Без всяких заранее продуманных планов, а всего лишь потому, что Трансаэро выставила вполне приличную цену на перелет в Berlin и обратно, оказался я столице Германии, в небезызвестном вам всем городе Берлине. Потянуло меня туда на Simon Keenlyside с Монастырской, ну и еще на пару-тройку персонажей, без прослушивания которых в Мск мне быть не мило:-).
Оперная история закрутилась так, что именно в тот день, когда в Deutsche Oper шел Макбет, в Staatsoper im Schiller Theater генерально пробовали новый спектакль (полагаю, что века) Il Trovatore с вечно молодым и свежим, а теперь еще и на тоненьких кривоватых ножках José Plácido Domingo и тд. и Анной Нетребко, ныряющей в абсолютно новый и не подходящий для нее репертуар, в народе нареченной разведенкой, при этом, не будучи в узах:-).
Причем, в Макбете заменился Кинлисайд, но в итоге интерес к Монастырской все же возобладал в моих устремлениях.
Без хвастовства скажу - при большом желании я бы попал на general probe. Делаю этот вывод по причине того, что в качестве прогулки перед походом в DO, был сделан небольшой крюк в сторону Шиллер-театра. Ответственно заявляю, конной полиции не было. И вообще, перед входом было как-то совсем буднично : на лестнице околачивалось штук 5 или 6 индивидуумов с бумажками, написанными у кого от руки/ у кого на компьютере, с магическими словами зухен картен. Один из соискателей, который что-то такое увидел в моем лице, сообщил по секрету, что готов выложить за билет € 50. Мне показалось оч странным, что не было спекулей, которые могли обслужить страждущих, а с другой стороны навар в 50 евро с билета, понятное дело, на фиг никому не нужен. А предложить больше желающих не было.
Потихонечку страждущие рассосались и все, кто хотел, прошли; я еще немножко полюбовался на картину целующихся чуть ли не взасос мужчин разного возраста и через магазин отправился в Deutsche Oper любоваться на ту же самую картину. Я так понял, что это тренд - мужчины с мужчинами целуются неизменно в губы и иногда даже это бывает долго; причем, мужчины с женщинами этого не делают:-).
Т к район Charlottenburg стал практически мне родным, как Братиславская, а Дойче опер по посещаемости примерно такой же, как БТ, то перед началом скромненько так, в потемках, рядом с небольшим памятничком кому-то там, прям при выходе из метро, расположился с прихваченной нарезкой колбасы и шкаликом винца. Всего этого культурно, как мы в России любим, отведал, после чего устремился отведывать в театре, как тут любят, - в Берлине : чай, яблочный пирог, ну и бокальчик вдогонку.
Короче, я так догнался в день прилета, что огорчения в связи с отсутствием Кинлисайда меня нисколько не огорчали:-).
Click to view
Yosep Kang - Людмила Монастырская - Paolo Arrivabeni - Thomas Johannes Mayer
Заодно нисколько не огорчала сценография спектакля в постановке выдающегося оперного режиссера современности г-на Robert Carsen, а сидящий рядом со мной молодой человек, который заснул сразу же, развалившись в кресле, просто порадовал, тем более, что проснувшись, он спокойно все дослушал до конца. В Венской опере такое проделывают только бабушки, а Берлин, как известно, город с молодой энергетикой, что и подтвердил мой сосед:-).
По ходу спектакля я понял, что у Robert Carsen в момент премьеры был серый период жизни, что он и воплотил с блеском на сцене. И, как всегда, в Шенгенской зоне Россия представляется отдельным пунктиком:-), т е постановочно лягнуть нравы, царящие в стране медведей, катающихся на коньках на Красной площади - это всегда с удовольствием. Да и пожалуйста! Только поталантливее можно это сделать, для начала хотя бы так, чтобы были видны лица исполнителей - а то фуражки вроде есть, а лиц под ними как бы и нет. Хотя, может быть это глубокая задумка - и т к это режопера, то копать можно глубоко и особо умные докапываются до таких горних высей, о каких обывателю и думать даже не представляется возможным.:-)
Артисты изо всех сил старались играть и иным это оч хорошо наверное удавалось, но видеть это могли только они сами.
