Куклы и люди Сергея Алимова

Nov 08, 2020 17:18

Анна ЛУКЬЯНЧИКОВА *
Фото автора

В тольяттинском Музее актуального реализма проходит выставка народного художника России, действительного члена Российской академии художеств, лауреата Государственной премии Сергея АЛИМОВА (1938-2019). Она представляет уникальные экспонаты из собрания музея, Государственного академического центрального театра кукол имени С. В. Образцова и семейного архива художника.

От Бонифация к Воланду

Советский и российский художник мультипликационного кино ушел из жизни почти год назад. Несколько лет назад Алимов побывал в Автограде по приглашению Виталия Вавилина и фонда «Духовное наследие». Для участия в благотворительном аукционе он предоставил свои оригинальные рисунки, часть из них была приобретена в частные коллекции.
Создатель многих запоминающихся образов советской мультипликации с удовольствием фотографировался на память с тольяттинцами. Запечатлеть себя рядом с «папой Льва Бонифация» тогда захотели многие - не только те, чье детство сопровождал на телеэкранах этот образ, но и молодежь. Сам седовласый и стройный, автор с благородной бородой напоминал своего персонажа - доброго, остроумного, интеллигентного. В Бонифации нет назидания, диснеевского схематизма, зато есть нежность, простота и великодушие, есть характер, воплощающий христианскую идею. Именно таким и запомнился художник.
В отечественную анимацию он пришел выпускником Московской средней художественной школы и художественно-постановочного факультета ВГИКа. Стажировался на студии «Загреб-фильм», среди его наставников были мэтры российской мультипликации Юрий Пименов, Борис Яковлев, Иван Иванов-Вано. Федор Хитрук заметил талантливого студента и привлек его в свою мастерскую, итогом стала дипломная работа Алимова-художника в мультипликационном фильме «История одного преступления».
В 60-70-е он был художником-постановщиком на киностудии «Союзмультфильм». Одним из интереснейших проектов того времени стали эскизы к анимационному фильму «Нос» по Гоголю. Постановку тогда запретили, но почти через полвека художник, добавив новые графические рисунки, представил гоголевский цикл на Международной книжной ярмарке во Франкфурте. Книга иллюстраций была признана лучшей, однако один рисунок пропал. Алимов воспринял плохую новость с юмором, даже, говорят, обрадовался тому, что воры таким образом оценили его. Позже на основе рисунков он сделал цикл в технике шелкографии.


[Spoiler (click to open)]
На выставке в Тольятти представлены другие графические работы. Алимов - автор иллюстраций более чем к ста книгам, среди которых «Мертвые души» Н. Гоголя (издательство «Вита Нова», 2013), «Господа Головлёвы» и «История одного города» М. Салтыкова-Щедрина («Вита Нова», 2010), «Приключения барона Мюнхгаузена». Часть образов вошла затем в анимацию, часть осталась в книжном формате. Любимыми писателями художника были также Шекспир, Милн, Гофман, Чехов и Булгаков. Как отметили устроители выставки, рисунки к «Мастеру и Маргарите» сейчас гуляют по Сети, а знаменитое «Появление» (Воланд с Котом) имеет огромное количество просмотров.
Иллюстрации к гоголевским «Мертвым душам» занимают центральное место в зале. Каждая из них снабжена соответствующими цитатами: художник при жизни просил демонстрировать работы на выставках именно таким образом. Коробочка, Плюшкин, Ноздрев, Чичиков, другие персонажи в лаконичной черно-белой гамме сопровождают зрителя, создают литературные реминисценции, наполняют фабулу поэмы живым и современным смыслом. Художник передает каждый образ ярко, максимально информативно при минимуме художественных средств. Оправданный, отточенный гротеск присутствует и в серии сюрреалистических рисунков по «Путешествию Гулливера», «Дон-Кихоту» и истории медвежонка Винни-Пуха.


