В продолжение
поста про Николину Гору.
Конечно, любой самый продвинутый пользователь на свете и
сам предпочтёт стать идиотом, если это реально упростит ему жизнь.
Например, вечером 29 марта, за пару часов до начала регистрации на мой рейс в Гоа, я по пути в Шереметьево заехал на квартиру, чтобы собрать вещи в дорогу и захватить паспорт. Но тут вдруг обнаружилось, что один из замков Abloy в бронированной входной двери вышел из строя, и в квартиру мне не попасть. Как знают все, кто хоть немного разбирается в теме, стандартные дрели, зубила, плоскогубцы, ломы и фомки, которые можно настрелять у соседей по лестничной клетке, подобную проблему решить не в состоянии. Тут требуется либо болгарка для вырезания замка по контуру, либо специально обученный профессионал по высверливанию личинок из замков Abloy.
В кармане у меня был смартфон Samsung Note, с гугловской строкой поиска на каждом из экранов. Я набрал там "взлом двери". На что Гугл мне тут же сообщил, что более правильным запросом было бы "вскрытие дверного замка".
Я с благодарностью нажал на эту подсказку, и в ответ мне тут же вывалилась контекстная реклама данной услуги, которая в мобильной версии гугловых находок оказалась снабжена графической кнопкой «Позвонить» (тут же запускающей телефонное приложение в режиме набора номера с учётом местных кодов). Я сразу ткнул в эту кнопку, и через 40 минут неразговорчивый мастер по вскрытию дверных замков уже выпиливал специальным сверлом личинку сломавшегося замка в моей двери. Ещё через 20 минут я был в квартире. В результате успел на самолёт с изрядным запасом (благо на всём рейсе «Аэрофлота» в Гоа
оказалось всего пять пассажиров, а другие борты из шереметьевского терминала C в тот пятничный вечер почему-то не вылетали).
При этом я, разумеется, не выяснил, как называется фирма, которая оказала мне услуги по взлому замка, и не могу вам её рекомендовать. Всё, что я знаю - мобильный гуглопоиск решил проблему в считанные секунды. Это превосходный результат и для меня как потребителя, не желающего становиться экспертом в единожды возникшей бытовой проблеме, и для Гугла как поискового сервиса, и для той безымянной фирмы, которая быстро заработала свои сто бакс на моих неприятностях. 10 лет назад я, конечно же, тщательно скопировал данные этой фирмы в свои адресные книги, на всякий будущий случай. Но сегодня сохранил лишь понимание, что Гугл решает такие проблемы за секунды. Как говорил классик, с меня довольно сего сознанья. Нефиг умножать бесполезные знания, об этом сказано ещё в древней книге, которую
Людмила Улицкая обозвала мешком унылых банальностей.
Так что свои достоинства у idiot-friendly решений, безусловно, есть. И именно поэтому такие решения в практике интернетовских сервисов постепенно вытесняют любые более сложные трёхходовые
лайфхаки.
Но это совершенно не отменяет того факта, что ниша более сложных поисковых запросов тоже имеет своё право на жизнь. И все профессиональные интересы, с которыми пользователи обращаются к поисковым машинам, находятся именно в этой нише. Самый простой пример, и тоже из моего поста про idiot friendly - аттрибуция цитат. Фраза, вынесенная мною в эпиграф этого поста, на самом деле принадлежит не Торвальдсу, и впервые сказана отнюдь не в 2005 году. 36 лет назад в Америке писатель Артур Блох опубликовал
первое собрание «законов Мэрфи», где такой же афоризм
фигурирует под названием «принципа Шоу» (видимо, оттуда Торвальдс его и цитирует). С тех пор в Интернете явилась куча невежественных мудаков, всерьёз полагающих, что автором данного принципа мог бы быть британский драматург и нобелевский лауреат Джордж Бернард Шоу (просто потому, что ни о каких других обладателях этой фамилии они не слышали). И если вы попробуете нагуглить происхождение цитаты, то рано или поздно вас превыше сомнения убедят, что
именно этот Шоу и является её автором. Хотя на самом деле вполне очевидно, что Шоу, под именем которого фраза вошла в канонический свод «законов Мэрфи», никакого отношения к своему нобелевскому однофамильцу не имеет. Может быть, это был какой-нибудь другой Шоу. Так же можно предположить, что фамилию автора гениального правила Артур Блох выдумал в 1977 году от балды, чтобы красивый афоризм поудобней вписался в его цитатник. В любом случае, Гугл нам тут агрессивно подсовывает неправильный ответ, потому что он более массовый. А любые инструменты для эффективного fact finding, которые позволили бы опровергнуть распространённое заблуждение, Гуглу попросту не нужны.