Tosca Hessisches Staatstheater Wiesbaden 23.05.2015

May 26, 2015 12:25

Я не уверен, что у нас знают о майском оперном фестивале в Wiesbaden ...
А я знаю. И давно знаю. В свое время, когда плотно сырил Тамару Андревну, в буклетике, посвященном ей, прочитал, что для фестиваля в Висбадене Милашкина самостоятельно подготовила партию Амелии ( «Бал-маскарад» в то время в Большом еще не шел), где кроме нее были заняты Владимир Атлантов, Юрий Мазурок и Ирина Архипова. И в те времена, даже не представляя где находится этот город, каков он из себя (тогда никто ничего толком не знал в области географии и картографии, п ч все смотрели на мир глазами Сенкевича, а он оперой не интересовался), я в своих фантазиях видел этот оперный рай, даже не мечтая хоть когда-нибудь там оказаться...

Церковь Маркткирхе ((Marktkirche))
Евангелическая церковь Маркткирхе была построена архитектором Карлом Боосом в 1852-1862 гг. в виде неоготической трёхнефной базилики. Западная башня церкви высотой в 92 м делает её самым высоким зданием в городе. Церковь Маркткирхе является первым кирпичным сооружением в герцогстве Нассау. Перед церковью стоит памятник Вильгельму Оранскому (1533-1584) по прозвищу Молчаливый.




Этой весной выяснилось, что Internationale Maifestspiele 2015 в курортном городке Висбаден, который находится всего в 40 мин езды от знаменитого фракфуртского Hub(а), исправно и каждый май, в отличие от Maggio Musicale Fiorentino, который в последнее время исправно пускает пузыри, цветёт и просто благоухает.




В очередной раз спасибо José Cura, который теперь полюбил всякого рода разные гала. Из имен в этом году там еще и Edita Gruberova с Нормой, Željko Lučić в Травиате; Waltraud Meier; Anja Harteros; под занавес московская Новая опера с тяжелой артиллерией в лице Peter Seiffert в роли концертного Дристана и со всеми своими накопленными за последнее время силами.

Вот такое курортное местечко затесалось на карте Германии, - хоть и достаточно знаменитое, благодаря нашему соотечественнику Достоевскому,



проигравшемуся в местном, втором по известности европейском казино в пух и прах и за долги написавшим после этого Игрока,

Курзал (Kurhaus)
Курзал Висбадена - внушительное нарядное здание с мощным ионическим портиком, является центром проведения национальных и международных конгрессов, конференций, выставок и культурных мероприятий. В бывшем Винном зале находится казино, интерьер которого оформлен в стиле неоклассицизма. Расположенная рядом колоннада (1827) длиной в 130 метров считается самым большим колонным залом в Европе. За курзалом расположен курортный парк в английском стиле.


которого потом, как мы все знаем, Прокофьев переложил на оперу, - но, как выяснилось, туристами со всех концов света не облагодетельствованное.

Оставив позади себя душный салон Трансаэро с его двумя микроскопическими пирожками на горячее, зверский допрос погранцев, которые желали видеть мои документы от а до я, вплоть до билета на спектакль и справившись с полусумасшедшим фракфуртским хабом и оч симпатичной электричкой, я очутился на вокзале в стиле необарокко грязно-красного цвета. Ни из какого места нельзя было понять, что Висбаден  город-курорт и, тем более, что в нем может протекать какая-то культурная жизнь. Отправившись, разумеется, по Bahnhofstrasse к своему отелю, сразу же заприметил парочку-троечку синяков, вполне таких же, как у нас; наглых до безобразия уток, купающихся в фонтане; выбитые тротуарные плитки, требующие острожного отношения к ним; огромное количество пронумерованной зелени (практически каждое дерево в городе имеет свой №) и дома … с балконами, которых раньше я никогда в жизни нигде не видел.
Это Wiesbaden-style ! И в этот стайл невозможно не влюбиться.:-)



Как-то, само собой, стало понятно, что город имеет изумительное автобусное сообщение - до отеля шел минут 5 и за это время проехало не менее 5-ти автобусов разных маршрутов, причем, совершенно пустых.

Как и надо делать в незнакомом городе всякому оперному манья=челу, первым делом выдвигаться в сторону Оперы. И она оказалось так удивительно скомпонована, что вот этот знаменитый фасад, который предлагают на всех картинках, это задняя часть.

Hessisches Staatstheater Wiesbaden


Буквой P к театру пристроены безобразного вида помещения, за которые наш архитектурный надзор стер бы в порошок этих умников, придумавших такую чудесную пристройку.



