На перекрестках виртуального города, или Парадоксы современной городской цивилизации

Nov 09, 2020 11:25

Сергей ГОЛУБКОВ *
Рисунок Сергея САВИНА

Начиная с 2014 года, осенью на планете отмечается Всемирный день городов. Наверное, учреждение нового памятного дня отнюдь не случайно. Города - лицо современной цивилизации, ее визитная карточка, ее витрина. Их становится всё больше и больше.

Стремительно набирающий темпы процесс урбанизации на планете создает целый комплекс сложных социально-психологических и философских проблем, который можно свести к словесной формуле «город как благо и как испытание». С подачи исследователей семиотического направления город давно воспринимается как целостная знаковая система, как иерархически сложный культурный текст. Этот многомерный текст глубоко укоренен в сознании обитателей города и приезжих, он многократно отражен в произведениях разных видов искусства, он имеет свою типологию, свои значимые доминанты.
Давая художественное отображение этих и других вариантов городского текста, писатели сосредоточивают свое внимание на их функциональном многообразии. Город может выступать резервуаром памяти о старых мифологических архетипах и актуальным пространством нового мифотворчества. Он может стать площадкой активной сшибки противоборствующих идеологем. Город как надличностное и опасное пространство может содержать в свернутом виде разнообразные ситуации испытания, гибельные соблазны, вовлекая наивного пришельца (какого-нибудь незадачливого провинциала) в пучину роковых страстей. Столичный город открывает молодому человеку заманчивые ступеньки уходящей ввысь карьерной лестницы. А родной город, напротив, может стать уютным «сундучком» воспоминаний, к которому устремлена уставшая душа скитальца-эмигранта (поздняя проза Ивана Шмелева тому пример).