Поэтому общее манекенное впечатление,
- особенно усугубившееся в сцене сомнамбулизма, где леди Макбет специально светила фонарем в зал, чтобы кто-нибудь даже и близко не рассмотрел ничего, кроме света этого фонаря, который скорей всего, символизировал её помутненное сознание или, на худой конец, фаллос того самого странного красного человека, продефилировавшего по столу, ярко светя неестественно большой пиписькой - являлось основополагающей линией этого спектакля.
Прошу меня понять правильно - это никакой не уклон и не алкоголический заскок - это всё было и потом тётка красная голая пошла, слава те, хоть не 2 мужика, Карсен все таки претендует на какую то сексуальную справедливость.:-)
Но публике Дойче Опер по любому можно позавидовать - у них на каждом спектакле есть спасательный круг, который называется Хор и Оркестр. И здесь опера Макбет предстала во всей своей сумасшедшей красе. Трудно понять, почему знакомая до оскомины музыка (эта опера шла у нас и естественно я ее слушал неоднократно) вдруг расцветает какими то необыкновенными красками : переливами духовых, которые я не слышал никогда раньше; неземным блеском меди, особенно в оркестре на сцене; легкостью струнных и при этом зловещей музыкальной атмосферой этого произведения. Оркестр не гремит. Хор не орет. Впечатление, что все притушено, но при этом forte и piano абсолютно четко обозначены. Базар-вокзал ведьм здесь поражает стройностью звучания. Т е музыка это, несомненно, конёк Deutsche Oper Berlin.
Сейчас может скажу крамолу, но если начинать знакомиться с ВаХнером, например для меня, то только здесь. Здесь вам суррогат не втюхают, чем оч увлекается театр, расположенный по соседству по причине ремонта основного здания.
То, что я предпочел Людмилу Монастырскую Нетребко, хвалю себя сам ! Монастырская в непредвиденных обстоятельствах сделала этот спектакль. Опускаю образ, который надо было создать, этакая русская баба в том смысле, как ее понимают в Германии, все равно кто там режиссер постановщик Митя или Карсен - обязательно женщина в уродливой одежде и оч непривлекательная. Но вокал конечно полностью соответствующий заданным задачам, что сейчас, за некоторым исключением, на оперной сцене встретить практически невозможно. Начала она не оч хорошо (то ли не распелась / то ли еще что), но по ходу спектакля подтвердила уникальность именно обладательницы природного драматического сопрано. А природа, она не дура, ее не обманешь. Можно сколько угодно сначала плохо петь Адину, потм плохо петь Леонору и в итоге испохабить роль леди Макбет, но считаться при этом второй Марией Каллас, но если Бог дал голос, то исполнение будет честным (в правильном смысле этого слова), без передергиваний и без всякой химии.
Пожелать хочется только одного, чтобы хватило этого голоса на подольше.
Click to view
Thomas Johannes Mayer - Людмила Монастырская - Paolo Arrivabeni - Ante Jerkunica
Остальные солисты, - кроме Yosep Kang(Макдуфф), который реально является лицом fest(а) Deutsche Oper Berlin, - выглядели по-серее, т е в бОльшем соответствии с основным тоном спектакля:-). Вокальная недоделанность, а в некоторых местах просто немощь, не позволила Thomas Johannes Mayer, похоже, неплохому актеру (из того, что удалось увидеть), быть убедительным в роли и вообще показаться Макбетом. То же и Банко - Ante Jerkunica, к сожалению абсолютно не запомнившийся персонаж.
Thomas Johannes Mayer
И жизнеутверждающий финал в исполнени 2 теноров почему то не прозвучал. У нас в Большом и в Scala это была чуть ли не основная кульминация всей оперы. А здесь как-то спустили на тормозах...
Click to view
По успеху. Обычный. Публика благодарная всегда и им есть за что благодарить свой театр. Судя по всему, этот спектакль не заинтересовал людей протестующих, поэтому BU прозвучало только один раз в конце ансамбля первого действия по совершенно непонятному поводу... :-)