G.Verdi : Otello, Magyar Állami Operaház, Budapest 08.02.2015

Feb 11, 2015 03:06

С интервалом практически в неделю у меня случились два Отелло в разных оперных домах и, соответственно, в разных европейских столицах, но с одним и тем же исполнителем главной роли. И вот такая опера в разы интересней, чем, к примеру, Don Carlo 6 раз подряд в Большом театре в одном и том же составе.:-)



Второй спектакль состоялся в Magyar Állami Operaház, а если учесть что между Москвой и Будапештом летает замечательный Wizz Air, то € 60  (по нормальным еще €) является большим подспорьем для всякого любителя оперы и путешествий, желающего осмотреть своими глазами тот самый театр, необыкновенная архитектура и красота убранства которого воспеты во всех путеводителях.



Именно такой королевский оперный театр и должен был быть в Будапеште, п ч создавался он двухголовым государством Österreich-Ungarn. И если уж в Вене была знаменитая Wiener Staatsoper, то в Будапеште без такой оперы жить было невозможно. И, как рассказывают, поначалу возникли трудности с наполнением здания культурным содержанием, и в те времена, когда в Большом театре ставились шедевры хореографии и исполнительский уровень балетных артистов был как всегда впереди планеты всей, Будапешт вполне себе прозябал по части высокого искусства. Но и тогда местный народец не тушевался, приглашал знаменитостей : кто только там не работал, не творил-вытворял и не пел, и в итоге на даный момент этот оперный дом с богатейшей историей и всякий, уважающий себя, любитель оперы просто обязан в нем побывать.



Тем более, что театр р е п е р т у а р н ы й и любо-дорого взглянуть на афишу, где прописан весь необходимый набор названий  от национального достояния до мировых хитов, включая раритеты - все есть !
Как исполняют - это другой ?:-)

Для распевки сначала доложу про Будапешт

Это была достаточно трудная задача попытаться осмотреть все, что местные аборигены не могут осмотреть за всю свою жизнь:-).
Замечательный город вдохновил сначала залезть на смотровую площадку Szent István-bazilika и на попытки состроить хоть какое-то лицо на фоновых фотографиях - жуткий ветер и трепетный испуг высоты делали эту миссю практически невыполнимой.:-)

Базилика Святого Иштвана (венг. Szent István-bazilika)






Потом переход по мосту через Дунай и подъем на фуникулёре, который стоил каких-то безумных денег туда-обратно, но продолжался не более одной минуты...

Мост Се́ченьи, (Будапе́штский) цепно́й мост, венг. Széchenyi lánchíd


В чем была прелесть этого обязательно пункта осмотра города, я так и не понял до сих пор, но овчинка стоила выделки хотя бы потому, что фуникулер таки привез меня в прекрасное место под названием Budai Vár.



И в продолжении

Це́рковь Ма́тьяша (венг. Mátyás-templom)


Halászbástya - Рыбацкий бастион с конной статуей святого Иштвана


старый город на высоком берегу, Рыбацкий бастион (Halászbástya) и виды, о которых даже не собираюсь рассказывать - сами знаете что за город Будапешт и какие там красоты.



А если учесть, что бы закат при относительно хорошей погоде, а когда окончательно опустились сумерки и Парламент воссияши, как это и полагается ему по статусу (ни как Hofburg и Belvedere), то путешествие уже оправдало себя полностью.



В странах со своей валютой проблемы для туриста есть. И в Венгрии тоже.
И эти проблемы в Будапеште как-то неожиданно обнажились - день приезда оказался днем больших трат. Сначала не желание обменивать евро в порту по совершенно похабному курсу, потом отсутствие хоть какого либо change в городе - это вам не Прага, где обменник через дом и в нем каждый с радостью надурит тебя. На будайской высоте я конечно заперся пожрать в самое злачное туристическое место с самый главным видом и с самой большой дороговизной; чуть не сдох от холода, но съел свою пайку гуляша по безумной цене, гордо отказавшись от выпивки, т к там везде подают только токайское, а я с этой гордостью венгерских виноградников пока что на вы.:-) Возвращался на таксомоторе, п ч такая проблема, как покупка билета на общественный транспорт, делает практически невозможной поездки по городу в трамвае или на метро, - это я уже потом узнал, что, к примеру, билеты на желтую ветку продаются в атомате на Oktogon tér, с иснстурукцией по покупке  и на русском языке. (мне к этому времени билетики уже были не нужны - я весь город исходил на своих нсчастных ногах).;-)

