Pagliacci / Cavalleria rusticana, Teatro alla Scala 05.02.2011

Feb 08, 2011 11:02

Teatro alla Scala в последнее время катится в ту же помойку что и наш Большой...

Начать хотя бы с того, что всяк, уважающий себя зритель, билетами на премьеру теперь не заморачивается, п ч, как правило, очередная премьера в Scala - очередная забастовка. А первый же после премьерный спектакль бывает знаменит тем, что на нем становится совершенно понятно ху из кто, т е кто платит клаке, а кто нет. Далеко ходить не будем, вспомним "Симона Бокканегра", который был забукан на втором после забастовки представлении. Досталось даже маэстро Пласидо Доминго, который видимо отказался платить. А мог бы. После такой премьеры спектакли начинают идти для нормальной публики и картина изменяется полностью.

Мне удалось побывать на последнем CavPag премьерного блока [вернее, PagCav. - «Паяцы» давали первым номером].
Составчик достался, мягко выражаясь, своеобразный, но два моих интереса, - а именно ​ José Cura и Luciana D'Intino - были соблюдены.
Всё остальное ввиде Ambrogio Maestri, Kristīne Opolais, дирижера Daniel Harding, корейского тенора Yonghoon Lee было дело десятое.
Все билеты были проданы и моя огромная благодарность итальянским друзьям, которые помогли с местом в партер.

La Scala открыл для меня двери впервые.
Интересно было всё : что за публика, как одеты, что пьют, как себя ведут...
как играют и как поют, до последнего времени, думалось, эталонно !


Несколько слов про театр, который в свое время Иксанов назвал *провинциальным*. И, черт возьми, я уже начинаю с ним соглашаться...
Нет, конечно расфуфыренные мужики в недоделанных смокингах и с цепями мэра на груди в качестве капельдинеров производят сильное впечатление, но при этом на место согласно билету усадить меня сумели только после 3-ого к ним обращения.
Ремонт был сделан недавно, однако дорожки на лестницах все уже выбиты, а ламинатный пол в партере тихо разъезжается. Искренне надеюсь, что у нас в Большом театре после ремонта такого не будет.
Вообще-то Милан, это конечно центр моды, но центр моды мужской, поэтому мужская часть публики была одета с иголочки. Ну и дамы, разумеется, не ударили в грязь лицом : бриллианты, боа, накидки и даже шубы (в +13° на улице), с которыми, как с любимыми, они не расстаются даже на спектакле.

Вход в партер тоже интересный, но не оригинальный - примерно такой же, как в Covent Garden : сначала ты спускаешься на несколько ступенек вниз - там раздевалка без единой банкетки, а потом как из подземелья вылезаешь наверх в партер. И получается, что для партера единственное и очень небольшое фойе входное. Я так подробно рассказываю, п ч околачивался только в этом месте, во все другие, как мне показалось, нельзя.:-) Самые козырные места в Скала бенуар и бельэтаж, и в тамошний буфет не всех-то и пускают, откушивают там только особье жопы. За день до этого один мой приятель был такой особой жопой - рассказал сколько там зеркал). Господя-я-я, только бы г-н Иксанов не устроил такое в нашем Большом театре, тогда как же мы будем в ложах бельэтажа стоять и подбадривать исполнителей...
С правой стороны еще есть дверка - это вход в партерный буфет по площади не больше 20 м, но с предбанником, в котором... касса. И вы, как в хорошей советской столовой, вначале оплачиваете хавчик, а потом уже с чеком топаете на раздачу. Сок 4 €, на шампанское сил не хватило.:-) В антракте вся партерная орда устремляется в небольшой фойе, предварительно отоварясь шампанским, и там наблюдается картина очень похожая на ту, в которой мы находимся по утрам в вагоне метро - все стоят, тесно прижавшись друг к другу, и... ОРУТ, в основном на итальянском.:-)









