Cavalleria rusticana / Pagliacci Barcelona, Gran Teatre del Liceu 11.04.2011

Apr 14, 2011 23:51

По возвращении в Барселону я задумался вот на на какую тему, - а если у нас в Мск, в Большом театре введут столь любимую отделом перспективного планирования систему стаджионе, то каким образом это может воплотиться в металл. Даже, если мы отдаем главную сцену полностью под балет с большим репертуаром (а иначе и не получится, - Большой театр=балетный театр), а на новой запустим 15 раз "Дон Жуана". Будут у нас ходить на такое ..?

В Gran Teatre del Liceu система стаджионе представлена во всей своей красе и 15 раз подряд огроменный зал на CavPag заполняется; Лисео набирает 3 состава из вполне известных имен на любой вкус и цвет. Представить себе такое у нас, мягко сказать, трудно. Нет, Большой театр может конечно позвать Елену Максимову, - со следующего сезона звезду Венской оперы, - но еще одну такую яркую фамилию нам уже не осилить. Поэтому звезда пленительного счастья под названием система стаджионе пока что ярко не засверкает на столичном небосклоне. Посидим пока так - ни два ни полтора - ни репертуарный театр, ни система стаджионе. А уж если прям так соскучимся, то съездим в какой-нибудь известный оперный дом.
КавПаг я мог бы послушать в 3-х составах. Но выбрал один, п ч эта парочка не "Любовный напиток", который можно высидеть несколько раз подряд. Тут все серьезно и все по-взрослому. В отличие от валенсийсого театра, к Лисео красиво и торжественно не подойдешь, - находится он, известно, на бульваре La Rambla и более бардачной улицы я нигде в мире не видел. Из этого орова, шума, гама, мусора, туристов на желтых карах, вырваться можно только воткнув билет в терминал, чем-то напоминающий турникет. А дальше ты, типа, в опере.:-) Туристов в Лисео не так, как в Венской опере, практически нет. Все свои, эспаньолы.:=)





Постановка CavPag достаточно известная - Liliana Cavani и я не знаю, почему она оч многим не нравится. Но ответственно заявляю, что по сравнению с тем, что наворотили в Скала в этом году, на сцене разворачивался просто таки шедевр режиссуры. :=) "Сельская честь" вообще оч известная по записи с Майер, Курой и Мути.


 



  




Сантуццу пела Luciana D'Intino и меня сильно интересовало что же у нее с голосом (ее февральское выступление в "Сельской чести" меня слегка разочаровало). К сожалению лучше она не показалась и в зале Лисео стали очевидны еще более серьезные потери в голосе. Еще недавно обладательница густого и матового меццо с природными глубокими низами и сверкающими верхами D'Intino вдруг начала петь разжиженным тонким сопрановым звуком в пол, помогая себе всем телом. Достаточно грустное было зрелище, когда певица буквально выталкивала животом нижние ноты, согнувшись в три погибели. Понятно, что все когда-нибудь кончается, но в данном случае слишком быстро... :=( Мне это достаточно неприятно осозновать, п ч я-то всегда был поклонник настоящих меццо, - не полсопрано типа Гаранчи, каких пруд пруди с молочными голосами, - а замены Д Интино что-то не видно. Сейчас вовсю выдвигается Анна Смирнова, но я пока с ее творчеством не знаком. По образу мало что переменилось по сравнению с миланской постановкой и похоже, что дело там было не в партнере : статична, невыразительна и оч скованна, чувствовалась неуверенность в собственном вокале и из-за этого певица не могла раскрепоститься на сцене полностью. Может быть Д Интино была не совсем здорова. Всяко бывает. Хорошо бы, если так. В дуэте она и вовсе в одном месте она замолчала, предоставив партнеру отдуваться за двоих.

Luciana D'Intino поет во всех крупных оперных театрах и, разумеется, с голосом могут случится всякие неприятные вещи, и даже если с ней произошло что-то необратимое, она все равно будет петь, п ч за нее некоторое время будет петь ее имя, как, например, это некоторое время растянулось до бесконечности для тенора Neil Shicoff, который в следующем сезоне намылился изображать Альфреда Жермона в Цюрихе и Риккардо в Бале-маскараде в Вене, - это уж только руками развести широко в стороны... Но сколько раз за свою жизнь я слушал "Сельскую честь", но такой Mamma Lucia не слышал нигде. Josephine Barstow - это просто кваканье какое-то в исполнении стерилизованной кошки. Непоследнему в мире театру выпускать на сцену вот таких исполнителей, это надо иметь мужество.