Прогрохав в первый вечер все бабло, наменянное с помощью одного прекрасного оперного друга и очаровательной администраторши её отеля, на следующий день хватило только на творожник с кофе = все не дорогое и оч вкусное в пекарне на ул. Kiraly. Пришлось опять менять в том же отеле.
И дальше по контрасту Будапешт взял, да и повернулся ко мне блеском своего благодушия - дальше тратить деньги было не на что:-).
Про билетный автомат на Октогоне я по-прежнему не знал, поэтому поперся на пл. Героев пешедралом; все, что положено, там оссмотрел, кроме выставки Рембрандта (он в достаточном количестве представлен в Эрмитаже, я с ним пока не ознакомился, но смогу это сделать в любое, как мне кажется, удобное для меня время).

Площадь Героев (венг. Hősök tere)


Разумеется, Купальня, снаружи и, даст бог, если приеду еще раз на оперу - пойду вовнутрь людей пугать -:).

Купальня Сеченьи - Széchenyi gyógyfürdő


Парк с Анонимусом, - полюбовался на то что выкаблучивает люди с этим памятником и сам отличился;

Anonymus Szobor


все окрестности зачепятлел

Замок Вайдахуняд


и с чувством глубокого удовлетворения задумался ... где бы поесть и как бы вернуться малой кровью назад к Опере, п ч центр вселенной в любом европейском городе для меня Опера.:-)
И т к автоматы на станциях так и не появились, пришлом идти пешком несколько станций метро, кушать хотелось ужасно, но почему-то не попадалось ни одного едального заведения... И практически на Октогоне вдруг увидел пюпитры, на которых лежало меню, обещавшее комплексный обед за HUF 990.
• Будучи человеком приличным и желающим многочисленным русским туристам только добра, настоятельно рекомендую - только туда, называется, кажется, Like. На € это 3.5, но за эти 3.5 вы имеет лоханку изумительной настоящей венгерской похлебки, в которой ложка торчит вертикально и которую можно съесть только с урчанием, и невероятных размеров тарелку гуляша с картошкой, по вкусовым качествам необыеновенного. Съесть это невозможно и многие не доедают и спокойно берут с собой в спец. контейнерах.
К черту пафос - там дешево и очень вкусно и, главное, настоящая венгерская еда. П ч местные там гужются в больших количествах, а они свое дело знают на что надо тратить деньги, а на что нет.

С этого момента я понял что не хочу уезжать в ближайшее время из Будика - здесь все моё и, если вечером еще дадут настоящую оперу, то жизнь в этот уикенд удалась, однозначно.

И без всяких если, она удалась - оперу дали !
Polina Pasztircsak - José Cura


А т к есть с чем сравнивать, с недавним Otello в Праге, то Будапешт выиграл всухую по всем пунктам, кроме одного - опять Tokaji в буфете и никаких прекрасных белых итальянских и французских сухин вин. Вот этот их патриотизм все таки мне не очень по душе.:-)

На сегодняшний день этот театр конечно по части солистов с неба звезд не хватает и редко когда может позволить себе приглашать лучшие мировые голоса, но в отличие от той же Праги, ему есть куда их пригласить.
Есть очень хорошая база. Которая во все времена называлась так - оркестр / хор / постановочная часть.

