R.Leoncavallo : Pagliacci, Český Krumlov 9/10.08.2011

Aug 13, 2011 00:15

Лето - время отпускное. Но отпуск некоторые уже отгуляли и я в их числе.
До начала сезона в оперных театрах еще ой, как далеко (хотя, в Цюрихе, например, уже все билеты проданы и я похоже остаюсь с носом, п ч 270 CHF, которые теперь почти €, за билет, не вдохновляют даже на Jose Cura). Приличные люди в это время посещают разновсячечкие фестивали, из которых самый что ни на есть культовый и топовый - Salzburger Festspiele.

Про Bayreuther Festspiele чего-то как-то все молчат, а если и говорят, то почему-то без особых восторгов. Да я и не вагнерист. У меня другая репутация. Не скажу, что хуже, но все таки... :-)

Немножко посуетился по поводу «Макбета» с Р. Мути, но понял - поздняк метаться - билетов никаких, ни хороших ни плохих. И совершенно неожиданно передо мной раскрылась перспектива в очередной раз послушать Pagliacci в весьма неожиданном месте... Есть такой Český Krumlov - средневековый город-ансамбль с музыкальным фестивалем, набирающим обороты.









И в этом году он до такой степени ускорил обороты, что устроил фестиваль 2-х теноров обычных и одного королевского тенора-баритона - сами знаете кого, - постеры с фотографией которого просто заполонили этот несчастный город, помогая продавать сувениры местным лавочникам. :-)



Если Варгас и Доминго показывают себя в Крумлове впервые и в концертном исполнении, то Кура уже в прошлом году отметился 2 раза подряд с полным аншлагом, и тогда же взял на заметку известную многим вращающуюся летнюю арену - в просторечии револьвинг, которая находится в садовом ансамбле замка.





Решено было поставить «ПАЯЦЫ».



Дать их несколько раз подряд. Так как все билеты были проданы, я и не думал в эти ебеня кидаться, но в самый последний момент вдруг нарисовался отказник-рефъюзник и на его место пристроился я. :-) Тем более, что моя любимая Вена находится в относительной близости от шедевра средневековой архитектуры Чешского Крумлова. И что приятно, Аэрофлот катает летом в Вену недорого.
Снять в Крумлове помещение для ночлежки оказалось плевым делом. Самое дешевое расположилось вообще на замковом сходе, по которому ходят толпы туристов, но ночью спать там просто замечательно : тишина, полное впечатление, что ты стал старше на 5 веков и такая атмосфЭра феерическая, когда ты своим ключом открывешь дверь 16 века, но при этом унитаз (и душ) в номере имеешь.:-) И, знаете ли, вполне современный, не такой, каким пользовались далекие предки нынешних чехов и который оч хорошо виден на фото,




т е практически люди ходили прямо в пропасть и что ж там было внизу страшно представить... :-)

Дорога до избранной мною фестивальной площадки проходила по уникальным местам, т е прямо по самому замку.









Пройдя его насквозь и полюбовавшись на радугу попадаешь в парк, в котором происходят все летние мероприятия.





Сдается мне, что где-то здесь находится и зрительный зал под открытым небом, в котором еще только предстоит выступить тенору-баритону королевскому, одна штука.:-)
Те, кто поскромней, сворачивают налево и топают в сторону вращающейся арены. Мне, как челу интересующемуся всякими такими подробностями и увлекающемуся халявой:-), поначалу показалось, что только идиоты покупают билеты, когда спокойно можно пролезть в этот не маленький парк, рассесться где-нибудь в травке и все что нужно поиметь совершенно даром. Но оказалось все не так просто. Проход в парк оч строгий. Забор хоть и живой, но хрен через него продерешься. А еще один вход, чуть подальше, типа служебный, охранялся строгим мужиком. Т ч в Крумлове не забалуешь и денежки выкладывать пришлось.:-)

Да и то сказать, в травке особо не рассядешься, п ч погодка в Европе с этого лета тихо начала готовиться к ледниковому периоду. Если днем в редких проблесках солнца хоть какие-то намеки на +18° были, то в не забудьте ровно в 8:-) начал поливать ледяной дождь. Ув публика пряталась в закрытых переходах замка, любуясь радугой, которая вообще-то всегда предвещает теплую погоду, но не в этом случае. Дождь не утихал и все отправились к месту представления в накидках, сделанных из полиэтиленовых мешков (их продавали тут же с лотков недорого). Сомнения брали - состоится ли спектакль вообще. Но в 21.00 дождь прекратился и, разобравшись с лужами на сиденьях, все расселись.