Очередной баритон с грузинской фамилией Георгий Гагнидзе /George Gagnidze/, исполнитель роли Альфио вначале активно не понравился. Хотя, я всегда готов к тому, что выход Альфио почему-то никто хорошо не поет, наверное есть какая-то сложность для баритона в этой рваной музыке. Но дальше мое мнение полностью поменялось. На сцене был драматический баритон оч хорошего качества и небольшую сцену Сантуццы с Альфио вытянул именно он.

Для José Cura колесо истории совршило полный оборот - свой первый КавПаг в этой же самой постановке он пел во Флоренции лет 10-12 тому назад. Из 6-й ложи бенуара, с в общем-то неплохого места, при первом появлении, сослепу Кура мне показался таким почтиюношей в кепаре и таким, собственно, остался, на протяжении всей этой недлинной оперы.:=)
В постановке Кавани siciliana Туридду поет за сценой и здесь венским критикам не удалось бы придраться у артисту по поводу слишком громкого исполнения. Не знаю, каким образом Куре это удается, но и за сценой он показал голосом уход Туридду.
Что особо понравилось : светлый звук, абсолютно необходимый в этой партии; и конечно рубато - редкостная замануха в verismo, - когда певец чуть уходит от оркестра, но в конце всякого фрагмента обязательно сходится тик-в-тик. Этакие фокусы никто больше себе не позволяет, п ч для такого исполнения надо иметь оч высокий музыкальный уровень, ну и конечно уверенность в себе, - остальные-то все боятся, а то вдруг Кролик скажет - поет не в музыку и все - пиздец мексика, карьера закончена.:=) Застольную отжег, Mamma спел с легкостью необыкновенной. В общем, как всегда, José Cura центр спектакля. Личность, она в любом случае себя проявит)))

Антракт 30 мин пролетел незаметно, особенно для тех, кто выходил покурить. А я из их числа. Особенность театра Лисео состоит в том, что курят все на улице перед входом, где прям по твоим ногам едет невероятное кол-во разнокалиберных машин, а по тебе ходят толпы орущих, жрущих, пьющих туристов и местных, хотя время было начало 10-ого. Юркнув обратно, я занял свое местечко. Начались «Паяцы», которые я видел впервые. Но которые идут в театре у г-на Кехмана. Т е, понимаете, мы достигли такого уровня, что у нас идет то, что у них, но без Куры.:=)
Спектакль открыл Vittorio Vitelli Прологом и спел весьма качественно абсолютно не подходящим под роль голосом. Почему теперь все поют не по голосовой принадлежности - лирические баритоны - Пролог; спинто-тенора - драм партии; Анна Нетребко - бельканто; уж не говорю про бывших теноров, которые сегодня блеют во всех подряд регистрах, - это для меня загадка, которую разрешать в данный момент не собираюсь.

Постановка мне абсолютно не мешала. Более того, я был сам на себя удивлен, что меня вполне устроила в качестве Недды Инва Мула /Inva Mula/, которая уже не считается топовой:=) и, как говорит мой друг Ренанский, из-за границы до меня доносились слухи о неполадках в ее аппарате. Однако, не все так страшно. Проблемы конечно есть. Одна из основных, - голос опять не подходящий для этой партии (низов совсем нет), но в целом общее впечатлении вполне благоприятное и к тому же Мула игруля : интересная, раскрепощенная, ростом малышка, особенно по сравнению с Курой. В финале показала достаточно значительный характер персонажа и полную независимость от физической работы ввиде пения( то, чего как раз не хватало Д Интино). Голосок на слух обычный, с россыпью, но пробивной, сконцентрированный с озвученными верхушками. Короче, нормально. Европейский уровень был )))

Про остальных персонажей рассказывать не буду. Они были получше, чем мама Лючия, но такого добра у нас в Мск более чем достаточно.

Что касается José Cura в Паяцах. Это тот самый редкий случай, когда артист поет партию в полном соответствии со своим голосом. Красивую музыкальную фразу(не забудьте, ровно в 23.00:=) ) с красивой нотой - это из дуры-Сорокиной, той самой, которая живет в деревне под Вероной и иногда аккомпанирует балетной группе здоровья, - Кура спел, проходя из одной кулисы в другую высоко задрав голову, и тянул до той поры пока не ушел. Вот не везет же мне вживую послушать все то в исполнении Куры, что слышат по слухам, доносящимся из-за границы наши критики. Поет человек просто идеально партию и ничего тут не сделаешь. И как только закончились «Паяцы» вот этой потрясающей сценой и этой финитой, мне, честно, захотелось по новой. И это несмотря на жесткие минусы лично театра Лисео :

