«Она проглотила атом солнца»

Jan 21, 2021 19:24

Татьяна ЖУРЧЕВА *

Театр - искусство, с одной стороны, телесное, грубое, а с другой - совершенно эфемерное. Закончился спектакль - и остается только память о нем. А память - штука любопытная. Никогда невозможно угадать, что она сохранит и почему.

Я отчетливо помню спектакль «Традиционный сбор» по пьесе Виктора Розова. Мне 13 лет, и едва ли не первый раз я в настоящем театре. Всё детство театром для меня и большинства моих безымянских сверстников был Дворец культуры на площади имени Кирова, где играли свои выездные спектакли и драматический театр, и оперный, и ТЮЗ. В «город» (так именовали мы исторический центр) выбирались редко - по выходным, на праздники. Но постепенно моя театральная география расширилась.
Был ли это «культпоход» с классом или я была в театре с родителями - этого память не сохранила, а вот спектакль запомнился: отдельные лица, мизансцены, а особенно настроение, то, что принято называть «атмосферой».
По сюжету пьесы через 25 лет после выпуска встречаются бывшие одноклассники, окончившие школу в 1941 году. Они рассказывают о себе, вспоминают свои школьные годы. А рядом с этими еще не старыми, но уже очень взрослыми людьми (всем им за сорок) живут, радуются, страдают, выясняют отношения мальчики и девочки 17-18 лет, окончившие школу только что. В спектакле эта юная компания вихрем врывалась на сцену. Они танцевали что-то очень тогда современное - то ли рок-н-ролл, то ли твист, - эпатируя чинных и добропорядочных старших. И в центре этой группы была яркая, фантастически красивая девушка Инна, о которой в пьесе сказано: «Она проглотила атом солнца». Я, конечно, тогда этой фразы не запомнила, обнаружила ее много позже, перечитывая пьесу. Но удивительным образом эта метафора совпала с моим тогдашним ощущением Любови АЛЬБИЦКОЙ.


[Spoiler (click to open)]
Красота, яркость внешности, манкость соединились в ней с темпераментом, с внутренней наполненностью, сценическим обаянием.
Юрий Райзман, снявший ее в кинофильме «Визит вежливости» (кинодебют Альбицкой), писал, как состоялось утверждение актрисы на роль: «Первое впечатление: внешне она приближалась к моему представлению о Лючии-гиде. В ее облике, очень современном, было что-то и европейское, и русское одновременно. А это было важно. Фотопробы перешли в репетиции. День ото дня Люба нравилась нам все больше и больше. Нравилась способностью зажить внутренней жизнью героини и умением сохранять это состояние. Нравилась точностью интонаций и поведения. Все, что было, прочно закреплялось в ее актерской памяти. Альбицкая победила».
Кстати, на странице Альбицкой на сайте kino-teatr.ru я обнаружила абсолютно восторженные отзывы о ней современных и, судя по текстам, совсем молодых зрителей.
Роман с кино продлился недолго - Любовь Альбицкая снялась всего в трех фильмах. После «Визита вежливости» (1972) была «Красная скрипка» (1974), снятая совместно с «Таллинфильмом» и студией «Дефа» (ГДР), и трехсерийные «Встречи на далеком меридиане» (1978) «Беларусьфильма». Жаль, что так мало было этих картин. Хотя, наверное, это в какой-то степени неизбежно: актрисе провинциального театра не так-то легко закрепиться в большом кино. Зато уж в театре судьба Альбицкой сложилась успешно. Ролей было много: и главных, и второго плана, и серьезных драматических, и острохарактерных, комедийных.
25 лет прослужила она в Куйбышевском/Самарском театре драмы. За эти годы сыграны были Валентина («Валентин и Валентина»), Машка-Мэри («Левша»), Дорина («Тартюф»), Клеопатра («Цезарь и Клеопатра»), Ирина («Три сестры»), Калерия («Дачники»)… Список на самом деле куда длиннее. Но и того, что названо, достаточно, чтобы увидеть, насколько разной может быть актриса Альбицкая.
В 1990-х в СамАрте она за короткое время сыграла смешную и трогательную Кормилицу в «Ромео и Джульетте» Шекспира, по-матерински мудрую Голду в «Поминальной молитве» Г. Горина и острогротесковую мадам Розпетл в спектакле «Папа, папа, бедный папа…» А. Копита. Тогда же она сотрудничала и с театром «Понедельник».
Особая страница актерской биографии - ее работы на сцене Дома актера. И прежде всего - моноспектакли. «Человеческий голос» Ж. Кокто и «Я стою у ресторана» Э. Радзинского словно бы специально написаны были для Альбицкой, для ее низковатого, с чуть заметной хрипотцой, волнующего голоса.
Кстати, именно на сцене Дома актера, в театре «Актерский дом», случилась и последняя ее работа - спектакль «Старая зайчиха» по пьесе Н. Коляды, поставленный и сыгранный вместе с Олегом Свиридовым. Это был замечательный актерский дуэт. Жаль, что спектакль прошел всего несколько раз. Тяжело заболел и ушел из жизни Олег Михайлович. Любовь Алексеевна осталась без партнера.
Мы время от времени встречались с ней в Доме актера, в библиотеке. Правда, давно уже не виделись: события минувшего года вообще не способствуют частым встречам. И я порой ловлю себя на том, что скучаю по ее голосу, по умному, чуть ироничному взгляду. По тому «атому солнца», который порой вспыхивает в глазах, в выражении по-прежнему красивого лица.
С днем рождения, Любовь Алексеевна!

* Кандидат филологических наук, литературовед, театральный критик, доцент Самарского университета, член Союза театральных деятелей и Союза журналистов России.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 21 января 2021 года, № 1-2 (198-199)

Театр

Previous post Next post
Up