Don Carlo Staatsoper Unter den Linden, Berlin 13.05.2011

May 17, 2011 00:30

Я не люблю когда меня провоцируют, а небезызвестный в оперном мире Staatsoper Unter den Linden поставил провокацию публики в основу своей деятельности...
Поэтому, приезжая в Берлин, я даже не заморачивался походами в «театр Баренбойма». Моей стойкости пришел конец ровно в тот момент, когда в первом оперном доме Берлина был заявлен Don Carlo с LA PRINCIPESSA EBOLI Nadia Krasteva.
Все как-то так хорошо подгадалось, что ничего другого не оставалось, как сесть на самолет и отправиться на Bismarckstraße в театр Шиллера, в котором теперь находится Staatsoper Berlin.

Amanda Echalaz | Elisabetta di Valois - René Pape | Filippo II - Nadia Krasteva | La principessa Eboli - Fabio Sartori | Don Carlo - Alfredo Daza | Rodrigo, marchese di Posa



Первое действие было под угрозой непопадалова по причине нпятница 13-е : задержки рейса, огроменной очереди на паспортном контроле и маленькой пробочке при выезде из Flughafen Berlin-Tegel. Но при всех ужасных входящих уловиях без 15-ти семь я уже курил около Schillertheater:=); ну а ровно в 19.00, разумеется, расселся в одно из кресел этого театра, который сильно смахивает на кинотеатр эпохи развитого социализма и приготовился не поддаваться на провокации режиссера :-)

Зазвучал оркестр, значительно прибавивший сил в борьбе за право слушать оперу не отвлекаясь на картинку, а значит не попадаясь на провокации. Идеальный строй, совершенное звучание всех групп и общая слаженность этого музыкального организма в который раз привели в изумление и поделенная на 2 части опера (один антракт), несмотря на все усложненные входящие условия, проскочила как один миг. А входящих условий было много... Понятное дело, что это была «режопера , а Staatsoper Berlin все равно, что «Киев - мать городов русских», для режоперы мать-перемать для различных режоперных вакханалий. Все изыски, как всегда, сводятся с нескольким простым посылкам :

- стол / люстра
Это не обсуждается, а просто должно быть [особенно в таком продвинутом по части эпатажа театре], причем главный эпатаж этих предметов заключается в следующем, - ими никого уже нельзя удивить, но режопера без стола и люстры все равно, что самолет без крыльев;

- наличие пиздолетов
Агрессия в режопере всегда была в моде и мода эта задержалась надолго. Примерно так, как спущенные штаны на молодежЫ - давно уж пора на что-нибудь другое поменять, но т к фантазии не хватает придумать что-то, то вот уже лет 15 эпатируют грязными трусами, вылезающими наружу;

- перенос во времени
Моя рука,когда набивает это замечательно словосочетание, когда-нибудь блеванёт на клавиатуру:=), но они все переносят и переносят во времени и не устают, и не лень им, и, главное, уже теперь храбрецов таких не найти, которые бы набрались наглости и заэпатировали бы публику отсутствием переноса во времени и полным исследованием сюжета оперы. Что происходит на сцене абсолютно непонятно. Бегущая строка переводила с итальянского на немецкий. Ну и слава богу, п ч все то, что было написано на этой строке не имеет никакого отношения к тому, что перед глазами. Поэтому переводи/не переводи - на хрена это кому надо

Ну и самый цимес для любого режопера - раздеть догола одного или несколько человек, - в нашем случае в сцене аутодафе полностью обнаженными мучались мученики-еретики.

image Click to view



Просто ржак какой-то, когда выходят мужики с канистрами, обливают этих несчастных водой, играющей роль бензина, подвешивают их за ноги и каждый из них располагается как придется - кто передом кто задом к публике [не знаю как они расплачивались с обнаженными исполнителями, п ч обнаженный передок, показанный провоцируемому залу, оценивается в 2 раза дороже, чем, извините за выражение, жопа :-)].
✑Жуть вопроса заключается в том, что два самых известных всем места человеческого тела [ну кто их не знает и всяк видел неоднократно, а кто не видел может спокойно сходить в общественные бани и всего этого насмотреться] поднята режоперами на недосягаемый уровень необыкновенной загадочности.:=) А зачем вообще показывать то, что всем известно ..? А главное, - не надо делать вид что вот такие показы требуют какой-то особой провокационной храбрости. Такие решения могут поразить только своей пошлостью. Они и поразили 2-х человек, которые крикнули "Бу" после сцены auto de fe. Остальные слушали музыку и вокалистов. Поэтому основное, как всегда в хорошей опере, даже если режиссура ни к черту, - музыкальный уровень. А музыкальный уровень этого спектакля был на высоте.


Оркестр и Хор немецкие и на этом можно закругляться. Ни в каких театрах так не трубят трубы; не поют скрипки; виолончель соло в Ella giammai m'amo может быть и играет чисто еще где-то, но здесь уж так! пропел этот инструмент. Хоры, как и положено, в один голос могут производить любое количество децибелл, но делают это настолько аккуратно и грамотно, что придраться не к чему. Пришел в немецкий театр - получи музыку во всей ее красе.