[Spoiler (click to open)]
Отражается в писательских текстах и широкая география многочисленных поездок авторов. В восприимчивом сознании художника запечатлеваются различные модели городской жизни, субъективные образы городских пространств. Воплощенные в произведениях варианты городского текста - отнюдь не дань путешествующего автора праздному туристическому любопытству. Эти образные модели строго функциональны, они входят значимой составной частью в индивидуальную сложную писательскую картину мира. Необходимо сделать и акцент на наличие полисубъектности в отражении писателем того или иного города, ведь художник включает различные точки зрения, часто смотрит на город глазами своего героя.
Развитие цивилизации убедительно продемонстрировало, что большой город - весьма перспективная модель человеческого поселения. Такой город отличается многофункциональностью, и это позволяет ему удовлетворять все насущные потребности своих жителей: экономические, социально-коммуникационные, профессиональные, образовательные, социокультурные.
Постепенное усложнение городской жизни (разрастание городской территории, увеличение форм и видов производства, числа экономических связей, социальных институтов, площадок культурной коммуникации, появление новых технологических возможностей) увеличивает зону внешнего комфорта человека, но одновременно порождает и новые проблемы. Превращение больших городов в мегаполисы и агломерации многократно увеличивает масштаб и социальный резонанс этих проблем. Из города зачастую идет разрушительное Новое: революционные идеи, технократические утопии, соблазны безмерного потребительства, экологические угрозы. Возрастающая экспансия города - это жесткое доминирование искусственной среды, рукотворного Космоса над естественно-природным миром.
***
Перед человечеством постоянно возникал и возникает вопрос: каким же будет город будущего? Одними из первых пытались ответить на этот вопрос архитекторы, предлагая свои порой очень радикальные решения обустройства города как места проживания, работы и отдыха огромных людских масс. Во главу угла архитекторы ставили эффективность продуктивного взаимодействия всех элементов города как сложной системы. В многочисленных интернет-источниках можно прочитать о великом множестве футуристических проектов идеального города (всевозможные модели города-сада, города-острова…).
Достаточно преуспела в изображении городов будущего и фантастическая литература. Чем отличается город, отображенный писателями-фантастами? Во-первых, это наглядная квинтэссенция всех обретенных человечеством или инопланетным социумом технологических возможностей. Во-вторых, это масштабная машина тотального контроля и манипулятивного воздействия на сознание населения. Именно поэтому город - излюбленная площадка действия в фантастических романах. Это отразилось и в их названиях, где слово «город» или название города вынесено на первый план: «Гелиополис» Германа Юнгера, «Города красной ночи» Уильяма Берроуза, «Ленинград» Михаила Козырева, «Город и звезды» Артура Кларка, «Град обреченный» братьев Стругацких, «Москва. 2042» Владимира Войновича, серия рассказов «Город» Клиффорда Саймака.
В разные исторические эпохи создавались различные литературные модели будущего. Конкретная политическая ситуация и социальная практика накладывали свой отпечаток. Если в начале ХХ века писатели-фантасты чаще были очарованы техническим прогрессом, считая его спасительным средством решения многих социальных проблем, то современные литературные модели будущего не столь лучезарны, они не свободны от страха перед Грядущим. Этим страхом подпитывается и современная урбанистическая мифология.
И это понятно. Житель большого города постоянно сталкивается с целым рядом вызовов психологического и социокультурного порядка. Так, горожанин постоянно оказывается в «логистическом» плену у городской инфраструктуры. Чем сложнее город как целостная система, тем несвободнее его житель. Повседневная жизнь человека подчинена сложным транспортным расписаниям, оптимальным маршрутам поездок, учету пересадок, переходов, автомобильных развязок, графикам работы учреждений, поликлиник, магазинов. Это весьма суетное существование человека измеряется уже не сменой времени суток, как в старинных романах о неспешной усадебной жизни, а стремительным бегом минутных, а то и секундных стрелок.
Вспомним выразительные кадры из фильма Андрея Тарковского «Солярис» (1972), в которых один из героев картины Анри Бертон мчится на беспилотном автомобиле по бесконечным бетонным развязкам и тоннелям колоссального мегаполиса. Еще более впечатляющие кадры находим в фильме Люка Бессона «Пятый элемент» (1996), где герой стремительно перемещается в летающем автомобиле по невидимой паутине внутригородских воздушных маршрутов, подчиняясь хитроумной навигационной автоматике.
***
Горожанин при этом постоянно подвергается испытанию тотальной коммунальностью. В городе он всего лишь один из многих, мельчайшая частица людского потока, элемент очереди, крупица множества, этой весьма агрессивной из-за каждодневной озабоченности «икры голов». Огромные мегаполисы сегодня «разбирают» человека на ипостаси, предписывая ему однолинейные «социальные роли». Он неизбежно становится простым модулем в рационально организованной машине Города.
Обитатель города на себе постоянно ощущает тотализацию вещного мира. Это зачастую порождает неврозы, стрессовые срывы. Причем раздражает не столько растущее в геометрической прогрессии само количество обиходных вещей и вещиц, сколько их непрестанная изменчивость («текучесть вещей», по Э. Тоффлеру).
Фантастическая литература охотно изображает трансформацию вещей. В какой-то степени логика развития современной городской цивилизации такова, что уже и самому человеку порой отводится функция монофункциональной вещи. Кроме того, технологически сложная и совершенная вещь, скажем, тот же робот, может достаточно ощутимо сузить поле персонального существования человека. Уже сейчас сокращается число контактов человека с человеком. Различные терминалы и умные устройства оказывают человеку услугу, отличающуюся своей анонимностью и строгой машинной регламентацией. С роботом не перебросишься словом, не обменяешься взглядами. В каких-то случаях это, конечно, хорошо (занятому человеку не надо тратить пусть даже секунды времени на информационный мусор), но в других случаях это досадно, плохо (скажем, увеличивается зона герметичности жизни пожилого человека, и так испытывающего порой дефицит общения).
Возникновение Интернета и его коммуникационных возможностей привнесло новые смыслы в понимание системы отношений человека и города. Изначально город был удобным и топографически конкретным местом межчеловеческого общения, получения человеком разнообразной актуальной информации, местом товарообмена, в том числе и обмена культурными продуктами и ценностями, наконец, местом предъявления человеком своей гражданской позиции. На рыночной площади старинного города общались, узнавали новости, обменивались товарами, услугами, культурными продуктами. Сейчас изменилось понимание места как такового. Социальные сети сблизили людей, физически разделенных тысячами километров. Появилось новое явление, удивительно совмещающее в себе физическую вненаходимость и одновременную сопричастность. Это явление можно назвать феноменом виртуального города, пространства, в принципе, безграничного, в котором каждый сетевой персональный аккаунт может стать очень оживленным, многолюдным перекрестком.
Что приобретет и что потеряет человек, находясь на таком перекрестке? Ближайшее будущее наглядно продемонстрирует список таких значимых обретений и утрат, ведь каждый виток технологического прогресса имеет свою цену, которую и отдельный человек, и человечество в целом вынуждены платить.

* Доктор филологических наук, профессор Самарского университета.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 5 ноября 2020 года, № 21 (194)

Антропология, Урбанистика, Литература

Previous post Next post
Up