Но к делу. Погас свет. *И божественно вступил невместе оркестр Скалы*...
Я обрадовался:-), вот ведь, и на старушку бывает прорушка.
Открылся занавес и... зачем-то показали декорацию, глядя на нее откровенно взгрустнулось, п ч обещала быть мостовая режопера, но занавес быстро захлопнулся(зачем открывали, не понять) и вывалился с Прологом огроменного размера с большим животом Ambrogio Maestri. К этому моменту как-то очень подозрительно разъехались струнные и оказалось, что необыкновенным строем этой группы оркестр особо погордится не может. Собственно, это так и продолжалось на протяжении всего спектакля. Маэстри - ни шатко ни валко - очень обыкновенно спел. Но он у меня на подозрении : ему единственному не букали на первом спектакле, а это признак руки дающей.:-) Кульминацию культового соло отоварил не ахти как , малость сипанул и сразу юркнул за занавес. Публика честно дождалась когда закончится музыка и начала вопить. Маэстри вышел на поклон и сразу же стал всем делать ручкой до свидания. Намек был понят и тишина в зале снова восстановилась.

Дальше опять открылся занавес и понеслись Pagliacci в постановке Mario Martone.
Про постановку. Видели и получше... На сцене черно и трухло.
За современность отвечали надоркестровые ложи, забитые статистами; мостики для перехода над ямой в зал; автомобиль, на котором Сильвио лихо примчался на свиданку; большое кол-во акробатов ; сразу ощипанная курица у Тонио; и полное отсутствие мазни на лицах. Т е Канио, поющий Recitar, ничего со своей физиономией в этот момент не делает. Про режиссуру больше сказать нечего, кроме того, что Канио убивает Сильвио в партере(между ямой и 1-м рядом); произносит финальные La comedia è finita и уходит по проходу на выход из зала. Но эта новость тоже не новость - такое уже было на веронской Арене и в исполнении все того же Куры, но только там ему бежать приходилось, а здесь ушел спокойно.

По всему выходит, что Ambrogio Maestri артист одной роли - идеальный Фальстаф - ему там и играть-то нечего, внешность за него играет А где надо хоть что-то изобразить вне зависимости от его телосложения, сразу начинаются проблемы. Очень понравилось с каким отсутствующим видом, Тонио-Маэстри стоял во время объяснения Недды с Канио в финале. Да и все остальное было также. К сожалению мужских достоинств своего героя в сцене приставаний Маэстри тоже не показал, прыткой и вертлявой Недде в исполнении Кристины Ополайс очень легко было от него отбиться, что она и сделала. Но эта миссия чисто физически невыполнима для Маэстри, он с мостика еле слез под веселые ухмылки зала. Режиссеру все же надо думать с кем он имеет дело, прежде чем выдавать такие задачи для певцов. И все же я считаю, что мне повезло, п ч второй в Cast был заявлен Мастромарино - а это еще хуже.

В свою очередь Kristīne Opolais просто порадовала своим прочтением роли. Недда у нее пергидрольная блондинка, честно говоря, с весьма неплохой фигуркой : бюст, талия - все на месте. Но уж как начала завлекать..., это ж, прям, как наши куртизанки нового поколения из балета Спартак - мягче в бедрах, дэвушки:-)
Голос, как был, так и остался - резкий, пронзительный; по прежнему никакими глупостями неокрашенный; и к сожалению *музыку с яйцами* плохо передающий. Зато *яиц* в игре : и по полу валялась, и жестикулировала отчаянно, и Птичек спела так, как-будто это не птички, а фаллосы вокруг нее летают.:-) Последнюю высокую, если ее можно назвать высокой, ноту взяла яростно, бескомромиссно, для усиления ее высоты высоко подняв руки. Мелодия-то оборвалась, а зал... озадаченно смотрел на сцену... Потом раздались жидкие аплодисменты и на этом рассказ про Недду в исполнении Кристины Ополайс можно считать полным и законченным. Теперь я примерно знаю как в Скала проходят такие певицы-наши гордости - никак они там не проходят.