Тут приляпались и малая сцена, и подсыр, и какая-то школа, и даже парикмахерская. Рядом на травке валяются отдыхающие в перемешку с голенастыми утками, зайцами и голубями (которые почему то там сидят на ветках деревьев, чего у нас никогда не делают).





Вход в театр с совершенно другой стороны, украшен большим количеством светлых колонн и красной дорожкой, видимо по случаю фестиваля, как в Каннах.:-)





Здание, построенное примерно по тому же плану, что в Праге и Цюрихе, обошло своих товарищей на повороте чертовски интересной архитектурной эклетикой, когда главное - пристраивать и приляпывать все то, что нам надо.

С утречка обегав некоторое количество достопримечательностей, я пришел к выводу, что город полон своеобразного очарования, но в нем надо внимательно смотреть под ноги, п ч центр практически весь выложен каменюками, как они любят. Жители этого города представляют собой мощный сплав местных и приезжих, поэтому когда на одной из центральных площадей проходит рынок, как он всегда проходил на протяжении 500 лет, где они закупают сельдерюху с артишоками, картошечку по € 2.20 за кг и обязательно тут же, в неудобном антисанитарном состоянии, лакомятся курицей-гриль и почему-то покупают цветы … (Я уж было подумал, что вечером в театре сцену похоронят в них, но это все было не для артистов.:-) / А буквально в 500 м, на другой площади дым коромыслом и турецкий караван сарай знаменитого курорта : тут тебе разного вида шашлык-машлык, лепешки, сдобренные перцем настолько, что у нормального человека, измученного нарзаном, глаза лезут на лоб, чай конечно и оркестр народных турецких инструментов, оч громких.
Вся эта гульба проходит рядом с многоэтажкой Karstadt и если кто будет, сообщаю по секрету, там на нижнем этаже есть единственный, найденный мною универсам, в котором есть все, что нужно благородному человеку, приехавшему на кислые воды или поиграть в казино.:-)

На заре моей туманной интернет-оперной юности, когда я был намного наглее, чем сейчас:-) и равнял с землей наше подрастающее певческое поколение, поющее по немецким деревням, - как я тогда их называл, кто-то, уже не помню кто, из людей понимающих сказал мне :

- вы совершенно напрасно так относитесь к оперным театрам в небольших немецких городах, п ч именно там и делается настоящая опера.

Ну вот я дожил до такого времени, когда отправляясь в эти самые города, говорю - «Да ! Именно там и делается настоящая опера» без всякого зальцбургского 2-х копеешного пафоса, с нормальными ценами на билеты, с понимающей и чуткой публикой. А и то спросить, почему бы ей не быть понимающей, когда у нее такой театр с великолепным оркестром, с не большим хором, но отточенным до полного совершенства и с Интендантом, который держит руку на пульсе и находит спонсоров для того, чтобы пригласить, например, оч модную нынче pani Edita:-). На Нетребко видимо не хватает... но кто знает, может она там уже Giuditta ногой продрыгала:-).

Зал Hessisches Staatstheater Wiesbaden оказался по-скромнее, чем в братских пражском и в цюрихском,



но какое там фойе … ничего подобного даже вообразить себе невозможно...





Мой билетик был на самый верх; пройти туда можно только с особого входа, но при этом в красоту вполне демократично пускают всех. Публика немецкая : и вполне себе наряженные и те, кто попроще, тоже имели место быть.


Никаких сомнений в том, что зал акустический, не было; но, как всегда в Германии, были сомнения относительно сценического решения и в общем и целом они воплотились, и оказались не напрасными:-). Фактически вся Tosca обошлась одной декорацией с легкими вариациями в виде перестановки реквизита, к тому же и коробка (но ее вполне можно оправдать, т к первые 2 действия (идущие без перерыва) проходят в закрытом пространстве).

Для оживления картины Cavaradossi было предложено писать картину на высоченной стремянке; туда же пыталась взобраться и Тоска, чтобы убедиться в схожести портрета с Аттаванти, но быстро оттдумала:-); а José Cura "Recondita armonia" - практически между небом и землей.:-)
К середине первого акта исполнители заставили забыть о постановке и в сочетании с выдающимся оркестром разыграли Tosca Giacomo Puccini, в которой музыка, а не мизансцены и типажи играют первую роль. В этой ситуации режиссура, как сатурн, стала почти не видна, что для оперы есть наилучший вариант, п ч когда на сцене настоящие артисты и их роли ими самими продуманы и впеты, они сами себе режиссеры.

