«Вот вам спектакль - сдачи не нужно»

Jul 21, 2020 19:40

Галина ТОРУНОВА *

Такой афоризм придумали актеры в далекие теперь годы второй половины ХХ века, в советские времена. Тогда вся жизнь театра была жестко регламентирована. Спектакль не мог выйти к зрителю, не пройдя «сдачу» на трех уровнях. Сначала, после генеральной репетиции, он «сдавался» коллективу, потом его «принимал» худсовет (художественный совет театра), а затем уж - худсовет областного управления культуры или городского отдела культуры с обязательным участием партийных органов.


Как правило, первая и вторая сдачи проходили с небольшими замечаниями в адрес отдельных артистов, иногда художнику или балетмейстеру указывалось на отдельные недостатки, реже - режиссеру, и то, если он - не главный (а то вдруг ролью обойдут).
В комиссию по приему спектаклей управления культуры входили вполне себе образованные люди: критики, писатели, преподаватели высшей школы. Так что замечания были вполне разумными и корректными. В нашей самарской театральной истории случаев запрета спектаклей практически не было, а вот возврат спектакля на доработку случался.
Впрочем, однажды случился и строгий запрет на показ спектакля зрителю. Причем произошло это в начале периода, который теперь называется «перестройкой», и с самым благополучным театром города. В 1983 году режиссер Геннадий Меньшенин поставил пьесу Алексея Казанцева «И порвется серебряный шнур», относящуюся к драматургии, которую тогда называли «новой». В те годы появилась группа молодых драматургов, пытавшихся сказать правду о советской действительности, некоторые из них сегодня стали классиками.
Пьеса так не понравилась партийной части комиссии по приему спектаклей, что театру категорически посоветовали снять ее с репертуара. Позже Пётр Львович Монастырский, народный артист СССР и руководитель академического театра, гордился тем, что он тоже пострадал от режима.
Случались во время приема спектаклей и другие казусы. На одной из сдач (городу, как это называлось) только что назначенная зав. отделом культуры обкома партии заявила, что, мол, всё хорошо, вот только «тубаретку» надо заменить, в другой раз ей очень понравилась Вера Александровна Ершова на «калбуках». Но это - не главное.
В 1969 году в областном драматическом театре сдавался спектакль «Сердце не прощает» по пьесе Анатолия Софронова. Второе действие происходит в Москве на каком-то высоком этаже. Во всяком случае, на задней сцене имелся балкон, с которого как бы открывался вид сверху на Москву. По ходу действия один из персонажей закуривал папиросу (или сигарету, кто ее там разберет) и пытался продолжить диалог. Но нет…
С балкона неизвестно какого этажа в комнату вошел пожарный. «Нет!» - пожарный (в штатском) вынул папиросу из уст онемевшего артиста и вышел в правую кулису, держа ее (папиросу) на весу. Зал, включая режиссера спектакля и главного режиссера театра Петра Львовича Монастырского, остолбенел. Это я к тому, чтобы вы поняли, что главный человек в театре - не главреж, не директор и не худрук, а пожарный.

* Театровед, кандидат филологических наук, член Союза театральных деятелей РФ и Союза журналистов РФ.

Опубликована в «Свежей газеты. Культуре» от 16 июля 2020 года, № 13-14 (186-187)

Самарские театры, Театр

Previous post Next post
Up