На границе Великой России и нашего болота.

May 08, 2015 13:27


В небесной канцелярии, видимо, решили, что мне очень не хватает этого путешествия к цветущим сакурам, в прекрасный белорусский город, так похожий на тот, где я выросла - с развалинами храмов, оврагами, холмами, маленький, человекосоизмеримый.

- На границу России и Беларуси хочешь съездить? - предложила редактор "Нового Часу". Напишешь, как там настроения у людей, чувствуют ли они себя белорусами. Что там вообще, на стыке двух союзных государств.

Мстиславль

Этот город должен войти в книгу рекордов Гиннеса по обилию малых и больших архитектурных форм: советские статуи, покрытые краской "серебрянка", современные бронзовые памятники, фонтаны, но количество деревянных скульптур затмило всё.

-Скульпторы у нас талантливые, рассказывает житель Мстиславля. -Вот если бы не пили…
С трудом представляю, каким бы стал город, если бы скульпторы еще и не пили. Напичканный произведениями деревянного зодчества как бабушкин сервант - посудой?
- Но, - бодро и некстати заключает пенсионер:
- Талант не пропьёшь!



0046 0066

Древнерусские воины, средневековые рыцари, зеленоглазый мамонтенок, хищная птица с красным клювом, мельница, улыбающийся мишка с человеческими зубами, оскалившийся медведь с одним клыком и голубыми глазами, волхв, супружеская пара крестьян, женщина в фартуке, летописец и многое-многое.




Еще в Мстиславле огромное количество туалетов на душу населения. Например, туалеты возле поля рыцарских боёв. Кому придет в голову строить туалеты в месте, где народ собирается пару раз в год? Казалось, хватило бы и одного, но город щедро воздвиг аж четыре новеньких, синеньких, с иголочки:




По Мстиславлю ездит милицейская патрульная иномарка. Она постоянно кружит по маленькому городку. Напомнило фильм Назад в Будущее: сейчас разгонится и полетит сквозь время. Скажем, в Советский Союз:



Дети, посмотрите, как не нужно завязывать галстуки.



Родина-мать с младенцем на плече.



доска почета

В историческом музее Мстиславля в ряд стоят экспонаты - оружие народов, против которых сражались исконные белорусы: русский стрельчаты “шишак”с орудиями - дубинками и булавой, польский арбалет, меч, шлем и доспехи тевтонских рыцарей.



Бай-трэш.

Треш-креатива в городке как и по всей Беларуси. Это национальное явление?




В слезинке из женского глаза свернулся человеческий зародыш: фотошоп от Минздрава Беларуси.




Гидрологический памятник природы: Святой источник.


Чтобы не ЧИТАТЬ (!) ПОТОМ (!)
Суицид - причина смерти.



Иисус в плаще. Мстиславский исторический музей

Молчаливая белорусская деревня

Я вышла из города и пошла по дороге в сторону границы с Россией. По дороге проходила через белорусскую деревню.



роспись дома в деревне



А у соседа: кто кого перекреативит?

Шла пора посева картофеля. Согнутые люди на огородах застыли, напоминая картины Брейгеля. Собака, наклонив голову от любопытства, дружелюбно и молча провожала меня взглядом. Никто не нарушил тишину, даже петух, вскочивший на крылечко прокукарекать и потом почему-то передумавший.

Только когда я вышла за пределы деревни, на меня обрушились звуки. Вдоль и поперек дороги летали твиттеры и громко чирикали, кукушки щедро отмеряла года жизни, а впереди была длинная дорога в сторону российской границы.



Дорога в сторону российской границы

Монастырь

Пройдя пешком 10 км. по безлюдной дороге через лес, мне уже не страшно будет отправляться на велике в кругосветное путешествие. На самой границе с Россией (в 650 метрах) находится Пустынский Свято-Успенский монастырь.

Антоний Сурожский писал, что невозможно прийти к Богу, если не увидишь на лице хоть одного человека сияние вечной жизни. Кто ищет Царствия Божия - поезжайте в эту пустынь. Такое сияние я увидела у Данилы, насельника монастыря.
- Христос Воскрес!, здороваюсь.
В глазах монаха зажглись звездочки пасхальной радости и… любви. Настоящей пронзительной любви, не благостной мины. Такую я видела только в глазах своего влюбленного мужа давным-давно, в каком-то там году.
- Воистину Воскрес, сестра!

Она же - Великая!

Бродя по монастырскому подворью, увидела паломников из Климович, складывающих дрова в огромный монастырский сарай. Встроилась в их трудовую цепочку.
Цепочка состояла из Николая, работящего мужика, который не в первый раз приезжает помогать монахам отстраиваться, его жены Тамары, полной белоруски, замкнутой и недоверчивой. Елены, веселой бесшабашной дамы в интересной шляпке с полями, Татьяны, родом из России, уже давно переехавшей в Беларусь, Оксаны, крещеной Ксении - худенькой девушки в белом платочке.