Единственное, когда режиссер-постановщик напомнил о том, что он все же есть - в финале - Тоске некуда было прыгать и ее забили - то ли ногами / то ли ножами - за тем предметом, который выполнял на сцене роль когда алтаря / когда стола / а когда стены, прислонившись к которой Каварадосси пел свою знаменитую арию. Но публику все же пожалели и сделали это не на виду.:-)
Зал отнесся к такой жесткой кончине главной героини практически никак, хотя над этим излишним и бессмысленным натурализмом можно было бы вполне повеселиться, но до этого артисты сделали абсолютно все, чтобы спектакль был воспринят серьезно и без внимания ко всякого рода постановочной ерунде.



Adina Aaron, первая афроамериканская Тоска, которую мне удалось вживую увидеть и услышать на сцене и этот опыт оказался оч удачным. С хорошей спортивной фигурой и с несомненными драматическими способностями она явилась неординарной главной героиней, в том смысле, что ее кошачьи повадки, подвижность, манера вести себя на сцене и умение идти за партнером и отвечать ему во всем были специфически окрашены ее принадлежностью к темнокожей расе.

Adina Aaron - José Cura


И конечно голос. Который на первый момент сладкий, обволакивающий, но в ключевых фрагментах развивающийся на crescendo до необъятного. Не знаю, является ли это особенностью темнокожих певиц, но тем же славилась и Leontyne Price - бесконечными ферматами. Аарон вообще выдала вокальный фокус - знаменитое Do (C) начала на pianissimo, показалось даже, что она попросту химичит - но дальше с такой силой увеличила звук, что как будто поезд вырвался из тоннеля и держала ноту до бесконечности.
Не оч удалось начало Vissi d'arte... как-то в нос и уж чересчур про себя, но вторая часть более выразительно прозвучала и певица имела оч серьезный успех за арию, к этому времени уже вполне себе возбужденного зала.
Необычным было поведение Тоски во время убийства Скарпиа : она сама подходит к нему со спины, кладет руку ему на грудь, поворачивает к себе и закалывает.

Можно много говорить, но лучше слушать.:-) Пока это певица второго эшелона, п ч первый, разогнавшийся и обнаглевший до невыносимости - Анжела Георгиевна, которая поет все Тоски в Wiener staatsoper и вообще поет все, что хочет и делает оперу для определенной части публики.



Ожидаемо слабым звеном в этом спектакле оказался Скарпиа в исполнении Samuel Youn...
Он и в Яго был не оч силен, здесь, правда, тенорил меньше, но зато фальшивил больше, да с такими вывертами. По образу главный злодей Рима оказался неким самураем с довольно таки странными телодвижениями и совсем не страшный.:-)

José Cura был в ударе и в голосе, что важно.

image Click to view



Сколько бы я не слушал с ним Каварадосси с самыми разными Тосками, это всегда очень высокий исполнительский уровень и может быть благодаря ему мне всегда кажется что Тенору в Тоске делать нечего - поется легко, абсолютно без напряжения и основное внимание артиста связано именно с драматической составляющей образа, что к концу спектакля перерастает в настоящую драму.

Samuel Youn (Scarpia) - José Cura (Cavaradossi) - Albert Horne (Chordirektor)


Особенностью финала этой постановки было то, что Каварадосси застрели как-то изподтишка, но и с этой задачей маэстро справился с легкостью.:-)

Висбаденская публика оказалась щедра на овации и это даже трудно с чем бы то ни было сравнивать - просто резануло после скаловской чопорности. Вой стоял невообразимый и долгий. Артисты неоднократно выходили кланяться и кажется были вполне довольны.



Samuel Youn (Scarpia) - José Cura (Cavaradossi) - Adina Aaron (Tosca)


Т к спектакль был g a l a, то по окончании состоялся выпивон и я в поисках своих, бежа мимо перехватил фужер халявного шампанского и маленький бутербродик с рыбкой, но во второй раз в хлебное место уже прорваться не удалось, п ч там сложная система входов и выходов.:-)
Т ч подсырник в этот раз не удался.

Но главное, что спектакль удался !
И что люди в не большом курортном городе имеют возможность слушать певцов,
которых мы в своем очень большом городе, в столице самого большого в мире государства и в самом большом его театре не услышим никогда-никогда.
И делаем это по принципиальным мотивам, п ч всяк приезжий разрушит концэпцию, нарушит канву режиссерского спектакля.
А этого допустить никак нельзя...

Hessiches Staatstheater—Wiesbaden, José Cura, tosca

Previous post Next post
Up