Пришла пора объяснить портрет куртизанки на мусорном баке
из вчерашнего поста. Правда, многие этот ответ уже благополучно нагуглили. С практической точки зрения поисковые технологии в общем случае эффективней любого олдскульного ЧГК, основанного на знаниях и сообразительности. Но для любознательных читателей объясню по порядку, в чём смысл и логика данного плаката.
Жители любого итальянского города с большими музеями приучены: живопись на рекламном щите - это не аллегория ЗОЖ и не метафора про красоту одежды, а очень конкретно и буквально зазывалка на очередную выставку в каком-нибудь местном музее (либо напоминалка про его постоянную экспозицию). По периоду, к которому относится картина (реже - по географии), можно примерно описать круг музеев, где она могла бы выставляться в данном городе. Скажем, был бы на афише Клее, Климт, Модильяни - подумали бы про Ca'Pesaro. Хокусай - тоже про Ca'Pesaro, но другой этаж: не Art Moderne, а восточных искусств. Поллок - наверняка из Пегги Гуггенхайм. Гварди или Лонги - Ca'Rezzonico. А XVI век - это, скорее всего, Accademia или Correr. Из читателей, рассуждавших логически, большинство совершенно правильно назвало рекламодателем Accademia. Поскольку картина - из немецкого собрания, то предположили, что рекламируется не постоянная экспозиция, а какая-то временная выставка, на которую она сюда приехала. Так и есть. Ровно такие умозаключения и должны были родиться при первом же взгляде на рекламу у её целевой аудитории - людей, ожидающих случая отправиться в Академию за новой порцией чинквеченто. Вот полная версия плаката, где объясняется в общих чертах: что, где и когда будет выставлено.
Итак, выставка, котора открывается в субботу в Академии и продлится 3 месяца, посвящена
Альдо Мануцио, великому венецианскому первопечатнику, изобретателю курсива, умершему 500 лет назад. И этим обстоятельством трижды объясняются буквы на плакате. Во-первых, это инициалы Альдо Мануцио. Во-вторых, Альдо печатал тексты, так что буквы (альфа и омега) - это отсылка к его занятию по жизни.
В-третьих, Академия - не Политехнический музей, чтоб выставлять печатные станки и литеры (хотя, конечно же, без оригинального издания «Гипноэротомахии Полифила» экспозиция не обойдётся). Но хедлайнеры выставки - Беллини, Карпаччо, Джорджоне и Тициан. То есть живопись, что логично для Академии. И в этом смысле альфа с омегой намекают нам, что эпоха Альдо Мануцио будет в экспозиции покрыта чуть более, чем полностью, от «а» до «я». Никто не забыт, ничто не забыто. Даже Венето со своей куртизанкой. Даже Лукреция Борджиа, хоть это и не она.
Так ли оно на самом деле - узнаем не позже послезавтрашнего дня.