Уже вначале зуб на зуб не попадал от холода, а что было к концу это и не описать - героизм публики вызывает восхищение. Тряслись, хлюпали носами, но честно сидели. На следующий день народ подготовился и пришел в одеялах, которые кто попросил, а кто взял без спроса у владельцев пенсионов, благо те свое барахло от постояльцев не прячут.:-)

А каково было артистам ?! Особенно гимнастам и прочим циркачам, которые выступали практически раздетыми.

Перед началом на 3-х языках рассказали, что костюмы не будут соблюдены полностью из-за плохой погоды, поэтому попросили публику быть снисходительными. Я всегда снисходителен ко всем остальным, когда поет José Cura.:-)
Ну и что, что лично он поддел под костюмы много чего тепленького и стал смахивать на бабу на чайнике.:-)
Ну и что что у него пар шел изо рта ( а кто сказал, что в Италии всегда жара ? там "Набукко" на Арене 3 раза начинали недавно (приятель рассказывал ) и так до 3 часов ночи закончить не смогли). Ледниковый период... Поем и слушаем в тяжелых условиях.

Вы конечно понимаете, если дело происходит на открытом воздухе, без микрофонов вокалисты уже не обойдутся. И при всей моей нелюбви к такому делу, на сей раз я к этому отнесся совершенно спокойно. Если судить по вокалу José Cura (а я знаю как он поет) особых изменений в пении я не заметил. Правда в первый день из-за слишком влажного воздуха звукорежиссеры некоторое время не могли найти баланс между оркестром и солистами. Во второй день таких проблем не наблюдалось.



В постановках на открытом воздухе на первое место всегда выходит зрелищность мероприятия.
И она была.
И совсем не похожая ни на что другое. П ч главным действующим компонентом была сама вращающаяся арена. Зрителей катали, как на карусели, переходя от одной картинки к другой. Чего стоило хотя бы начало, когда под под удар гонга раздался топот копыт и по центральной аллее понеслись 2 жандарма на лошадях. В тот момент, когда они домчались до зрителей и свернули, амфитеатр поехал за ними и публика благополучно прибыла... в финал спектакля, где, как известно, 2 трупа и Канио, у которого уже просто не все дома.:-) Пораженная ужасом массовка наблюдает вместе с "залом" как на веревке жандармы уводят Канио вновь на центральную аллею. И наш театр едет вместе с ними. Затравка просто удалась!

примерно так все крутилось:-)

image Click to view





После этого идет получасовое попурри на музыку Леонкавалло, под которую цирковые артисты показывают что они умеют - причем, арена постоянно переезжает от одного номера к другому - тут были и огненные жонглеры и гимнасты, и эквилибиристы.
Еще бы Осипову туда,- подумал я, - вообще было бы супер. Очень ее не хватало.:-)

Провернувшись почти полный круг, револьвинг прибыл в то самое место откуда начиналась опера и пошел Пролог. Его пел Кура. А я такой вариант оч люблю. Тем более, что начинал он практически в публике - подошел к 1-му ряду и пел в непосредственной близости к сидящим там, что оч понравилось многочисленнм дамам, заранее раздобывшим себе самые козырные места. После четкого окончания Пролога Кура как бы толкнул амфитеатр и мы опять поехали ( !аплодируя ) к следующей картине. Там уже все было готово для приема этого игривого театра.

Режиссерски у спектакля был просто бешеный темп, п ч массовке нужно было постоянно перебегать за театром и все это было здорово обыграно.
Мелкие сцены поставлены грамотно.
Прям захотелось сказать - опера-кино. Но это раньше до меня уже сказал про Чернякова то ли Ренанский, то ли Филановский. А я плагиатом не занимаюсь:-).
Это была просто великолепная постановка на свежем воздухе, по зрелищности мало с какими другими сравнимая. И несмотря на не слишком комфортные условия просмотра, - ноги так зимой никогда не замерзали, - оторваться от этого зрелища было невозможно.

Оркестр, который сидел в кустах, как тот рояль,:-) и виден не был, сыграл на хорошем уровне. И я вообще то не понял, а как дирижер общался с исполнителями... Вероятно так, как в живых трансляциях Андермана - по мониторам. Надо отдать должное - слаженность была уж никак не хуже, чем в последнем его шедевре Риголетто.

