Мир и война в театре кукол

Mar 23, 2021 17:18

Галина ТОРУНОВА *

Одна из крылатых фраз Константина Сергеевича Станиславского гласит: нет маленьких ролей, есть маленькие актеры. Мне думается, что ее можно применить и к театрам: нет маленьких театров, есть хорошие, есть не очень, а иногда и совсем нехорошие. Сегодня мне хочется напомнить о хорошем, пусть и маленьком театре. Театре, в котором всего 24 места и который работает как бы для самых маленьких зрителей. Впрочем, последнее можно оспорить.

К сожалению, в театр кукол я хожу, как и все взрослые люди, только когда мне привозят внука «на побывку». Так уж у нас принято. Хотя уже довольно давно поняла, что именно этому виду театра доступно абсолютно всё. Потому что искусство кукольного театра совершенно свободно играет не только со звуком, цветом, пространством и временем, оно еще может свободно играть с масштабом, чего не дано ни драматическому, ни музыкальному театру, где мерилом всего является актер, его тело - рост, руки, ноги.


[Spoiler (click to open)]
Актер в «большом» театре является главным выразителем и докладчиком (то есть проводником) мыслей, смыслов, идей и художественной действительности спектакля. Сценическое пространство, его формы, цвет, свет, музыка, звуки - это как бы огранка его (актера и спектакля) образа, какой-то гарнир. Правда, в современном театре вещная фактура спектакля, предметы, окружающие актера, стали довольно часто играть самостоятельную роль, нести свою художественную и смысловую нагрузку. Вспомним хотя бы знаменитые лед и камни в спектаклях Эймунтаса Някрошюса.
Искусство театра кукол много столетий (и даже тысячелетий) использовало всю палитру выразительных и изобразительных средств, делая театр из всего, что есть под рукой, что нам дала природа. В спектакле театра «Лукоморье», помимо основного сказочного сюжета, речь идет как раз о том, по поводу чего я сейчас высказалась. Впрочем, что здесь надо считать основным сюжетом, надо еще поспорить.
Для детей это вроде бы история о том, как солдат обхитрил и победил Змея Горыныча трехголового, спас красавицу Милану и всю деревню. А на самом деле нам рассказывают, вернее, показывают, как рождается эта фантастическая история, как она плетется тут же на наших глазах. Причем сейчас, в реальном времени, и в то время, давно, когда сидели наши предки-славяне зимой в теплой избе и плели при свете лучины, тихо напевая о чем-то заветном и чудесном, корзины, лапти, строгали какие-то чурбачки. А потом из этих корзин чудно́й формы составлялись образы сказочные. А чурбачки превращались в солдата, в девушку.
Но это потом, когда сынишке (Анастасия Антонова) надоело сидеть неподвижно, и он затеял играться. В игру тут же втянулись взрослые и, распахнув крышку сундука, где спрятаны были домики игрушечные да колокольня, начали плести уже историю. В ход пошли корзины как головы Змея, запылавшие красным светом жутким. Внутри них с трудом угадывались взрослые, с азартом ввязавшиеся в игру.
Сама история поединка Солдата со Змеем довольно проста, частично списана с эпизода соревнования Балды с Чёртом из «Сказки о Попе и работнике его Балде» Александра Сергеевича Пушкина, светоча нашей культуры. Всё остальное - вариации с использованием мотивов всяческих модных фэнтези. Но это не очень внятно, да и неважно. Важна включенность в игру всей этой небольшой, но дружной семьи, которая так уютно устроилась в теплой комнате.
Я не случайно делаю упор на тепло и уют. Спектакль сохраняет и подчеркивает теплоту и уютность этого семейного мира. Делается это за счет света, цвета и фактуры сценического пространства. Оно подчеркнуто живое: дерево, береста, прутья ивовые, костюмы цвета небеленого льна, аккуратные парики и бороды из лубяной части ивовой коры. Атмосфера теплого дома создается и звуковой палитрой спектакля: тихое пение созвучно негромкому рассказу, они сменяются резкими возгласами трех голов Змея или колокольным звоном, сопровождающим качание голов, сплетенных из ивовых прутьев.
Атмосфера спектакля выстроена очень тщательно, я бы даже сказала - ажурно. К сожалению, актеры не всегда точно оправдывают переход от застольной работы к игре, а потом от игры детской в игру театральную, в создание собственно реальности искусства. Это, пожалуй, самое сложное в театральном искусстве. Редко это удается во «взрослом» театре, в театре кукол этого часто добиваются, входя в общение с куклой, когда актеры работают без ширмы, но в данном случае кукла почти не используется как отдельный персонаж, она скорее похожа на куклу в руках ребенка.
Необходимо заметить, что кукла «Солдат» и кукла «Милена» меняют масштаб: они вырастают в процессе победы над Змеем. Но остаются куклой в руках ребенка. Однако это не разрушает художественную целостность спектакля, такого стильного и наполненного глубоких смыслов. Если бы сейчас учредили премию за патриотическое воспитание средствами искусства, этот спектакль мог бы претендовать на высокие премии. Речь идет о воспитании в мальчике способности и желания защитить родную деревню, милую девушку и в конечном итоге - Родину. Без пафоса, но очень внятно. Вот, собственно, основной сюжет спектакля, очень красивого и стильного.

Самарский театр кукол «Лукоморье»
Лев Митрофанов
Солдат и Змей Горыныч
Сказка из дедушкина сундука
Постановка Льва Митрофанова
Сценография и куклы Владислава Рытина
Костюмы Татьяны Бородиной
Музыка Амира Идрисова
Педагог по вокалу Роман Карпяк

* Театровед, кандидат филологических наук, член Союза театральных деятелей и Союза журналистов РФ.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 18 марта 2021 года, № 6 (203)

Театр, Театр кукол

Previous post Next post
Up