Всем, наверное, знаком фильм Эльдара Рязанова "О бедном гусаре замолвите слово" - одна из картин в длинном ряду псевдоисторических полотен позднесоветской эпохи, имеющих своей целью эстетизацию царской России (применительно к эпохе Гражданской - белого движения) при некоем формально "прогрессивном" сюжетном и идейном посыле. В данном случае у нас
(
Read more... )
Особенно бросалась в глаза сцена с уличной слежкой: намек на бестолковость и патриархальную мягкость Третьего отделения по сравнению с КГБ, а еще попутно и поразительное изобилие колбас, фруктов, тканей, бубликов, и прочего дефицита, когда шпик и девушка идут сквозь ярмарку. Намек, что даже при царском деспотизме и аграрной отсталости рынок дает несравнимую с планом широту ассортимента.
Был намек на смелость и благородство царских офицеров по сравнению с современностью: Плетнев и столичному жандарму тортом в морду заехал, и секретного соглядатая изувечил. Плюс весь блеск эполетов и аксельбантов (но кто виновен, что в СССР дизайнеры не смогли создать эстетику более впечатляющую? возможно, виновны косные бюрократы. не надо путать демократизм стиля с пыльной серостью).
Был намек на бюрократическое командование искусством: "Это вам не в тюремный глазок смотреть, тут театр, тут в оба надо" - впрочем, это и против нынешних охранителей уже работает, как либеральная фронда.
О стихотворении не знал, ни об авторе, ни о концовке. Спасибо, просветили.
Reply
М-да, сколько много можно из оперетки насосать. Сам Рязанов, поди офигел бы от таких глубоких трактовок. А то прослезился бы - сам он столько антисоветских смыслов, наверное, даже в перестройку бы не нашёл там.
Я могу ещё поверить в то что был особый кайф фигу гэбэшникам показать («Сатрап!»), но колбаса в кадре как агитация - простите, но вы же сами себя сечёте: это какой же в стране должен творится пиздец, чтобы банальная жратва как провокация и агитация воспринималась?
А что касаемо эстетизации офицеров - так на это любой фильм про гражданскую войну и около неё работал и куда больше. И опять же, получается, что это за пиздец в стране должен творится, что просто вежливое, согласно учебникам этикета, поведение и военная выправка (а именно это подчёркивало советское кино как штампованный офицерский атрибут, а не гусарское ухарство) должны восприниматься как недосягаемый идеал?
Reply
Так в том-то и дело, что демонстрировалось исключительно поведение по этикету, а вот "за измятое жабо хлещет в ус и в рылу" оставалось за кадром. Как и веселые приключения типа групповых изнасилований в буквальном смысле до смерти. И всякого рода дебоши, вовсе не имевшие зачастую того комического характера, в котором они предстают в современной интерпретации. А без этого всего образ прошлого ну никак не может считаться объективно представленным.
Reply
Reply
Так в том-то и дело, что жопой читали. Я же говорю - в тех условиях эстетика была стократно важнее содержания. А в фильмах про ужасы крепостничества эти самые ужасы показывались чисто формально, хотя на основе русской классики можно было бы снять такое, что "Джанго освобожденный" показался бы ностальгической историей. И это предопределило ту особенность восприятия перестроечной "чернухи", когда всякая трэшатина, реальная или выдуманная, воспринималась как уникальная и специфическая черта советского строя.
Reply
Reply
Reply
Субъективное ощущение времени разное. Что забавно, году так в 80-м начало века воспринимались как гораздо более древняя эпоха, чем для нас сейчас, для которых вдруг, сто лет спустя, Ленин с броневика слез в общем-то только если не вчера, то позавчера и только досадная херня мешает поговорить, так, ну буквально на час разминулись. А тогда это было ну только немного ближе Петра I, князя Владимира и мифов Древней Греции. А когда сюжет неактуален, действительно рулит эстетика. Я вот не знаю, можно ли тут кого-то упрекнуть, когда ему по барабану то, чего нет.
Reply
Ленин жив, он просто вышел пивка попить с Сергеем Бийцом.
Reply
А то получается что "Робин Гуд" и "Айвенго" пропаганда феодализма.
Reply
Reply
Нет, я пытаюсь вспомнить тогдашние зрительские ощущения.