За складыванием дров в монастырский сарай, идет неспешный разговор о разном: Ксения получает 2 миллиона.
-Работа легкая, но ходить туда все равно надо каждый день.
Елена относится к местной элите. Её зарплата аж 200 долларов:
-Вот закончу ремонт дома, куплю себе ноутбук с интернетом. Там и фильмы можно разные смотреть и путешествовать в 3-d, хоть в Иерусалим, хоть куда.

-А Россия и Беларусь чем-то отличаются? -вспоминая цель своего приезда, спрашиваю у русской Татьяны.

- Россия - она же Великая!

При этих словах глубокие серые глаза русской Татьяны становятся еще светлее и глубже. Потрясающие глаза! И это я без иронии, без реконструкции в стиле Сорокинских “Опричников”. Скорее чувствую Цветаевское:
Так и стою, раскрывши рот:
Народ! ...
Какой народ!

На уточняющий вопрос, чем это Россия великая, вступает в беседу молчаливый Николай:
- Почему Великая? Вы в храме Христа-Спасителя были?
Мне тут вспомнился князь Владимир с его выбором Константинопольской мощи и величия. Вот где судьба определяется, в самых истоках.
Градус пафоса снижает полная жена Николая:

- А мне так родное болото ближей.



Как только мы сложили дрова, начался дождь. Как будто небо специально ждало этого момента.

- Иначе и быть не могло, промолвил Николай

Армия, выдраивающая тротуары.

Про болото Радзимы я еще услышала не раз, в разных контекстах. То ли литературный штамп был так усвоен, что вошел в плоть и кровь нашего народа, и иначе, чем людьми на болоте люди себя не представляют. То ли сам штамп родился из этой народной стиплости.




-У меня сестра в Рославле (российский город ближайший к белорусскому Мстиславлю и рифмующийся с ним), говорит пенсионер из Мстиславля.
- В России, да, зарплаты побольше, пенсии почти такие же. Вот у моей сестры пенсия как у меня. Хотя, знаете, не променял бы российскую зарплату на нашу. Зарплаты хоть и большие, да люди бестолковые. Пьют. У нас тоже пьют, но в Рославле грязь, весь асфальт в рытвинах. А здесь целая армия с утра выходит тротуары драить.
И медицина там платная. Приезжали родственники, ребенок в больницу попал, все удивлялись, что бесплатно вылечили. У нас, говорят, мы разорились бы на врачей.
И сельское хозяйство… Я вот шафером работал, если проехать от Смоленска до Москвы - там по всей дороге пахотной земли меньше, чем в одном нашем колхозе. У них поэтому и пожары постоянно. Но, как говорится: Каждый чорт своё болото хвалит.
Менталитет

Подростки, спешащие отпраздновать маёвку.




-Россияне чем от нас отличаются? Ну, мы более гостеприимные.
-???
И этот, с гордостью проговаривая умное слово: менталитет у нас другой. Там народ (показывает указательным пальцем вниз) бухать любит.

Воровство и всё горит

Кучка пенсионеров в праздничных белых кепках.




-Там - воровство и все горит. Здесь - показуха и маленькие зарплаты: полтора - два миллиона - это зарплата?
Похоже, нарвалась на местную «оппозицию».
- Вот Лукашенко взял страну с долгом 4 миллиарда, а сейчас долга все 400! Сельское хозяйство вот только сохранил.
Главная историческая достопримечательность, находящаяся под охраной государства и народа - это самое сельское хозяйство.

Снайпер “Серый”
-Я в Чечне воевал, снайпером во взводе целых восемь месяцев. Две медали “За Отвагу” дали. Я потом эти медали в карьер выбросил.
-Почему?
-Я во пацанёнка чеченского убил. Сам потом чуть под трибунал не пошел… Ещё своих положил семнадцать человек. Мне пришлось. Обстоятельства были такие. Нас на задание послали, а они - стрелять. Не было выбора.
Он заплакал.
А я чувствовала себя мерзавкой, потому что, когда он заплакал, хотелось вынуть фотоаппарат и сфотографировать эти мужские слезы бывшего снайпера. На обложку “Таймс”, ага. Сдержалась, сделала фотографию позже:




-У меня в позвоночнике осколок сидит. Болит, зараза. Врач сказал, нельзя вынимать, а то хуже будет.
Приезжали, предлагали снайпером на Украину ехать, за бешеные деньги - тысячу российских рублей в день. Я отказался. Если и поеду на Украину, то - от войны отговаривать. Пойду и скажу им, и тем, и другим:
- Что ж вы такое делаете? Что за херней занимаетесь? Вы знаете, что такое война?

Белорусский вариант здесь: http://novychas.info/uploads/userfiles/files/2015/nch_2015_18.pdf
Previous post Next post
Up