Если оставить за скобками микрофоны, которые могут конечно певческую картину сбить, то основные вокалисты мне понравились все. Кроме Куры, имена неизвестные, они прошли строгий конкурс на участие в этом проекте. Недду-Jana Šrejma Kačírková и рядом не поставлю с той, барочной, которую слушал совсем недавно в Wiener Staatsoper. Певица, судя по всему, хорошая, с легким голосом (с микрофонм такое можно себе позволить), спела настолько чисто и опрятно, а сыграла так убедительно, что создалось впечатление - на сцене оч известная артистка.



Баритоны мне тоже показались вполне.
Если у Тонио без Пролога роль оказалась не слишком большой, то Сильвио-Jiří Brückler выступил по полной : весьма чувственно спел дуэт с Неддой, валяясь на мокрой траве, и был вознагражден аплодисментами слегка разогретой публики.

В первом представлениии Кура, на мой взгляд, берегся. Видимо ему хотелось все таки спеть и последний спектакль. А простудиться на таком собачьем холоде плевое дело. Последние Паяцы вся труппа отожгла на все 100. Исполнители полностью раскрепостились и даже несмотря на кровавую развязку и лютый мороз, от которого не спасали даже одеяла, общее ощущение радости не уходило ни на минуту. Вот она, Недда, убитая лежит, но она же сейчас встанет и пойдет кланяться, и все ей похлопают.:-) Что и было.
Второй спектакль я смотрел с еще большим удовольствием - уже знал на какие места следует обратить особое внимание - и он был еще интересней, чем первый.
Единственно, что жалко, - маловато света. Поэтому все мои ролики пошли в корзину.:-( Когда сидишь в легком полумраке как-то видно, а на записи - здравствуй, венская опера и ария Канио - пиши/не пиши все равно ничего не увидишь.:-)

image Click to view







К сожалению с подсыром в этот раз ничего не получилось.:-(
В первый день чудесную картину являл собой револьвинг с публикой, размахивающей руками артистам - как бы до свидания.:-) Револьвинг медленно увозил народ от сцены к центральной аллее и как только вывез, народ не то слово побежал - ломанулся куда-нибудь отогреваться.:-)
А во второй день честно была сделана попытка встретить любимых артистов. Но дождаться никого не удалось. Т к я кроме José Cura и директора фестиваля остальных в лицо не знаю, то видимо может кого-то и пропустил, но Куру так и не дождался. Через полчаса понял, что окоченел окончательно. Основные ворота уже закрылись, пришлось выходить через артистические.
Ну ладно, - подумал я, - может еще что-то поставят в Český Krumlov. Да и José Cura рассказал в интервью как он мечтает заняться рафтингом в Крумлове и порыбачить с удочкой на Vltava (думаю, примерно так, как Елена Воробей в Доброте:-) ). Если все сложится и он захочет заодно подработать деньжат, то может быть еще чего-нибудь на револьвинге и поставят. Хотя есть засада ввиде дона хосе пласидо - вдруг и он тоже захочет посидеть с удочкой и заняться с альваритой рафтингом, а заодно спеть Симона Бокканегра... :-) Тогда, уж извините, я не поеду.:-)


В качестве музыкального бонуса
Возвращаясь в Salzburg(Fest)(см. комменты), к той самой генрепе 13.08, выяснилось, что ее устроили для того, чтобы собрать денег для пострадавших японцев. У меня есть аудио.

image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



Чего хотите со мной делайте, я так ржал над тем, как Анечка поет.:-)
И вот к какому выводу в итоге я пришел - рубеж XX-XXI вв навсегда останется в искусстве оперы как переломный момент.:-) Теперь в опере властвуют голоса, которым нет названия. Причем, появление этих голосов не зависит от возраста исполнителей, как в случае с Доминго, когда не все ли равно, как он поет; если есть необходимость выковыривать из под его ногтей гены его молодости.:-)
Анна Нетребко певица вполне в соку - ни из под ногтей, ни из других ее мест пока выковыривать ничего не надо.
Но кто бы мне объяснил - каким голосом она поет ?
Почему не может дотянуть ни одну муз фразу до конца.
Почему на протяжении, допустим, одной арии голос плывет неоднократно мимо нот и мимо вообще всех параметров, необходимых для исполнения партии.
Да и плывет ли он ?..
Все больше в этом голосе слышна всеми любимая циркулярная пила.
Для публики Зальцбурга сойдет конечно, она давно уже зарекомендовала себя лоховой.

Как Анна отжигала на отдыхе после тяжело отработанной генералки можете посмотреть здесь.

Иоланта, José Cura, pagliacci, Český Krumlov

Previous post Next post
Up