Feb 09, 2010 12:17
Фильм - это череда образов, объединенных одной мыслью. Можно было бы написать "объединенных одним заветом или посланием зрителю", но у некоторых режиссеров-толстосумов этот message заключен лишь в словах "Вот как я могу!", и приняв такое определение, нам пришлось бы разделить фильмы по содержанию послания на глубокие и не очень, а хотелось бы говорить не о качестве фильмов - "умных" или "пустых" - а об образах и их воздействии. Так что остановимся на первоначальном варианте. Тем более что он предполагает наличие мысли не только у режиссера, но и у принимающей стороны - зрителя, он ведь тоже соединяет видимые картинки смыслом, и иногда совсем не тем смыслом, который предполагался создателями образов. Каждый видит свое - такое бывает. А бывает и наоборот: в фильмах с универсальным смыслом, понятным людям из разных стран, с разным менталитетом. Режиссеров, которые выразили архетипичное, общечеловеческое, присущее самой жизни без учета индивидуальных характеристик ее носителей, обычно называют великими. Как продукт визуального творчества, фильм "V - значит вендетта" - это набор образов, скрепленных максимой "Народ не должен бояться своих правительств" и сюжетом. По сюжету тоталитарное британское правительство свергается, девушка-героиня дорастает до понимания необходимости бороться за права, герой погибает сразу после убийства диктатора. Это если вкратце. А если присмотреться...
1. Для английского зрителя этот фильм, конечно, антиутопия, всего лишь антиутопия. Для российского - нечто большее. В Англии революций не было давно, последняя случилась в 1688 году и была "Славной", т.е. быстотечной и бескровной. Для англичан новейшего времени все революционные континентальные потрясения были в диковинку, были темой для разговора, как для нас сейчас, ну например, землетрясение на Гаити. Ну что они знают о революциях?!! У них самое это слово не вызывает напряжения внутри! А что они знают о тоталитаризме? Нет, для нас это кино определенно нечто большее! Именно с такой мотивацией я когда-то и посмотрела его на большом экране...
2. Тоталитарный режим. Довелось мне тут как-то преподавать курс политологии. Практика показала, что содержание, методы тоталитаризма, а подчас и самое слово незнакомы студентам. И фильм они не смотрели. А жаль, т.к. информационные ресурсы "V - значит вендетта" по этому явлению исчерпывающие: в фильме показаны и лагеря для инакомыслящих, и тайная полиция, и послушное телевидение и прочие СМИ, и гонения на всех, кто хоть чем-то отличается от утвержденного образца и пр. Безусловно, для просвещения темных масс относительно тоталитаризма fiction не годится, лучше документальное кино - набор образов из реальной жизни, но...
3. И наконец, главное: "V - значит вендетта" заражает инициативой, передает энергетику, воодушавляет в некотором смысле. Прежде всего потому, что эта череда образов, порожденная мыслью о свободе от государства аппелирует к архетипичному позыву сопротивляться любому давлению. Он, этот позыв, есть у всех, и фильм - это только импульс, толчок почувствовать его в себе. Показательно и то, что зритель, следя за инициацией героини, в финале идентифицирует себя не только с ней, но со всеми надевшими маски несогласными, таким образом оказываясь сопричастным общечеловеческому. Это так символично: почувствовать себя причастным к общечеловеческому можно только отказавшись от индивидуального, т.е. надев маску, скрывающую собственное лицо. Наверное поэтому главный герой ее и не снимает, лицо актера тут не при чем. Показанное единение граждан за счет вектора их энергии становится больше чем просто беснование толпы. Именно этот вектор соединяет разрозненные судьбы в единое "Да, мы можем!", говоря баракобамовским языком. Любой выход за пределы собственной индивидуальности - это эмоциональный подъем, это встряска, после которой ощущаешь себя обновленным, особенно приятно пережить подобное всего лишь сидя в кресле кинозала :)
Афиша,
Какие мы есть