Все хотела написать, еще с прошлого года, но как-то к слову не приходилось, а вчера, побывав на очередном заседании в апелляции, решила, что нужно уже открыть миру глаза на систему арбитражных судов.
Ко мне обратилась за помощью одна ооошка, к ней иск предъявили о взыскании задолженности. Приехав в офис этой компании на переговоры, я, как обычно, попросила исковое заявление и все документы, связанные с ситуацией. Мне дали, что было. Сижу, листаю, изучаю. И вдруг среди всей этой белой документальной братии формата А4 со скупым казенным шрифтом стандартного черного цвета в глаза бросился рекламный листочек. Бросился мне этот листочек из конверта, в котором Арбитражный суд города Москвы направил ооошке определение о назначении заседания. Такой красный листочек, с жирненькими такими буковками. Беленькими. И эти самые беленькие жирненькие буковки вещают о юридической помощи по представлению интересов ответчика в арбитражном суде, когда с ответчика кто-то хочет денег взыскать. А еще, кроме буковок, циферки виднеются. Обозначают стартовую цену юридических услуг "от стольки-то и до бесконечность не предел". Первая мысль моя была, что до призвания меня на царство, ооошка мониторила рынок, отсюда и эта рекламка. Вторая мысль была, что специально положили, чтобы цену сбить. Третья мысль звучала вопросом, почему рекламка лежала в судебном конверте. Долго сгорать себе от любопытства я не дала, спросила, что это за навязчивый маркетинг. А мне ответили, что это было вместе с судебным определением, прямо вместе с ним в конверте и лежало, а они все хранят на всякий случай. Ого, вот это да. Вот что значит донести информацию о своих услугах прямо до целевой аудитории. Это же неслыханная наглость, которой я, если честно, даже позавидовала. Конечно, такие маневры подрывают всяческую веру в беспристрастность и прочие там принципы судебной системы, но все мы люди. И, как я понимаю, это творческая инициатива секретарей, желающих подзаработать. Однако это был единичный случай, больше мне такие волшебные конверты из суда не попадались.
Не знаю, сколько платят секретарям и прочим мальчикам и девочкам из Арбитражного суда города Москвы, но вот техническому персоналу явно не хватает, поэтому они стараются разжиться чаевыми. Ага, прямо как в ресторане. Дожидалась я как-то перед одним судебным заседанием свою коллегу, которая по приходу рассказала мне любопытнейший случай, произошедший с ней за несколько минут до встречи со мной. Прямо в гардеробе суда. Коллега была в шубе. Шуба была из норок. Не знаю ценность этой шубы в рублях, но для коллеги она значила многое. С большим уважением относилась коллега к шубе. Решив в очередной раз проявить дань уважения шубе, коллега попросила гардеробщицу разделить ее чувства и повесить шубу не за петельку на крючок, а, как и полагается уважаемой особе - на плечики. Плечиками гардероб Арбитражного суда города Москвы располагает и даже не одними. Но плечики достаются самими гардеробщицами исключительно по просьбам трудящихся и откуда-то из-под полы, поэтому обладают некоторым вкусом желанной неприступности. Наверное по этой причине гардеробщицы переносятся мысленно в дефицитные восьмидесятые и считают, что возможность распоряжаться плечиками дает им некоторое преимущество перед теми, кто перед прилавком. Иначе я не знаю, как реагировать на то, что ответила гардеробщица на просьбу коллеги. А ответила она, что за скромное вознаграждение она безусловно выдаст плечики и водрузит на них многоуважаемую шубу из норок. Реакция коллеги была предсказуемой. Коллега перешла к другой гардеробщице в другом окошке. Другая гардеробщица повесила многострадальную шубу на плечики безвозмездно, то есть даром.
С деньгами вообще у Арбитражного суда города Москвы какая-то отдельная тема. Вот взять, например, взыскание расходов на представителя. Когда иск заявляется, сразу к сумме иска в требованиях заявляют о взыскании с ответчика, ну, если, конечно, тот проиграет, расходы на представителя. Прикладываю договор с клиентом, где прописано, сколько мне заплатят, а также платежные документы, подтверждающие, что мне, сколько написано было, столько и заплатили. Конечно, я не рассчитываю, что взыщут все, поскольку судьи очень тяжело расстаются с деньгами, даже несмотря на то, что они чужие, но как-то вот радеют судьи за чужие деньги по этому поводу. Но всегда думаю, что взыщут хотя бы половину. Так было и в очередной раз. Решение было однозначно в пользу клиента и, видимо, поэтому судье ничего не оставалось, как поговорить в процессе о размере расходов на представителя, на меня то есть. А не считает ли уважаемый представитель, то есть я, спрашивает меня судья с легкой усмешкой, что слишком много ему, то есть мне, заплатили за такое легкое дело. Представитель, то есть я, отвечает, что совершенно так не считает. Добрый какой у вас клиент, говорит мне судья, не знаете, почему, потом спрашивает. А я ей такая и отвечаю, может, потому, что я для него много хорошего сделала? Судья улыбается, а я понимаю, что половины от суммы оплаты за мои услуги клиенту не видать, как свои пять пальцев. Так и есть, в итоге взыскано было в четыре раза меньше. А то ишь-ты, зажрались!
А вчера была в апелляционном суде. Обычно как-то всегда дела у меня назначались в залах на втором этаже, а тут на первом. Там такой проходной двор (я сидела как раз напротив лестницы, что наверх ведет), что час, который я провела под дверью, прошел незаметно - я проходящих мимо людей рассматривала. Как одеты, как выглядят и вообще. Интересно. Такие типажи встречаются. Вот подошел к двери зала и изучает список дел седовласый мужчина. В черном костюме. Все бы ничего, но это не просто костюм, а костюм ведущего похорон - с бархатной окантовкой по воротнику-шальке и бархатной же окантовкой карманов. А еще шлицы, наживленные по нови ниткой крест на крест, так и остались в первозданном виде, не распоротые. Зато в костюме. Вот две женщины, обе с сумками Луи нашего Виттона. Видимо, дела у них (у женщин) идут хорошо или клиент выдает гонорар сумками, дядя у клиента на луивиттоновской фабрике работает, там таких сумок завались. Вот в кучку сбились сотрудники юротдела Правительства Москвы: молодые да ранние. Выпендрежники все как один. У меня аж голова закружилась от такого разнообразия людских типажей. Хотя вполне вероятно, что голова у меня закружилась от амбре перегара моей соседки по стулу ожидания. Она старалась зажевать последствия вчерашнего бурного вечера жвачкой, но еще больше усугубляла. А что, юристы - тоже люди. И ничто человеческое, как говорится, юристам не чуждо. Вот и моей соседке в воскресенье было не чуждо, я прямо в понедельник прочувствовала сама, насколько ей было не чуждо.