Ну, прям, так интересно совпало : и золотая маска, и очередная оперная премьера в Большом, без которой оперный театр категории *А* не оправдывает своё высокое звание.
- Нет Тоски - категория А÷2.
▽Stefano Poda |
Director, Set & Costume Designer, Lighting Designer
Теперь TOSCA G.Puccini есть.
Причём, такая, что и к гадалке не ходи - маску не дадут, [считай, деньги на ветер] потому как нережопера, хотя кое-какие признаки тараканьих бегов в голове постановщика имеются...
Творчество Stefano Poda принадлежит к направлению *худопера*, т к он художник от этого вида искусства.
А художник что ? - всем известно - он так видит и чувствует пространство сцены !
Перед представлением произведения *создатель спектакля* модно высказывался по относительно новой теме : публике ничего не надо объяснять и не надо ничего рассказывать - сама поймёт, а не поймёт, так и хрен бы с ней.
С такими взглядами он конечно же вступил в противоречие с прогрессивными деятелями времён Gerard Mortier, для которых воспитание своего зрителя было основной задачей. Даже были времена, когда сам дмитрий феликсович желал принимать участие в дискуссиях, объяснять свои взгляды, спорить наконец, но так и не нашлось желающих обсуждать с демиургом постановку «его Онегина», возведённого «автором» и его апологетами в абсолютное совершенство. А на желающих обсудить Руслана во время действия и высказать своё мнение по поводу происходящего на сцене, обиделись насмерть, обозвали по всякому и до сих пор рассказывают о какой-то мифической подсадке.
Вот так им нужно обсуждение ... У режоперов обсуждение сводится к одному - кто похвалит меня лучше всех, тот получится вкусную конфету бесплатный проход.:-)
Николай Казанский | Il Sagrestano - Gabriele Viviani | Il Barone Scarpia - Кирилл Корнильев | Un Pastorello - Lianna Haroutounian | Floria Tosca - Massimo Giordano | Mario Cavaradossi - Владимир Байков | Cesare Angelotti ▷кликабельно
Пик режоперы оперное искусство скорей всего прошло, перевод этого направления в политическое русло, которое воплотил
онлайн на сцене Wiener Staatsoper г-н Серебренников, где в Парсифале herr Kaufmann сыграл то ли самого Серебренникова / то ли Навального, сидящего в тюрьме и находящегося под пытками запахом жареной курочки, вполне может стать поворотным моментом от протухания к окончательной утилизации.
Сможет ли худопера заместить на мировом планшете сцен всеми нами проклинаемую режоперу..? - Рассмотрим на примере Тоски.
Стефано Пода, по мнению глубоко продвинутого в области музыкального театра Ходнева, в основном ставит в театрах категории В...можно подумать, что в Большом театре все остальные режиссёры, которые до этого ставили в Красном факеле, все категории А.:-)
Ещё подождите, на горизонте должны появиться Богомолов и оставшийся не у дел Вилазон; на скамейке запасных сидит жена Доминго - она же тоже режиссёр, типа. Т ч Пода по всем параметрам вполне наш человек со своим собственным скульптурным стилем и уж если комнатой на сцене, то такой, в которой есть что рассмотреть разложенного по полочкам... Это вам не митины корешки книг, саквояжи из натуральной кожи и очки от Dior - это крупная форма, бьющая наотмашь. Уж если скульптура, то *Людовик на коне* Giovanni Lorenzo Bernini или Пьета Michelangelo, правда, без Христа, которого вандалу видимо всё же удалось куда то уволочь.:-) Все это красиво отделано светодиодными шнурами, что должно наводить на мысль о связи прошлого с современностью.
Ещё имеются художества по части костюмов, напоминающих о посещении Анной Нетребко Алмазного фонда и её крылатой фразе «глаза мои ослепли !»
Динара Алиева | Floria Tosca - Эльчин Азизов | Il Barone Scarpia
Нравится / не нравится, но художнику удалось рассказать как должны выглядеть-по его мнению-события, происходящие в опере.
Выглядят богато, вплоть до кирасиров, появление и дальнейшие действия которых были непредсказуемы и поперёк сюжета.
