... и об одной попытке построения новорусской мифологии на наличном материале. По мотивам
поста Анлазза и
статьи Мараховского.
Культ Победы, принимающий в современной России зачастую совершенно карикатурные и несуразные формы, воплощающийся то в казенном идиотизме с билбордами, на которых роль красноармейцев играют эсесовцы и американские морпехи, то в "народном" креативе с наклейками на немецких машинах в духе "трофейная", "отжал у фрица", "на Берлин за немками" и тому подобное "можем повторить", держится и будет держаться еще многие годы, начисто оторванный от своего исторического содержания, превращаясь в
товарный знак наравне с матрешкой, балалайкой, Чебурашкой и государственной гомофобией. На вопрос о том, почему власть чем дальше, тем больше цепляется именно за эту конкретную скрепу, обычно отвечают просто и незатейливо: за четверть века своего существования буржуазная Россия ни черта не создала и не одержала никаких побед, которыми можно было бы гордиться - отсюда и погружение в историю "короткого двадцатого века", которым заражены что либерасты, что поцреоты.
Проблема в том, что это не совсем правильный ответ. Более того, в совсем недавнем прошлом, в первой половине нулевых, была предпринята попытка выстроить новый культ победы, со своим героическим эпосом вокруг вполне реальных событий, а именно - второй чеченской войны. Потребность для государственной машины в "новых героях", способных стать альтернативой как деструктивным образам братков девяностых, так и заокеанским Рэмбо, стала столь очевидной, что героизация восстановителей конституционного порядка стала одним из неотъемлемых симптомов патриотического реванша - в частности, в кинематографе. Первая война даже самыми ярыми патриотами воспринималась как откровенно позорная и оставила только два знаковых фильма - "Чистилище" и "Прокляты и забыты". А вот вторая стала предметом неприкрытой героизации и апологетики. Основная масса выпущенных в это время фильмов ("Прорыв", "Честь имею", "Русская жертва" "Грозовые ворота" - хоть Тамоников и утверждает обратное) посвящена в той или иной степени известному бою на высоте 776 - ну, то есть его казенной интерпретации. Вот как это выглядело в фильме "Прорыв", например:
Click to view
А вот так выглядит сермяжная русская правда в устах героя фильма "Честь имею" - какой уж там многонациональный российский народ:
Click to view
Ясное дело, для таких подвигов и разговоров нужны совсем другие социальные типажи, нежели те, что были актуальны в девяностые. И если офицеры из числа принимавших присягу еще в советское время еще могли претендовать на определенную достоверность, то социальные типажи рядовых солдат приходилось высасывать буквально из пальца ("Марш-бросок"):
Click to view
И в итоге получалось вот такое, кхм. И ведь это произведение режиссера, создавшего в свое время один из лучших фильмов девяностых -
"Волчью кровь". Как метко заметил один из рецензентов по поводу данных картин в целом - актеры, с успехом игравшие в девяностые братков-рэкетиров, переквалифицировавшись в десантников и спецназовцев, мало изменились - из годами вырабатываемой роли сложновато выломиться.
Да это и не требовалось. Прежде всего потому, что данные фильмы и сериалы были рассчитаны прежде всего на молодежь - в тот период власть как раз после долгого перерыва впервые подняла веки и начала заниматься "молодежной политикой". И не то чтобы это не действовало - как представитель той самой молодежи, могу заверить, что подъем умозрительного патриотизма фильмы типа "Прорыва" очень даже обеспечивали. Вот, правда, изменить отношение к армии, которая так и продолжала оставаться жуткой криминальной клоакой, они так и не смогли - это было делом другого периода. Однако мы, школота начала нулевых, от героев боевиков новой эпохи буквально балдели и требовали еще. Особенно зашел в свое время "Спецназ":
Click to view
Этот клип в свое время крутили по первому каналу целиком в качестве трейлера сериала, и мы с пацанами каждый раз не давали никому переключать канал, досматривая его до конца.
То есть успех у такой продукции был. Возможно, не столь ошеломляющий, как у "Бригады" и "Бумера", однако свою нишу фильмы и сериалы про "героев КТО" имели. Даже персонажи бесконечной саги про питерских ментов - и те съездили на Кавказ в командировку, чтобы взять в плен полевого командира.
Но если вы проследите историю киноподелий на чеченскую тематику, то увидите, что в 2006 как отрезало - новые ленты резко перестали выпускаться. Дело в том, что пенки с такой пропаганды стали снимать стремительно растущие в численности и влиянии неонацисты. Взрывы на рынках, убийства, погромы - оказалось, что новые герои, вдохновляемые фильмами про шестую роту, выглядят именно так. В 2006 же произошли самые знаменитые беспорядки на межэтнической почве - Кондопога. И после этого чеченская тематика был свернута практически полностью. "Совпадение? Не думаю."
И именно после того, как новая великая победа "в сортире" перестала быть привлекательным брендом, стал возрождаться интерес к теме Великой Отечественной. В 2007 Путин впервые появляется на параде 9 мая с георгиевской ленточкой. В 2008 парад впервые после долгого перерыва проходит с участием боевой техники. И с тех пор каждый год масштабы торжества только увеличиваются. Срыв попытки создания собственной национальной мифологии привел естественным образом к реанимации дел давно минувших дней.
А рядового Родионова и псковских десантников окончательно, кажется, приватизировали черносотенцы и борцы за чистоту расы. Как и пресловутый "день народного единства", превратившийся в День Русского Фашиста. Неслучайно, кстати, и осторожное отношение российского кинематографа к событиям на востоке Украины - кроме "Военного корреспондента", который является фактически ремейком другого пропагандистского фильма, "Олимпиус Инферно", кажется, так ничего и не сняли. С другой стороны фронта, впрочем, тоже с успехами на этой ниве не особо густо - "Гвардия" так и повисла в воздухе. Увы, экономический кризис по-украински - это не российское нефтяное изоблиие нулевых, так что приходится довольствоваться фейсбучными офигительными историями про козака Тараса, шашкой порубавшего "Армату".
Впрочем, даже козак с шашкой наголо против танка менее нелеп, чем молящиеся политруки, ведущие штрафбаты в атаку попы и прочие фантазмы нашей желто-черной эпохи - увы, неизбежные в условиях, когда собственной АТО гордиться как-то не получается.