Magyar Állami Operaház может позволить себе историческую постановку оперы Отелло и это всегда дороже штапельных тряпок, двубортных костюмов и детских воротничков на ситцевых платьицах Olga Perr :-). Костюмы отшиты добротно, с достаточно частой переменой, не выглядят клоунскими, п ч совершенно очевидно, что ими занимаются профессионалы



И чтобы мне не говорили многие исполнители,
которые, ни с того / ни с сего, взялись оправдывать своё сидение на унитазах
или хождение в звериных шкурах в режопере,
они много чего отдали бы за то, чтоб хотя бы разок поучаствовать в постановке настоящей Оперы.
А именно, если дают William Shakespeare - то все по Шекспиру,
с уважению к автору, а не к режоперу и всем тем бредням, засевшим в его голове.
И не это не пыльно.
Не скучно.
И по этому поводу не стоит повторять все те глупости, которые рассказывают все наши горячо любимые режиссеры.
Нет таланта, не можете поставить классику, так и говорите, - не умеем ставить классику, не умеем шить исторические костюмы, нет такой машинерии,
которая бы двигала декорации по сцене во все стороны абсолютно беззвучно;
да что говорить, у нас даже круга на сцене нет, что уж совсем не пристойно - строили-строили, наконец построили … ерунду какую-то.

По части постановки это лучший Отелло, который я видел за последнее время.
Особенно грустно по этой части смотрится Вена с ее достаточно убогой постановкой.
Режиссерски спектакль сделан мастерски и José Cura был практически отпущен на волю и, будучи артистом дисциплинированным, выполнял основные мизансцены, но по образу, разумеется, его личных красок было более чем достаточно. В итоге получилось интересное решение центрального героя.



Отвлекаясь от главных исполнителей, с большим удовольствием можно было наблюдать за хором и не главными солистами, - например, первое появление Кассио в обнимку с Бьянкой сразу дает понять, что вся дальнейшая интрига выдуманная и четко спланированная. По ходу действия нет притянутых за уши моментов, все точно по сюжету, с оч естественным поведением хора.
Такой реальный кусочек из жизни.

Zoltán Nyári (Cassio) - Anatolij Fokanov (Jago)


• Постановки такого качества случаются крайне редко и всякий раз вызывают сожаление тем, что дожив до такой жизни, когда оперные артисты из истуканов, которые в золотой век оперы стояли столбом на сцене, отставив ножку в бок и показывая пальчиком верхнюю ноту, наконец-то превратились в живых людей, что солисты / что хор сейчас вместо того, чтобы делать оперу настоящим вокально-драматическим искусством вынуждены изображать из себя идиотов для того, чтобы соответствовать затеям разного рода провокаторов, состоящих в разного рода оперных кланах. Обидно по-настоящему, артисты могут многое.

Будапешт отличился еще и оркестром высокого качества.
Партитура Otello, как известно, крепкий орешек, не терпящая банального исполнения;  с другой стороны, не позволяющая особо неординарных интерпретаций.
Это опера музыкальная глыба - лучшее, что создал Верди и тут профессионализм оркестра и дирижера непременное условие для того, чтобы браться за эту оперу.
В этот вечер все сложилось.
Молодой итальянский дирижер Marco Comin, никому не известный - потому что сейчас самый известный молодой Alain Altinoglu, мордующий все, за что берется в самых разных не плохих театрах, и всем приходиться терпеть, так как он новая фишка Deutsche Grammophon - несомненно талантливый музыкант, сумевший собрать оркестр, который повиновался ему на протяжении всего спектакля так, как это положено и было всегда, потому что Дирижер - хозяин спектакля !

Marco Comin - Polina Pasztircsak - José Cura


Четкие вступления, сбалансированные группы, не жесткие и без признаков дешевизны tutti, при этом в необходимых местах мощное звучание и главное - слаженность и тщательная проработка всех оттенков. Даже удивительно, такой молодой человек оказался авторитетом для всех.

Хор понравился, особенно мужской и, опять же, очень понравился баланс сцены и я мы - то, чего в Большом театре нет начисто.

