Обладая сверхвидением, то есть наблюдая все времена сразу, Бог заселяет людей именно в те эпохи и общества, где человеку место. Божественная стратегия, как говорится, very complicated. За ней наверняка стоит генеральный план - хотя, по некоторым версиям, люди сами запустили эту утку, чтобы жизнь не казалась чудовищной ошибкой. Быть частью плана легче, чем быть «не пришей рукав»: даже самые мерзкие социальные вывихи выглядят как нечто рациональное. Жизнь - лучший подарок, бери и пользуйся, извлекай уроки из всего, что с тобой происходит.
Про подарки: ну кто не получал на новый год или день рождения бессмысленной фигни, которую и выкинуть жалко и не понятно куда деть, и передаривать неудобно. Мыкаешься с этим плюшевым мишкой, перевозишь его с квартиры на квартиру, а через пару лет, окончательно разорвав эмоциональную связь с подарившей его школьной подругой, таки выносишь мишку на помойку к радости местных таджиков - в целлофановом пакетике, чтоб случайно не заглянуть мишке в глаза: подарок же! Лучше бы подруга подарила деньги на пылесос, который сам ползает по квартире и сосёт пыль. Никому не нужна бесполезная фигня. Даже даром. Что уж говорить о презенте, на содержание которого приходится ишачить 24 часа в сутки. И ещё положено делать вид, что тебе всё это в кайф или вот-вот станет в кайф - ну, что ты к этому ощущению кайфа от жизни идёшь, стремишься, испытывая чувство благодарности (непонятно кому) за выпавший шанс.
От рождения нам достаются очень разные «подарки» в виде семейно-финансовых условий, организменных данностей и жизненной энергии - для удобства назову её темпераментом, хотя в моём понимании энергия и темперамент не одно и то же. Как ни прокручивай в голове идеальный сценарий жизни, неизбежно упираешься в одно из заданных при рождении «но». Если у тебя нет руки и ты вынужден - это не твой выбор и не твоя ответственность, ты именно вынужден - жить без руки. Ты ничем не хуже других, просто твой пусть сложнее и длиннее, ты должен изобрести велосипед, который другим достался в подарок от бога - ты должен научиться обходиться одной рукой, делать одной рукой то, что удобнее делать двумя. Это не словоблудие, я говорю о том, что хорошо знаю - у отца был ДЦП, руки обе на месте, но функциональные возможности правой сильно ограничены. Да-да, на фоне средневековой чумы всё не так страшно, люди живут и не с таким, люди сильные, и папа был сильным, речь не о нём. Болезни вне времени - конечно, не считая психических. Болезни случались во все исторические периоды, во всех культурах и всегда только осложняли без того не слишком радужное человеческое существование.
Следующее «но» - семейно-финансовый старт. Мы не выбираем родителей, количество спален в доме (и вообще не факт, что у твоих родителей будет стационарное жилище), состояние банковских счетов отца и рыночную котируемость профессии, которую получила в юности мать. Сюда можно было бы отнести и психологический климат в семье, его мы тоже не выбираем, но эта тема упирается в особенности нервной системы ребёнка: один, получив травму в детстве, пронесёт её через всю жизнь, другой быстро переработает и забудет. Хорошо уметь забывать и отпускать, этот навык не всегда можно выработать по желанию.
Есть одна штука, необходимая для жизни в современной матрице - то есть в период современного состояния научного и философского дискурса. Я бы назвала эту штуку «социальный темперамент».
Вначале пара слов об упомянутых особенностях дискурса: человека как автономного образования не существует - есть общность людей и более широкая общность живых существ, и ещё более широкая общность вещей, варящихся в одном котле мироздания. Будучи ингредиентами глобального борща, мы даже составлены из одних и тех же элементарных частиц. Так же, как эти частицы, мы встречаемся, сталкиваемся друг с другом на орбитах, которые нам не видны и неведомы. Только по ощущениям и последствиям - иногда очень отдалённым - мы можем судить о том, как влияют на нас эти столкновения. Мы обмениваемся идеями, и вот уже наши идеи, по точному выражению Мэтта Ридли, занимаются сексом друг с другом, это залог дальнейшего процветания, залог прогресса. Ещё одна фишка нашей эпохи - настоящее исчезает, становясь частью глобального и «более лучшего», чем всё что было «до», будущего. Теперь о социальном темпераменте: это количество энергии, которую человек готов вкладывать в продвижение своих идей. Другими словами - активность, с которой человек представляет свои идеи обществу. Социальный темперамент - не про наличие идей как таковых, не про способность рождать идеи, а именно про то, чтобы донести идеи до других, чтобы твои идеи занялись сексом с чьими-то ещё и произвели потомство в виде нового знания, новых технологий, нового подхода к жизни. Если совсем просто: у меня нет социального темперамента - то есть, я устаю от людей, от со-бытия с ними, от совместного пережёвывания информации. Мне нравится общаться, но я физически устаю от общения. (Работа не в счёт - там другой характер взаимодействия, но и там знаю свой предел). Нас много таких - людей, не обделённых природой или Господом и не способных распорядиться имеющимися дарами. Дары лежат без движения, захламляют личное пространство, им тесно, их не выкинешь на помойку. Эти «дары» к тебе приросли - они твоя жизнь. Но чтобы пиарить их, наращивать, нести их в мир, нести себя в мир - на это требуется запредельно много сил. Есть мнение, что стоящие идеи находят дорогу сами - по-моему, это скорее счастливая случайность: при такой высокой плотности информационного поля, как сейчас, без качественного пиара идеям не обойтись.
Отсутствие социального темперамента - отчасти это про отсутствие амбиций и уверенности, что миру оно надо: в мире более чем достаточно совокупляющихся идей и стонущих от экстаза авторов.
Если бы меня при рождении спросили, хочу ли я обладать социальным темпераментом, при условии, что мне предстоит жить в постиндустриальную эпоху, я бы сказала: «Да!» Или поселите меня в 19 век, сделайте леди, чей мозг занят детьми, домом, вышиванием, поддержанием традиционных ценностей вдали от суеты. Чтобы и помысла не было об об идеях, «проектах» (ненавижу это слово) и самореализации (ещё одно чудесное слово). Или пусть я буду музой второсортного поэта, буду вставать ближе к закату - полная сил, с еле-заметным румянцем, буду дышать духами и туманами, баловаться стишками и опиумом... Кому-то покажется, что под отсутствие социального темперамента маскируются лень и нежелание работать. Явно не мой случай. Вместо нежелания (работать) я говорила бы скорее о неспособности осуществить себя в современном мире. К примеру, человек с температурой 39,5 - он и рад бы поработать или пойти потусоваться, повзаимодействовать с людьми, затеять проект, написать докторскую, роман или хотя бы прочитать лекцию в университете, но вот незадача - ноги не держат и в ушах звенит. Этот факт нельзя игнорировать. Можно бесконечно исследовать его в кабинете психотерапевта, но он никуда от тебя не денется. Это твоя данность, которая, родись ты (женщиной - с мужчин спрос всегда был ещё больше) в другое время и в другой социокультурной среде, нисколько не тяготила бы. Но в век, когда женщина сняла корсет, почувствовала себя, наконец, субъектом, забила на детей и вышла на работу, в век, когда людские мозги трахаются друг с другом в интерактивном пространстве, в век, когда люди ртом и не только поглощают летающую вокруг информацию, не прекращая публичное межмозговое совокупление - в такой век без социального темперамента ты неизбежно становишься аутсайдером. Или, если мягче, отшельником. А если жёстче, в контексте парадигмы успешности, то лузером. Это не плохо и не стыдно - для меня так точно.