприниматься как примеры чистого искусства. Сама выставка выглядит вызывающе маньеристской. Она будто доказывает, что, несмотря на крушение представлений о красоте, красота все-таки возможна и что современное искусство - это не только диагноз постывшей современности, но и «роскошь, покой и наслаждение». *** В это же время на нижнем ярусе «Виктории» был представлен проект «1 м2», в котором любой желающий за определенную плату и на определенное время мог выставить любой объект. Для Самары этот проект, безусловно, стал прорывным. Идея выставлять искусство за деньги давно витала в воздухе, Анастасия Альбокринова превратила эту идею в уникальный эксперимент, который раздвинул рамки представления о художественной жизни в Самаре.
В выставке участвовало более 40 человек. У каждого объекта была своя история. Кто-то выкупил экспозиционную площадь, чтобы сделать подарок девушке. Кто-то показал живопись брата, кто-то представил письмо президенту о сохранении исторического наследия, кто-то принес рекламу бара. Кураторский запрос Victoria Underground получил ответ и показал, насколько у современных людей высоко желание показать работы публике. *** Между этими двумя выставками нет ничего общего. Первая - пример диктата вкуса куратора. Это статичная выставка, которая не предполагает от зрителя ничего, кроме созерцания. Вторая - пример непредсказуемости и включения в художественный процесс «живого творчества масс». Галерея «Виктория», с одной стороны, продолжает настаивать на своем, с другой стороны - раздвигает рамки возможного, чем и занимается современное искусство уже более 100 лет.
* Куратор, арт-критик, кандидат филологических наук.
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 23 сентября 2021 года, № 18 (215)