Список солистов для европейского театра вполне приемлемый :
  • Есть супер-звезда René Pape. Точка. Тут все есть - и мастерство, и голос, и органика, и всякий спектакль с его участием везуха и радость;
  • Оказалось, что есть превосходный тенор, - тот самый товар, про который сейчас говорят ах, нету нету, ах негде взять. У нас нету. У них есть. Где-то берут. Он конечно арбуз на ножках, но в этой постановке и кобыла невестой станет, а голосина у Fabio Sartori просто великолепный - мощный, звонкий, в меру резкий, заливистый и с этой партией, не очень то простой, тенор справился легко;
  • И конечно mezzo-soprano. Редкая птица, п ч все нынешние топовые меццо даже близко не подходят к партии LA PRINCIPESSA EBOLI. Сначала боятся и берегут голоса, а потом, когда страх проходит, голоса куда-то деваются. Nadia Krasteva просто создана для Эболи. С нее бы еще кобуру с пиздолетом снять, приодеть более-менее прилично и не заставлять ползать по столу как кошку.
    ♫слушать : Nadia Krasteva - Nei giardin del bello
Мне вообще нравится, когда восторженные поклонники старых мастеров пыхтят по поводу того, как органичны они были, но, прошу пардоне, их никто не заставлял висеть вниз головой и постоянно раздвигать ноги, шарить по сиськам какой-то тетки и т д и т п..
Их никто не заставлял заниматься всем тем, чем сейчас приходится заниматься артистам оперы явно вне их желания. А тот единственный раз, когда на Эболи было надето приличное платье и свет падал нормально, это было действительно красиво, но ровно до той поры, когда "Принцесса" добралась до вожделенного стола.
По вокалу.
Совсем недавно я огорчался по поводу того, что настоящие густые низкие меццо с добротными низами и уверенным верхом куда-то испарились. Так вот же вам, пожалуйста, Надя Крастева - голоса море, в форме великолепной, да плюс еще красавица. С удовольствием послушал бы ее Сантуццу и Амнерис, а приходится Эмилию и Третью Даму. Наплюешь на всякую режоперу, а бы с таким голосом повстречаться в лучшем меццо-сопрановом репертуаре.

image Click to view



image Click to view



  • Показательную для любого баритона партию Маркиза ди Позы исполнял Alfredo Daza и с ним тоже все было в полном порядке. Тембр голоса небезусловный, - кому-то может нравится, кому то нет. Но само по себе исполнение и по технике и по чувствам оч органичное ♫слушать : Fabio Sartori / Alfredo Daza - Dio, che nell'alma infondere amor
  • Пришли такие времена, когда артистку на Елизавету Валуа днем с огнем не сыщешь. Мне в последнее время не везет и в этом Карлосе самая большая невезуха была связана именно с ней. Правда, перед началом вышел дядечка и рассказал про инфлюэнцию, которая настигла Amanda Echalaz и попросил снисхождения.

image Click to view



Снисхождать не особо хотелось. Хотелоь послушать приличное исполнение партии, а главное в конце любимую многими арию. Но раз не удалось, то пришлось быть снисходительным.:-)
А что другого оставалось делать..?
Единственный раз, когда снисходительность испарилась и не только у меня, когда режопер заставил Ля Реджину наглаживать утюгом в такт музыку какую тряпку в большом дуэте Карлоса и Елизаветы, - тут зал заржал в откровенку.
Ну и момент, когда Каролс спрятался от коварной Эболи под стол народ встретил оч благосклонным гоготом.:-)

Успех шумный. Немцы не ленятся аплодировать, никогда не сбиваются в скандеж и не спешат в гардероб, а если кто-то и сорвался с места, это значит человек побежал поближе к сцене, посмотреть на живых в живом плане.

René Pape | Filippo II - Nadia Krasteva | La principessa Eboli - Fabio Sartori | Don Carlo


И Don Carlo меня таки спровоцировал по окончании его на длительные поиски местного подсырника. Хочется возмущенно сказать словами и интонацией А.Райкина - подсырника горячего нету!:=) Это черт знает что, а не театр.:=) - на каждой служебной двери написано "входа нет", но похоже и выхода оттуда тоже нет. Есть стойки для велосипедов, есть кафе, а служебного выхода нет. И восхищенной публике рассказать своими словами об испытанных ими чувствах артистам просто негде:=).

Повторное исследование местности при свете дня дало возможность предположить, что артистический вход-выход происходит через некий шлагбаум, рядом с которым нет ни одного вахтера, зато в избытке мусорные бачки.
Опечаленный сложившейся ситуацией, я отправился размещаться в отель, с тихой грустью мечтая о встрече с Надей где-нибудь в городе, что случилось на премьере Самсона в Дойче опер через день.

У кого чего болит:=) и, первое, что я спросил после взаимных приветствий, - Надя, а где там подсыр:-) ? Оказалось там и есть, [где мусорные бачки], с противоположной стороны театра. Теперь я знаю, где буду ждать Машку Горцевскую и она от меня не уйдет.:=)


staatsoper unter den linden, don carlo, nadia krasteva

Previous post Next post
Up