Ну и как всегда предмет раздора - José Cura.
Только сегодня прочитал совершенно замечательную вранину на OperaNews.Ru в исп г-жи Сорокиной, которая на данном этапе является большой поклонницей таланта тенора Кудри.
Т к Сорокина издавна у нас считается оракулом из-за того, что живет в какой-то деревне рядом с Вероной, то в плане Кудри она напророчила, что все театры мира с завтрашенго дня начнут драться за этого певца. 10 тому назад она также напророчила  Ларисе Дядьковой навсегда остаться в *анналах* Arena di Verona. Если с Кудрей произойдет тоже самое, что и с Дядьковой, то я его не поздравляю.
Сдается мне, рецензия Сорокиной, - очередной балетницы, пишущей про оперы, - написана со слов или это дайжест определенной части критики, п ч, ну вы понимаете, такая хохма, как не было аплодисментов сразу после Vesti la giubba не покатит для людей, хоть сколько-нибудь понимающих в опере. После известной арии идет музыкальный проирыш, довольно таки длинный и его в приличных театрах не прерывают аплодисментами. По либретто Ария Канио завершает первое действие оперы и в постановке Ла Скала занавес закрывается, и в моем случае стоял просто стон, п ч Кура спел великолепно. Эта ария для него, как 2 пальца об асфальт, что он в очередной раз и доказал. К слову сказать, музыкальный фрагмент дважды пытались прервать аплодисментами и криками Браво, но тут же основная часть публики зашикала. На западе не принято в опере хлопать поперек музыки. Почему этого не знает Сорокина, наверно потому, что в театры не ходит...
Заплатившая дорого 5 февраля публика была чрезвычайно ласкова к Куре, да и исполнение того стоило.

В «Un grande spettacolo a ventitre ore» высокую ноту Кура взял исключительно и протянул ее без всяких петухов, как, собственно, всегда это и делает(я-то его почаще слушаю, чем Сорокина). К тому же после этой ноты ! начали орать Браво поперек музыки но опять основная часть публики зашипела.
По игре. Канио одна из лучших партий Куры. По поводу красного лица, это что-то дамское и отношения к вокалу не имеет, приличный критик прежде чем написать такое 10 раз бы подумал. Относительно внезапных остановок, которые так не нравятся жителям окрестностей Вероны, ну так это, знаете ли, il verismo. И приемчик такой называется рубато. Он неотъемлемая часть этого оперного направления. Более того, в пределах определенного муз предложения артист может уходить от оркестра. Главное, чтоб они сошлись в конце. Один только Кура себе и позволяет такое исполнение. И правильно делает. Остальные побаиваются.., а то вдруг Сорокиной не понравится.

Успех по окончании был очень шумным. Никаких "Бу". Оваций досталось всем. Справедливости ради и Ополайс хорошо похлопали и покричали, а уж Куре на выходе был просто ураган.
Теперь про Cavalleria rusticana, про которую я всегда думал, что эту оперу режоперой испохабить невозможно. - оказывается еще как можно.
По крайней мере, с гордостью могу сообщить, хуже этой постановки на моей памяти не было. Scala просто отличилась. Со сцены накатывала волна убожества, безденежья, бездарности и творческого бесплодия. Ничего не хочу говорить про этого режиссера, мне совершенно не интересны его задумки, но певцов жалко. Хотя не всех, некоторые были достойно того, что они делают.
Дело происходит на пустой черной сцене, заставленной, угадайте чем, правильно - стульями. На стульях сидит, угадайте кто, правильно - хор. И поворачиваясь спиной или лицом к происходящему этаким манером показывают свое отношение. Оборжался над самым любимым моим фрагментом - молитвой Regina coeli : откуда-то слева воровски появился служка, на палочке у него болталось распятие, а в руке кадило, которым он обмахивал всех и домахался до того, что устроил дымовую завесу на сцене, на которой и без того было ничего не видно. Они все таки молодцы, режоперы, умеют измордовать лучшие моменты. Получается у них из конфетки кусок дерьма состряпать. И музыкально этот один из самых выигрышных моментов оперы не поразил. Хор какой-то не итальянский - и голоса прорывались противные, и слаженностью не блистал, и переходы резковатые от p к f. В общем это не Скала, а фигня какая-то получается. Что-то как-то тухлячком понесло.

Корейский тенор, изображавший Туридду, это был просто праздник какой-то.:-) Жаль конечно, что это был не Личитра,( хотя материал не его, но он профессиональный и оч качественный певец ) его присутсвие на сцене хоть как-то бы скрасило идиотизм постановки. Так нет же, к постановке еще и Yonghoon Lee, - этакое забавное существо, кругломорденькое, тощенькое, и честно пытающееся отыграть то, что ему совершенно не по зубам. Я начал просто ржать в голос, привлекая внимание публики, когда Туридду при виде Лолы, вылезающей... из надоркестровой ложи, встрепенулся как застоявшийся жеребец и эти его козьи морды в сторону Сантуццы, мешающей насладиться общением с милашкой, свалили спектакль до уровня комических куплетов.