Anatolij Fokanov (Jago ) в этот раз поначалу показался намного лучше, чем пражский, совершенно безголосый, но к середине Credo осип конкретно и поэтому дуэт перед Клятвой и сама Клятва прозвучали не достаточно клятвенно.



У Яго все же сложная роль; несмотря на то, что она в основном разговорная, в ней необходимы жесткое и мощное голосовое подтверждение, которое заставляло бы поверить в его мерзкий характер и подтверждать возможность персонажа подмять и полностью лишить разума такую сильную личность, как Отелло. А когда артист не в состоянии справиться с голосовыми проблемами, тут уж не до конкуренции. А бы справиться. Поэтому Куре зачастую приходилось пояснять происходящие события своим личным состоянием разума.





В этом Отелло случилась еще одна удача - Polina Pasztircsak Дездемона.
Это тот самый случай, когда в театре, не относящемуся к супер-категории, исполнители с не раскрученной фамилией вдруг вызывает неподдельный интерес.





Ангельского вида девушка, просто, как по заказу, сделанная под Дездемону, к тому же оказалась способной на выражение неподдельных чувств на сцене и отзываться на любой посыл своего партнера. Взаимодействие было органичным и чувственным, и мало можно вспомнить Дездемон, которые так соответствовали бы Отелло в исполнении José Cura. Его практически il verismo исполнение, которое не у всех встречает понимание, в дуэтах с этой певицей стало еще одним подтверждением такой выразительной - страстной (а иногда и мягко-лирической) интерпретации.
Партнерам было легко друг с другом, это совершенно очевидно.

Polina Pasztircsak - José Cura


Никаких проблем по драматическому оформлению, полное взаимопонимание в вокале, сделавшее дуэты незабываемыми и, возвращаясь к soprano, - Polina Pasztircsak не просто хорошее лирическое сопрано, это голос, который может пропеть чувства и не испытывать при этом технических проблем. В качестве партнерши такого Отелло, как Хосе Кура, она прозвучала оч достойно.



Я не в курсе, поет ли она в ансамбле Оперы и каким образом появилась в cast, но надо отдать должное местным менеджерам - ее имя неизвестно, но они голоса отличают. В прошлом году José CuraКура пел в Будапеште Tosca с Csilla Boross и она тоже оказалась приятным удивлением, а теперь уж, и вовсе, наши люди ездят специально на нее:-).
Вот они, эти неожиданные бриллиантики, не раскрученные анны нетребки, но от этого они не поют хуже её, а зачастую намного лучше.

Из особенностей публики, - что всегда люблю подмечать в разных театрах - обращаю внимание на то, что Будапешт видимо накрыл тот самый кашляющий грипп, который накрыл страшным кашлем нас : кашляли все, кто с сипом, кто с хрипом, кто заходился и не мог выйти из кашельного паралича, кто кхекал в кулачок... Но я их мгновенно простил после того, как они стали исполнять свою главную венгерскую фишку - аплодисменты с разно-темповой скандежкой.

image Click to view



Anatolij Fokanov - Polina Pasztircsak - José Cura


Как они это делают, не ведаю... Впечатление одновременно забавное и сильное.
Но наверняка ведь есть рулевой, но не мог его отследить. :-)

Не знаю, есть ли Ordre national de la Légion d'honneur у Интенданта Magyar Állami Operaház, но то, что его театр не идет ни в какое сравнению с нашим Большим - сомнений нет !
И после того, как Владимиру Георгиевичу поднесли этот орден за совершенно не понятно какие достижения, п ч если взять всё время правления Урина, единственным настоящим достижением, которое произошло на сцене Большого театра, был Бал Елены Образцовой, но к сожалению Большой театр к этому никакого отношения, кроме того, что г-н Урин засветился где можно и со всеми с кем можно.
Теперь уже нет никаких сомнений - всякий, кто будет директором Большого, само собой попадает в почетный легион.
А Ordre national de la Légion d'honneur теперь как значок ГТО, развешивается всем подряд.

José Cura, otello

Previous post Next post
Up