Мы как согласные и несогласные

Feb 16, 2010 12:53


Для того чтобы появились такие люди, понадобится, по меньшей мере, два «непоротых поколения»...

Н.Я. ЭйдельманРеволюционное движение в России обозначилось в начале 19 века. До той поры были бунты, восстания, т.е. акции протеста без цели изменить государственный строй. Безусловно, для того, чтобы бунты стали революциями нужно общественное самосознание, нужно пройти путь, условно обозначаемый вехами: от "Царь-батюшка, а бояре-изменники" через Самозванчество (бунтовать народ, чтобы самому стать царем) до Декабристского: ограничить монархию или совсем свергуть. В таком пути видится нарастание анонимности, ведь революции не происходят с лозунгом: "Пусть мне станет хорошо!". В таком пути объединяются люди обременненные отвлеченным от собственной персоны космополитичным сознанием. 
В этом ключе современные "несогласные" определенно являются феноменом. Встать с дивана только за тем, чтобы помитинговать за исполнение 31-й статьи Конституции, не за обиженного себя, не за снижение пошлин на иномарки, а просто - за неизвестных граждан, собирающихся числом больше трех... Это - безусловно Поступок!
Доводилось мне слышать вопрос: "Несогласные - с чем?". Признаюсь, у меня такого вопроса не возникало... Но отвечать доводилось. Студенту ведь не скажешь в ответ: "А согласные - согласны с чем?!!". Поскольку власти рассматривают марши несогласных как несанкционированные политические акции, значит, оппозиция "Власть - Несогласные" по содержанию политическая. Согласные согласны с политикой власти, несогласные - нет. Под политикой власти в данном случае понимается не провозглашенная концепция или стратегия, а конконкретные проекты/меры правительства и их медийное освещение. Последнее представляется отнюдь немаловажным, ибо контроль СМИ - это политический ресурс власти, нашедший, кстати, свое отражение в творчестве несогласных:
Чем расскажут мне
Больше басен,
Тем сильнее
Я - не согласен!
Приведенная цитата представляется мне очень показательной. В этой максиме отражено как раз всё то, что и вызывает первое несогласие - цинизм и жлобство в подаче информации, однозначный кондовый канцелярит при освещение правительственно-партийных мероприятий, маскирующий отсутствие мало-мальски оппозиционных сообщений...
В русском революционном движении, в первых тайных обществах, участники делились по степени оппозиционности на "согласных" и "убежденных". Первые попросту сочувствовали революционерам, были частично посвящены в их планы. Современных "несогласных", думается, можно также разделить на сочувствующих и активных. Сочувствующие, "согласные с несогласными", выходят на улицы, поддерживая антицензурные протесты. Вероятно, это наипервейший мотив начинающих несогласных. А на самих маршах этот протест наполняется новым гневным содержанием, углубляется видением старушек в окружении омона, представители которого, при всем уважении к их благой цели существования - защищать граждан внутри страны (от кого только - не понятно), носят совсем не интеллектуальное выражение лица...
Впечатления от маршей бывают иронично-грустные и гневно-бессильные. Первые возникают от маразматических слов властных согласных: "Граждане, расходитесь, вы мешаете проходу граждан" :) или "Митинг запрещен для вашей же безопасности"... Впечатления гневно-бессильные имеют, наверное, глубокую психическую подоплеку, именно они стимулируют выбор быть несогласным, поскольку именно под их воздействием акции протеста перестают быть просто бунтом беснующейся толпы, а становятся воплощением архетипичного чувства противостояния диктату во всей его многоликой жлобности.
Архетипичная природа этого чувства предрекает движению протеста долгую жизнь, окончить которую может только превращение несогласных и даже согласных в Гласных - в людей имеющих права - право голоса, право собираться мирно и без оружия, право на информацию и т.д...

Какие мы есть

Previous post Next post
Up