Замеченная тенденция к эстетизации царизма проскальзывала в некоторых историко-революционных фильмах, например мне запомнились парадные мундиры с эполетами в фильме "Берега", или "Дата Туташхиа" (1977 год, о противостоянии двух родичей - полицейского и революционного абрека). Надо бы еще раз этот фильм посмотреть, он интересный и вполне революционный по сюжету, но разнобой эстетики с сюжетом там я почувствовал когда еще мало что вообще понимал логически в силу возраста. Там в общем-то показаны и зверства полиции, довольно страшные, помню горящую хижину мирных жителей. Но вот мундиры и костюмы "чистой публики" были как-то... чересчур роскошными и привлекательными на фоне остального. С другой стороны, а как можно было иначе снимать костюмированный исторический фильм? Это же реконструкция той реальности, контраст блеска верхов и нищеты низов.
А в "Служебном романе", например, можно найти идеализацию Запада: Самохвалов приезжает оттуда в роскошном костюме, привез и повесил дома какую-то впечатляющую блестящую люстру с вращением, гости у него спрашивают про стриптиз... но показана и подлость этого персонажа. Это реализм или что? Это отражает уже начавшийся процесс заглядывания многих горожан на Запад как на рай. А тональность песен с кадрами "застойной" Москвы уже щемяще-осенняя, тоскливо-предсмертная. И много песен таких было в 1970-е. "Этот мир придуман не нами", "Всё пройдет" - тут вместо энтузиазма 1930-х с пафосом переделки мира, уже христианское смирение и покорность судьбе. На меня эти песни производили столь же депрессивное впечатление, как вот... Магнифико-Мул у Азимова в "Основании" погружал целые регионы в депрессию, играя на визисоноре, и концерты его принуждали противника к капитуляции. Вот такая аналогия. Конечно, не песни навели кризис на СССР, а наоборот, они лишь выражали кризис, надстройка выражает кризис базиса.
Reply
Я не знаю, насколько мы с вами возрастом отличаемся. Конкретно этот фильм почти мой ровесник, на несколько лет младше меня. И поэтому вряд ли я мог уловить какие-то скрытые знаки, понятные тогдашнему взрослому. Но с другой стороны как раз моё поколение, наверное, в определённом отношении гораздо может быть более показательная и референтная группа, потому что успело пройти обычную в обществе индоктринацию подрастающего поколения практически чистыми идеологемами, а вот опыта взрослой жизни в том обществе обрести уже не успели.
И вот я пытаюсь вспомнить свои детские впечатления от фильма и не могу сказать, что антураж был для меня чем-то большим, чем обычная бутафория водевиля. Вот как прямо смысл сюжета был обозначен, так и понял: трагикомедийное изображение некой нравственной коллизии: подлый царский чиновник, организующий подставу и честные люди, вынужденные как-то определяться в этой ситуации. Причём сперва, разумеется, виден был только комедийный слой, гэги и хохмочки, вроде стрелы в заднице и торта в физиономию. А эполеты, галуны и всё вот это вот - ну разве что атмосфера и антураж весёлого раздолбайства занимали, более похожие на анекдоты про поручика Ржевского. Соотнести это с некими желаемыми ништяками из РКМП в голову не приходило.
Не знаю, может просто в силу личной склонности, но я воспринимал как что-то более серьёзное и весомое то, где хотя бы военная форма была похожа на окружавшую меня, а в кадре грохотали машины, от пулемётов до танков и самолётов. Хаки, перепоясанное портупеей, полевая сумка на боку - вот это мне было более близко. Это и то, что и видел практически каждый день, это и то что вообще формировало некий образцовый маскулинный образ. А гусары, эполеты, кивера - это что-то такое древнее, пыльное, несерьёзное, отдающее балаганом, как костюмы цирковых униформистов.
Reply
Reply
Такой функциональный подход - это 20 век, торжество индустрии, техники, рациональности, машинерии, по крайней для меня это ассоциируется скорее с этим и понятием современности, прогресса, нежели собственно какими-то идеологическими вещами.
Кстати, про гусар. А ведь была хохма, когда красных командиров - выпускников училищ, по причине дефицита обмундирования одевали в том числе и в гусарскую форму. Это, кстати, обыгранно в «Первой конной» Любомудрова.
Reply
У Якобинца была хорошая история - как из-за введения золотых погон на полевой(!) форме в Венгрии в 1956 советских офицеров очень бодро вычисляли и отщелкивали снайперы мятежников. Не, форма - этот тот понт, что дороже денег и жизни.
Reply
Leave a comment