Сразу две выставки открылись в тольяттинском Музее актуального реализма. Авторские фотоработы под девизом «Было, но прошло» Дмитрия СНИГИРЕВА дополнила экспозиция «Кое-что из жизни кукол» с участием Веры АНИСИМОВОЙ и Елены ИЩЕНКО. Работы объединили категория времени, ведущего обратный отсчет, и ностальгия по прошлому.
В разножанровой выставке много перекличек, связей и тонких ассоциативных цепочек. Организаторы уловили ценность воспоминаний через фотосерии и кукольный мир и явно добились цели. Интересно здесь всем: и зрелым, и убеленным сединой, и молодым. Для кого-то это реальность совсем недавняя либо припорошенная песочком забвения, а для кого-то - новейшая отечественная история в артефактах. Помимо двух «кукольных залов», имеется и реминисценция прошедшей в ноябре 2020 года выставки выдающегося художника-графика, мультипликатора Сергея Алимова и подаренных музею экспонатов из Центрального театра кукол имени Образцова. А основу экспозиции составляют работы Дмитрия Снигирева - фотохудожника, путешественника, общественного деятеля. 70 запечатленных кадров явились частью серий про те российские места, где Дмитрий бывал и чьи «изюминки» ему сильно отозвались: Абхазия, Пермь, Республика Тыва. Дмитрий родился в Казахстане в семье военного. С фотографией познакомился в пятилетнем возрасте благодаря своему дяде - профессиональному фотографу. С тремя высшими образованиями, два из которых связаны с юриспруденцией, работал как специалист по судебным процессам. В 2017 году оставил юридическую практику и занялся любимым делом: «Моим родителям было сложно объяснить, что меня влечет только фотография, поэтому после школы выбор был невелик - либо становиться военным, либо юристом. К счастью, потом получилось переиграть».
Дмитрий Снигирев на фоне работ
[Spoiler (click to open)] Для подтверждения серьезности намерения он окончил колледж по специальности фотографа, фотолаборанта и ретушера в Санкт-Петербурге, занялся аналоговой фотографией, посещал множество лекций, мастер-классов и в июне 2021-го окончил фотошколу «ЦЕХ» российского мастера документальной фотографии Сергея Максимишина. С 2019 года Дмитрий Снигирев - член Творческого союза художников России, и прямо на открытии выставки Ольга Левченко, председатель Тольяттинского отделения ТСХР, вручила ему золотую медаль союза «За вклад в отечественную культуру». Стиль Снигирева можно назвать фотоисторией в деталях. Сторителлинг на тольяттинской выставке имеет занятный фон. Например, это настоящие газетные кулечки из-под семечек рядом с пермскими снимками, где береза подпирает деревянный забор на фоне искрящихся бело-синих многоэтажек: «Гуляя по Перми, понял, что важно и дорого для меня отснять часть истории края. Она тяжелая, с трудовыми, а то и с кровавыми мозолями на руках. Чего стоит только рукотворный памятник крепостному праву: 5 000 крестьян кирками и лопатами рыли канал для нужд железоделательного завода Строганова недалеко от городка Очёр. Канал надежд не оправдал, все оказалось бессмысленным. Таких мест вокруг Перми немало». Фото заброшенных санаториев в Абхазии выхватывают то покрытые мхом гипсовые скульптуры детей, то затаившийся в деревьях архетипичный памятник Ильичу с неизменно вздернутой правой рукой. Ностальгия по сталинскому «ампиру» чувствуется в полуразрушенных балюстрадах, лепнинах потолка, пилястрах, красных креслах и вздыбленных паркетных досках. Фотоэкспозицию дополняют документы в витринах - ветхие курортные карты, открытки из Гагр, остатки лент кинохроники. Целью путешествия на тувинскую землю у Дмитрия было погружение в кочевую жизнь местного народа. Вообще его влечет мир Азии - сначала в маршрутах были бывшие республики СССР и родной Казахстан, затем появились Пакистан, Индия. Фото и фрагменты демонстрируемого на выставке фильма выхватывают быт пастухов: юрты, печки-буржуйки, национальные блюда, перемещение по пастбищам. «Тувинская тайга примирила меня с временем, научила ценить настоящее», - отмечает фотохудожник. Такое пристальное внимание к осколкам прошлого у молодого человека видеть удивительно, а его желание постичь дзен через свое осознание деталей поражает. «Торопитесь взглянуть, скоро все исчезнет!» - такое тревожное и вместе с тем утешительное послание дают работы Снигирева. Их стоит посмотреть воочию, чтобы убедиться: мир продолжает хранить стабильность, несмотря на нынешний турбулентный режим. *** Мир кукол представили две серьезные дамы-мастерицы. Елена Ищенко - художник-график, преподаватель Поволжского православного института, кандидат культурологии, бывший руководитель кафедры дизайна в Тольяттинской академии управления. Первая выставка ее авторских кукол прошла некоторое время назад в Библиотеке Автограда: «Это был мир зайчиков и белочек с советских открыток. Захотелось заглянуть в него объемно, заселить сказочных животных в домики и румбоксы. К кукольным образам людей подступилась позже, ведь это - почти живое! Однажды в руки попалась антикварная фарфоровая кукла-итальянка и покорила меня. Так начала создаваться коллекция разнообразных персонажей».
Куклы Елены Ищенко
Елена убеждена, что куклы ценны не сами по себе - через них должна быть рассказана история, проявится какое-то бытовое их назначение. Есть куклы-игольницы и куклы-шкатулки, выполненные в смешанной технике - с использованием самоотвердевающего пластика, проволоки, текстиля. Вокруг кукольной коллекции в выставочном зале расположились авторские графические работы и иллюстрации. Вера Анисимова пришла в кукловедение из профессии экономиста, а вот сам взгляд на мир кукол скорее философский: «Куклы всегда находились рядом с человеком. Это были талисманы, обереги, и только с течением времени они превратились в игрушки, а уже затем стали элементами декора».
Вера Анисимова. Карл Иванович, из петербургских ангелов
В ее работах сквозит ирония, имеющая лирическую подоплеку, что неслучайно: кукольный мастер пишет стихи. Ее любимый стиль - винтаж, навеянный старыми афишами, открытками. Лики ангелов и эльфов просвечивают через человеческие лица, а использование полимеров, папье-маше, текстиля, кожи и пряжи делает образы многомерными, объемными… В процессе работы мастер ищет на блошиных рынках кусочки уникального плюша, лоскуты батиста и старинного кружева. Иногда художница Вера Анисимова делает эскизы и зарисовки к своим кукольным историям, а итоговый результат с ними расходится. Это еще раз подтверждает мысль о непредсказуемости творчества, где, как в детстве, случается много чудес…
* Музыковед, преподаватель Тольяттинского музыкального колледжа имени Р. К. Щедрина.
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 8 июля 2021 года, № 14 (211)