Нет, не в наследство, не в подарок, не на аукционе. А в порядке флэшмоба про художников мне
irinatrubacheva был загадан именно Рембрандт.
Смысл этого мероприятия в том, что имея желание поучаствовать, заявляешь об этом напрямую в комментариях, а я называю художника. Любого. В свою очередь вы пишете в своем журнале о своей самой любимой картине этого художника. Ну, или не самой любимой, а о любой, если творчество загаданного художника вам неблизко и вы не разделяете его взгляд на мир, а также в случае, если загаданный художник вам попросту не знаком.
Так вот, мне достался Рембрандт Харменс ван Рейн - один из самых великих представителей золотого века голландской живописи, пришедшегося на середину 17 столетия.
Не сказать, что я большая поклонница таланта этого голландского живописца. Помню, вообще зал Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, посвященный голландской живописи того периода, в котором творил сам Рембрандт и его последователи, показался мне мрачным и безрадостным. То ли дело так называемый "Греческий дворик" с мраморными античными статуями. Такой весь светлый и воздушный. Но сейчас не об этом.
Но с одной работой Рембрандта я познакомилась еще в детстве, лет так в восемь, наверное. Дело было так. Мы с мамой и бабушкой гостили в деревне у бабушкиной подруги. Разместили меня с мамой в отдельной комнатке. Примечательностей в этой комнатке было две. Первая - это высоченная кровать с настоящей периной, на которой мы и спали вдвоем, мучаясь от жары, поскольку дело было летом, а перина была пуховая. Вторая - картина в раме. Поскольку больше ничего интересного в комнате не было, я картиной заинтересовалась.
- Это "Даная", - сказала мне тогда мама. Возможно, мама назвала и фамилию художника, репродукция чьей картины занимала почетное место на стене добротного деревенского дома, но я не запомнила. А вот имя обнаженной вросло в мою память навсегда.
С тех пор, когда я встречалась с "Данаей", я всегда улыбалась ей, как своей давней знакомой.
Но только совсем недавно я прочитала историю создания этой картины. Она весьма занимательна.
В основу художественного произведения положен миф о матери Персея, Данае. Миф лихо закручен и, как часто это бывает в древнегреческих мифах, базируется на семейных переплетениях. Даная была дочерью царя древнегреческого города Аргоса Акрисия, которому одна птичка нашептала, что он умрет от руки своего внука, рожденного, соответственно, его дочерью. Во избежание неприятностей, добрый отец, до смерти испугавшийся смерти, заточил свою дочь в подземелье. Приставил к дочери служанку, все-таки по рангу Данае было положено, чтобы кто-то ей прислуживал хоть бы и в подземелье. Но все эти меры предосторожности не смогли воспрепятствовать демографическому взрыву, поскольку Зевс, будучи все-таки помогущественнее царя Акрисия, притворившись лондонским дождем переодевшись в золотой дождь, оросил благодатную почву Данаи и в темнице. Она родила сына. Назвала его Персеем. Так они и жили вдвоем, не считая служанки в подземелье, пока добрый дед однажды не услышал плачь ребенка, обо всем догадался и приказал сколотить деревянный ящик, посадить туда Данаю и Персея и бросить их в море.
"В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет."
А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане"
Через много-много лет, несмотря на все меры предосторожности, принятые царем Акрисием, он все-таки погиб от руки собственного внука. Нечаянно. Персей на гимнастических играх бросал диск и случайно кинул его в сторону трибун, как раз в то место, где по воле рока и сидел его дед, принявший смерть от удара спортивного снаряда. Вот так, от судьбы не уйдешь.
Сама картина имеет не менее мифическую историю. Писать ее художник начал в период счастливого брака с Саскией. И, как нормальный влюбленный, боготворящий свою женщину, Рембрандт старался запечатлевать любимые черты при всякой благоприятной возможности. Казалось бы, что и "Даная" не должна стать исключением из правила. Однако при ближайшем рассмотрении обнаружилось, что Даная вовсе даже и не Саския, по крайней мере не очень похожа, что на художника не похоже - мастерство-то его же не пропьешь. Почему так вышло? Разгадать эту тайну вышло не сразу, но вышло. Оказывается, черты лица Данаи художник, желая угодить или же выразить таким образом свои чувства, изменил в пользу Гертье Диркс, с которой он сожительствовал годами позже после смерти супруги. При изучении картины также было обнаружено, что изначально ладонь правой руки Данаи была повернута вверх, лицо женщины тоже было устремлено вверх, а все потому, что на полотне был изображен тот самый золотой дождь, которым Зевс обрушился на царскую дочь. Потом дождь сменился художником на игру света и тени, в искусстве которой Рембрандт очень преуспел. И ангел, что в изголовье кровати, на первом варианте картины улыбался, а потом художник сделал его грустным. Возможно, это скорбь по умершей любимой женщине. Не знаю.
А вообще, эта картина в детстве вызывала у меня какую-то тревогу. Взгляд Данаи мне казался настороженным. Женщина эта, служанка, что выглядывает из-за полога кровати, сначала вообще казалась мне мужчиной и жутко не нравилась - мол, что это она тут высовывается, когда тут голая тетя лежит. Не зная всей исторической подоплеки сюжета картины, я в детстве думала обо всем этом так: голая женщина лежала себе спокойно в своей кровати, а тут какой-то мужик неожиданно образовался и давай смотреть. Женщине и одеться не во что, все где-то в недрах комнаты попряталось, а, если она встанет и пойдет собирать свои вещи, чтобы прикрыться, этот любопытный и бесцеремонный субъект увидит ее тылы. Не знаю, почему я думала, что тылы хуже, чем линия фронта, которая уже и так предстала во всей красе. В силу своего беспомощного положения обнаженная женщина привстала, чтобы позвать кого-нибудь на помощь, чтобы расправиться с этим вуайеристом (тогда я такого слова не знала, но пусть будет оно, теперь-то я его знаю).
До настоящего момента я к своему большому стыду и сожалению картину эту в оригинале не видела. Хотя имела такую возможность и не раз. Висит полотно в Эрмитаже. Надежно защищено бронированным стеклом, поскольку однажды был прецедент, когда находящийся не совсем в себе человек плеснул на холст кислотой и порезал его в нескольких местах.
Но все-таки надеюсь, что когда-нибудь я наберусь сил и отстою очередь в музей, и мы с "Данаей" встретимся, ведь мы же с ней давние знакомые.