Сколько помню себя в сознательном возрасте, то есть начиная со времени обучения в первом классе и до институтской поры, на полированном письменном столе всегда стояла одна и та же настольная лампа. Неизменный спутник подготовки домашних заданий, рефератов и курсовых. В соответствии с правилами и нормативами гигиены школьника стояла она слева от меня и освещала лампочкой не эконом-варианта мою дорогу к знаниям. Бережно раз в неделю вытиралась от слетевшейся на огонек пыли и в ногу со временем украшалась сначала переводными картинками, а затем уже и наклейками девичьей тематики.
Откуда взялась эта лампа, мне неведомо. Наверное, папа принес. Папа, как глава семьи, был настоящим добытчиком, что являлось весьма ценным качеством в те далекие времена: мог добыть лампу, ковер, стенку и прочие необходимые блага, ведущие нашу отдельно взятую ячейку общества к победе коммунизма.
В свое время лампа отдала мне столько своего электрического тепла, что я в благодарность до сих пор испытываю теплые чувства к ней.
Однако наша с лампой отдельно взятая трогательная история взаимоотношений не является характерной. Объясню почему.
Такие лампы выпускались в период с 30-х по 70-е годы прошлого века на заводе "Карболит" в г. Орехово-Зуево. Основным материалом, из которого изготавливались лампы, был карболит, - искусственная смола на основе фенола, полученная в 1914 году российскими учеными-химиками.
Лампы из карболита были весьма удобными в использовании, поскольку находящийся в их основании противовес позволял изменять амплитуду наклона на существенный градус. Эта ли или какая другая особенность карболитового осветительного прибора вывела его на первое место по использованию в кабинетах следователей ОГПУ, НКВД, МВД, КГБ и прокуратуры. Именно такими лампами, превращая их в орудие пытки, светили в лицо врагам народа и подследственным на допросах.
Из-за такого применения лампа получила в народе название "лампа НКВД".
Но именно эта, мягко говоря, невеселая часть биографии лампы открыла для нее двери в мир кинематографа.
Очень часто, смотря какой-либо фильм советского или российского производства, я восклицала: "Ой, наша лампа!". И действительно, на экране то и дело мелькала она, чаще всего именно в кабинетах следователей, реже - просто в бюрократической обстановке.
Вот некоторые кадры из весьма обширной фильмографии бессменной актрисы второго плана.
Советский многосерийный телефильм "Место встречи изменить нельзя", 1978 г.
Российский сериал "Ликвидация", 2007 г.
Советский художественный фильм "Берегись автомобиля", 1967 г.
Советский художественный фильм "Москва слезам не верит", 1980 г.
Возможно, вы тоже не раз отмечали про себя завораживающую игру этой актрисы и вспомните куда больше меня фильмов, в которых она блистала. Если так, поделитесь, пожалуйста.