Азиаты в опере это конечно неплохо и многим нравится, но это Очень смешно
Такие забавные игрули и у них так много чего-то от кабуки, чего нам не понять:-)

Еще бы голос был, о котором мне говорили, что он охуительный.
Что правда, то правда - охуительный по противности. Legatированый козел омерзительного тембра, но поет протяжно, что вообще-то неуместно в «Сельской чести». Игра голосом примерно та таком уровне, как игра лицом и телом. И что-то страшное с низами : то, что тенор издавал, переходя на запредельные для него низы, вызывало слезы умиления - у человека нет этих нот, но ему надо их озвучить и он это делает тем, чем умеет. Я верю в то, что этот «охуительный тенор» не имел «Бу» в Ла Скала и негде вообще. Потому что нахуй он кому нужен и денег у него нет хлопунам платить. Но поет при этом ВСЁ ! Не поехать ли мне в Deutsche Oper послушать его в Кармен:)

Из мужчин был еще баритон средней тяжести Ivan Inverardi, исполнявший Альфио, но он с кадилом не ходил и из ложи не вылезал, поэтому рассказать о нем нечего.

Ну и то, из-за чего. Одна из моих любимых певиц Luciana D'Intino.
Впечатления неоднозначные...
С одной стороны, тяжело в таком спектакле сделать хоть что-то полезное :
·         тяжело хоть что-то сыграть, когда вся роль сводится к хождениям туда-сюда по авансцене и попыткам показать любовь к весьма ничтожному предмету;
·         смутили появившиеся в голосе D'Intino провалы в силе звука.
С другой, даже при таком раскладе певица единственный позитив, который спас этот спектакль. Ее бесподобное настоящее меццо, каких сейчас уже просто нет в природе, все еще производит роскошное впечатление и ее верхние ноты до сих пор безупречны.
Играть в таком спектакле D'Intino даже не пыталась, с ее стороны исполнение было практически полуконцертным. П ч начни она играть, получился бы фарс - инцест мамы с сыном. Поэтому основную ставку певица сделала на музыку и голос. И не проиграла.

Относительно дирижера Daniel Harding, которого хамят, по слухам, на каждом спектакле. На этом тоже хамили после «Сельской чести». Ну да и оркестр не выглядел роскошно. Но нет уверенности, что виноват в этом Хардинг. Вот у нас же оркестр играет как играет, каких дирижеров ему не ставь. Тоже происходит со Скалой. Аплодисменты и одно браво музыканты получили за Интермеццо. Но это было среднее исполнение и для того, чтобы такое послушать, не надо было выезжать в Милан. У нас на каждом концерте так играют с переменным успехом.

Ну, слава те Господи, все закончилось. Кончаю и я, страшно перечесть:-)
В 23.10 поперся на служебку. Понятно, что все паяцы уже разбежались кто куда, ну, думаю, хоть тенора Ли схвачу за жабры. И выяснились оч интересные подробности скаловского подсыра :

- Стоит толпа людей. Половина из них молодежь, жрущая мороженое
- Никаких программок и, прости господи, альбомов в руках никто не держит
- Фотоаппаратов ни у кого нет
- Зачем пришли, уму непостижимо. :-)



Вышел какой-то иван иваныч, к нему подошли человек 6. Поцеловались. Пообнимались. Ушли...
А бедный Ли, как оказалось, скромно стоял с какой-то тетрадочкой рядом со мной, абсолютно никем не обласканный. :-) И только после того, как какой-то старикашка пробегая мимо сказал ему «брависсими», стало ясно, что этот человек тут неспроста стоит - ждет ласки. А ласки нет.:-(
В этот момент вышла Д*Интино, которая на сцене показалась сильно располневшей, а в жизни оказалась как всегда. К ней тут же подскочили какие-то ее подружки в шубах и... как пошли они балабонить, mamma mia, что даже как-то и неудобно было подходить... Так, из под тишка только подсмотреть. :-)



Короче, это не подсырник, а сущее наказание. Народу толпа, а кого ждут неясно. :-)

teatro alla scala, José Cura, pagliacci, cavalleria rusticana

Previous post Next post
Up