1. Оркестр. Который не может играть веризм.
2. Хор. Который не может петь веризм

Все то, что я говорил про хор и оркестр Скалы, все же не такой жесткач как тот, который пришлось услышать в Барселоне.
Verismo не обозначает базар в хоре, когда каждый орет своё дурным голосом.
Verismo не обозначает нестройное звучание оркестра.
И самое основное не наблюдалось веристкой чувственности, страсти и пронзительной лирики в исполняемой музыке. Все что угодно в веризме, только не равнодушие, которого к сожалению было в избытке в этот вечер. Похоже наступили времена, когда с исполнением веристских опер наблюдаются достаточно серьезные проблемы :

- "Тоска" стала дежурным блюдом и все зависит только от исполнителей - вытянут или не вытянут
- "Турандот", вообще, стало модно петь раздолбанными голосами и при ревущем оркестре
- а "Богема" и вовсе из лирической мелодрамы превратилсь в пошлую опереттку.

Понятно, сейчас веризм так не навязывается, как, предположим, Моцарт, Р Штраус и, разумеется, ВаХнер, но терять стиль исполнения таким театрам, как Лисео, все же не годится, некомильфо.

Черт с ним с Лисео.:=) Вспомнил! Одна забавная деталь. Канио Кура изображал в широких брюках и в блестящем пиджаке и когда по ходу спектакля он снял пиджак и повернулся спиной, отчетливо стало понятно, - Кура давно уже не почтиюноша ))) Сзади там было было ))) Но это на исполнение влияние не имело.

Испанская публика по части обхлопывания спектакля показала себя малоинтересующейся 2-мя произведениями, которые у них давно не появлялись в афише. По успеху все более чем спокойно. После "Сельской чести" аплодировали так, как-будто закончилось первое отделение оперы, а не целый спектакль. Недду после арии встретили скромно, примерно также, как Ополайс в Скале; Пролог не встретили никак, т е предельно вежливо; Куре за великолепно исполненный Recitar, расхолодившись за время музыкального проигрыша, похлопали долго, но без особых воплей.
А после спектакля, как только окончательно закрылся занавес, народ побежал как-будто дело происходит в нашем чайнике и всем надо ехать не иначе, как в Мытищи. По контрапункту впоминалась дорогая Вена, где публика сидит, как пришитая, и никуда не торопится.
Т к я в Барселоне не в первый раз и где написано служебный вход знаю, отправился сырить.:=) Время было начало 12-ого, на Рамбле битком, а на подсыре черти что : орут дети, которые только что участвовали в спектакле; орут музыканты в мотоциклетных шлемах; орут рабочие сцены, которые вышли покурить, - т е дурдом заканчиваться не собирается.:=) Стою. Жду. Без 15-ти 12 все разбежались. Вышли на работу уборщики со щетками и подмели все окурки. Тут же под двери входа для зрителей подошли бомжЫ со своим одеялками и матрасикми и прямо на входе разложились и залегли, а некоторые отгородились, как ширмочкой, раскрытыми зонтиками.:=) Кура так и не появлялся.:=) Заодно не появлялся никто (может они и вышли, я просто других в лицо не знаю:=) ) Пожилая пара, ожидавшая тоже рядом со мной, отправилась восвояси. Отправился и я. Конечно по Рамбле, где буквально около каждого переулка стояло по 5, а то и по 10 проституток всех объемов и мастей. Тут же рядом в открытых кафе сидели люди и пили пиво, и таращились на проходящих, и конечно орали своими дурными голосами. Причем, совершенно справедливо было указано - женщины хриплыми и оч противными. И это можно понять, ведь если орут с детства, как сохранить нежный женский голосок.:=)
Предполагаю, что в ближайшее время в Лисео ездить будет назачем, разве, что только за визой. Но за визой же можно в Валенсию... Или вот еще рассказывают есть такой город в Испании бЫльбао... :=)

© photo operaduets.com
Inva Mula




Под самый занавес у меня вопрос к знающим людям, которым в Барселоне в районе Барселонета не воняло:=), в Лисео один артистический вход или есть еще какой-то, через который утёк Кура. Заранее благодарен, цЫрлих-манирлих.:=)

Т к на этот раз документального материала практически нет:=), несколько фотографий, не имеющих отношения к опере)

Barcelona, Mercat de la Boqueria









gran teatre del liceu, José Cura, pagliacci, cavalleria rusticana

Previous post Next post
Up