Машинерия могла бы впечатлить, если бы до того мы не посмотрели Русалку и Саломею, где этажность использовалась на полную катушку;
к очень сильному по художеству впечатлению можно отнести вывоз из пыточного подземелья Каварадосси в позе эмбриона.:-)
Пришлось конечно идти в ногу с давно прошедшим временем и в стиле начала тысячелетия устроить стрэльбу из пистолета, но это опять связь времён - просто зарэзать уже неприлично.
Пушечки, палившие в такт во время Te deum, - дань художественному оформлению музыки : это, как в Севильском, не просто выпевать трели и рулады, а отстукивать ногой такт или, того хлеще, в такт пританцовывать.
Это вам не музей, а вполне современная опера.
♬♯Не сказать, что пушечки помогли оркестру поддать драйва, как обычно бывает в конце первого действия Тоски; не сказать, что итальянский маэстро Daniele Callegari вообще находился в этой опере как рыба в воде.
Много чего можно не сказать про эту премьеру... Это всё в порядке вещей в современном Большом театре.
Музыка мало интересует постановщиков - о чем многие из них не стесняются говорить открыто.
Может такое и правильно, потому как в основном музыка написана хрен знает сколько лет назад, а ГАБТ категорически позиционирует себя не музеем, поэтому функция оркестра и дирижёра постоянно сводится к сопровождению событий, происходящих на сцене. Так сказать, функция сопутствующая продаже продукта, как в торговых центрах, - там же постоянно играет музыка фоном. Считается, что под музыку легче впарить товар любого качества, а качество товара, которым торгует БТ, всем известно, оно невысокое.
▽Лианна Арутюнян / Lianna Haroutounian | Tosca
В новой Тоске все параметры исполнительского мастерства, свойственные главному театру страны, строго соблюдены, если можно так выразиться.
Те, кто сходил на премьеру, изругали Лианну Арутюнян / те, кто, как я, сначала пошел на второй спектакль, с Алиевой, а уже потом послушал первую исполнительницу, дык, и много хорошего нашли у приглашённой артистки : и голос мягкий, на слух приятный, без клёкота, и тембр ничего, техника и высокие ноты в наличии; правда, немного полненькая и маленькая... ну вот Алиева высокая, а толку ..? по-хорошему, ей и близко к Пуччини подходить нельзя, а она [и не только она, но и пармские аборигены, по её рассказам] считает, что подходит и очень похожа на Марию Каллас, что внешне / что вокально. Я верю - Каллас живьем не слыхал, зато наслышан о придирчивой пармской публике.
То есть, в БТ и в ансамбле есть кому Тоску мордовать.
▽Динара Алиева | Floria Tosca
Теноров послушал обоих : одного, Долгова, знаю наизусть, со вторым, Massimo Giordano, тоже знаком, но не близко.
Наверное, это как ковид - мы вынуждены жить в таких условиях и смиренно принимать вот такое вот безголосье...:-( И никаких надежд, будут петь или такие или Средняя Азия и Закавказье ; а если уж возьмутся приглашать супер звёзд - у Ariosi management есть только Доминго, который, какая неприятность, теперь не тенор.
Massimo Giordano | Mario Cavaradossi
Положа руку на сердце, то что обычно в большинстве театрах выглядит провально [Анджелотти, Ризничий, Сполетта], у нас прозвучало на оч высоком уровне; но как началось, так все и кончилось.
Вызывает недоумение, когда тембр Сполетта [Селиванов, Максимейко] намного интереснее тенора, исполняющего Каварадосси, или когда с 2-3-х муз. фраз Анджелотти [Владимир Байков] сразу понятно - это готовый Скарпиа.
Но надо отдать должное, оба заявленных *Злодея* : Gabriele Viviani - Эльчин Азизов, это было лучшее из обоих кастов основных солистов.
Gabriele Viviani | Il Barone Scarpia
Высидеть эту Тоску в принципе можно, сколько их таких по всему миру, ни уму / ни сердцу, при одном условии - дайте съедобный товар, что в оркестр / что на сцену, хотя бы раз в полгода ! Ваш магазин торгует барахлом. Поставщики у вас плохие, Большой театр !