Театральная феерия

Выставку графических работ эффектно дополняют куклы и инсталляции из музея ГАЦТК имени С. В. Образцова - всего в Тольятти отправили 30 экспонатов. Специально для этого на открытие из Москвы прибыли директор музея Марина Назарова и сотрудница Галина Широкова. Они вспоминали, как после назначения в театральной труппе Алимова прозвали «Академиком»: к тому времени он действительно был уже членом-корреспондентом Академии художеств СССР, членом Российской академии кинематографических искусств.
«Появление Сергея Александровича было связано и с первой режиссерской работой Екатерины Образцовой, внучки Сергея Владимировича, - поясняет Марина Назарова. - Спектакль строился как ряд коллажных сцен исключительно с помощью средств театра кукол. Единственным некукольным персонажем был писатель Андрей Битов, который читал пушкинские и свои тексты в сопровождении джазового квартета. Авторы показали зрителям путь, по которому шел поэт, работая над своей мистической повестью, «не жертвуя необходимым в надежде приобрести излишнее». Мистика и фантасмагория вообще присущи творчеству Сергея Александровича, а в театре его захватила кукольная жизнь со своими тайнами, историями, судьбами. Стиль фантастического реализма, к которому он был более всего склонен в творчестве, как нельзя лучше раскрывался на театральном поприще».
На выставку прибыли настоящие работяги-куклы, отыгравшие сотни спектаклей в России и в разных странах мира. Интересно, что экспозиция демонстрирует путь от идеи к пластическому воплощению в материале - графические листы соседствуют с объемными многофигурными сценами из разных спектаклей. Самые запоминающиеся из них - нервно-порывистый Герман, кроткая Лиза, мрачная графиня из «Пиковой дамы»; Дульсинея, Санчо Панса и лошадь из «Дон-Кихота»; Монах и Фауст из спектакля «Великий пересмешник» по мотивам книги С. В. Образцова «По ступенькам памяти».


В 1994 году Алимов стал профессором ВГИКа, преподавал также в Школе-студии МХАТ и Академии Натальи Нестеровой. С 1999 года он - главный художник Театра кукол имени Образцова. Помимо кукольных спектаклей, Сергей Алимов оформлял спектакли в Московском театре сатиры, Театре имени Моссовета…
Он создал свой театральный мир, уже будучи признанным художником-мультипликатором и графиком. «В этом мире были свои география, драматургия, герои, эстетические принципы, - говорит куратор выставки, директор Музея актуального реализма Ирина Яновская. - Возможно, путь в театр ему помогла проложить Мария Яковлевна Артюхова - художница, в свое время работавшая для ленинградского театра Деммени, его двоюродная бабушка. Она была последней ученицей Константина Коровина в России перед его эмиграцией в Париж. Ее работы хранятся в его московской мастерской».
Родственница художника связала его с миром кукол. В послереволюционное время молодой студент ВХУТЕМАСа Сергей Образцов и его сокурсница Маша Артюхова, чтобы заработать на кисти и краски, решили делать кукол на продажу. В книге «Моя профессия» знаменитый кукольник описывает, как это происходило: «Артюхова сделала двух старушек, а я - негритенка. Кукол мы так никому и не продали. То ли покупателей не нашли, то ли торговать не умели. А скорее всего и потому, что с такими веселыми экземплярами было жалко расставаться».
Создание кукол - дело кропотливое и тонкое. Алимов активно участвовал в воплощении своих эскизов, работая с мастерами, режиссерами, художниками-декораторами, совершенствуя механизмы и образы персонажей. Необходимо, чтобы текст «лег» на куклу, стал естественным для нее и в статике, и в движении.
На открытии труппа Тольяттинского театра кукол показала фрагменты спектакля «Каштанка» по Чехову. Примечательно, что ГАЦТК имени Образцова принимал наших артистов во время их выступления в Москве в рамках «Золотой Маски».
Сотрудники театрального музея преподнесли в дар Тольятти Фею и Кота из спектакля «Синяя птица» (художник Борис Мессерер) и Конферансье из знаменитого «Необыкновенного концерта».
В рамках выставки запланированы различные мероприятия - от детских квестов до мастер-классов. В конце октября прошла встреча с художником-графиком, постановщиком спектаклей, создателем арт-проектов Антоном Болкуновым. В Тольяттинском театре кукол он поставил спектакль «Повесть временных лет», который вошел в финал всероссийской театральной премии. Творческая встреча прошла на фоне работ Алимова, а разговор шел на тему современного визуального искусства и визуализации театральных приемов.

* Музыковед, преподаватель Тольяттинского музыкального колледжа имени Р. К. Щедрина.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 5 ноября 2020 года, № 21 (194)

Культура Тольятти, Изобразительные искусства, Театр кукол

Previous post Next post
Up