Из истории семьи

Jan 22, 2011 23:41


Шабат окончился. Решил написать немного про историю семьи.

Моя бабушка по отцу Фрида Самойловна ни дня не ходила в школу. Но при этом догадалась вывезти семью из белорусского местечка (Шумилино Витебской обл., с 1929 - райцентр) в центральную Россию - Ярославль.
Вот здесь воспоминания уроженки Шумилина.
Когда мой 80+летний папа на вопрос "Как дела?" начинает жаловаться, что не очень, я ему всегда отвечаю:
-Тебе 87 лет, и ты сам ходишь, кушаешь, писаешь и какаешь.
-Ты должен молиться 3 раза в день за душу твоей матушки, которая, будучи неграмотной, как-то догадалась перевезти вас в Ярославль. Иначе жаловаться было бы некому
-Ты должен каждый день благодарить Б-га, что не родился на несколько часов раньше. (Папа родился 1 января 1924, а в первые недели после "22 июня, ровно в 4 утра" были призваны все с 18...-какого-то по 1923 годы. А он успел поступить в эвакуированное из Ленинграда военно-морское училище).

Но оказалось, что у бабушки была еще более мудрая сестра Саша, покинувшая Российскую империю еще до 1-й Мировой - она поехала в Канаду - выходить замуж за кузена. (Правда, кузенами канадско-американские родственики называют всех - сашина дочь Хана называла меня кузеном, хотя вообще-то я ей - племянник).

У бабы Фриды было очень много детей - никто не знает точно сколько: она была очень авторитарной, и большинство при первой возможности покидало отчий дом.
Я с бабушкой практически не общался: в еврейских семьях в галуте (рассеянии)  каждые 2-3 поколения сменялся родной язык, и бабушка не говорила по-русски, а обучить меня идишу почему-то никому в голову не пришло. Я выучил только слова, которые мои родители употребляли, когда хотели, чтобы мы их не поняли: kinder, gelt и еще немного.
У бабушки было несколько поколений детей, мой отец был предпоследним. Старшие дети знали про тетю, уехавшую в Канаду, но младшим - юным пионэрам - ничего не рассказывали. И только когда старшие тетки умерли, моя кузина Ирка - дочь самой младшей из теток - разбирая их вещи, нашла где-то в резинке от трусов адрес канадской тети.
Забавно, что, когда меня спрашивали в разных сов. учреждениях: военкомате и т.п., есть ли у меня родственники за границей, я честно, как Швейк, отвечал:
-Я не могу вам дать 100% гарантию, что их нет. Сами понимаете, 2-я Мировая, все перемешалось. А к тому же евреи всегда были раскиданы по всему свету. Но известных мне - нет.

Вспомнил старый анекдот сов. времен:
2  юных брата-еврея во время 2-й Мировой оказались на оккупированной территории - на Украине или в Белоруссии. Они друг друга потеряли - каждый думал, что другой погиб.
И через много лет одного из них вызвали в организацию из 3 букв и спросили:
-Товарищ, у вас есть брат? -Да нет, я один. -Что, и никогда не было? -Да нет, был, но мы потеряли друг друга во время войны - я был уверен, что он погиб. -Нет, товарищ, он не погиб и даже нашел вас. Вот письмо от него:
Дорогой брат! Я так рад, что ты жив и я наконец-то тебя нашел. Я после долгих мытарств оказался в Америке. Здесь я очень преуспел в бизнесе и являюсь владельцем заводов, газет, пароходов. Но личная жизнь у меня не сложилась, я одинок. И к тому же в последнее время я начал слепнуть.
Дорогой брат! Приезжай ко мне, и мы доживем наш век вместе. И если Б-г даст и я умру первым, я оставлю тебе весь мой капитал.
Напишите своему брату, что у нас лучшие в мире глазные врачи - Филатов в Одессе и целый институт Гельмгольца в Москве. Пусть он приезжает к нам и переводит к нам все свои капиталы. Мы его вылечим, и вы будете жить вместе.
Старый еврей задумался и сказал: -Извините, вы, наверное, невнимательно читали или неправильно поняли. Мой брат ослеп, а не охуел!

Я оказался единственным из посюсторонуокеанских родственников, у кого хватило душевных сил переписываться с 80+летней тетей Ханой - дочкой Саши. Она жила в Южной Калифорнии, в деревне "золотого взраста" Laguna Woods.
Интересно, что один наш телережиссер лет 40 задумался, что будет с ним лет через 30 и снял серию фильмов о "очень пожилых" людях в разных странах. В США это как раз были Лагуна Вудс - он обнаружил, что там люди в 80-90 активны физически, ментально и сексуально.
Хана рассказывала в каждом письме, как в 1948-м она приехала из Канады в только что восстановленное государство Израиль, вышла замуж за репатрианта из Марокко - из Марокко была, в основном, "алия бет" - тайная репатриация, а "мой Шломо был одним из 10, получивших разрешение на официальную репатриацию" - родила здесь дочку Сару, а потом они вернулись в Канаду, где родили 2 сыновей: Ави и Эйтана. Ави  - attorney (адвокат) и Эйтан - accounter (бухгалтер, аудитор).
Я распечатывал письма тете фонтом 14 и посылал по почте.
Однажды Хана даже позвонила нам домой. Сын взял трубку и сказал: "It's mistake!", но она его убедила, что ей нужен именно я. Тетка еще помнила немного иврит - и мы с ней умудрились поговорить по английски-ивритски.

А Ави с женой и дочкой уже трижды к нам приезжал - в последней раз с Сарой.
Эйтана же пригласили читать экономику в Шанхай. Известно, что одинокий иностранец в Китае не может оставаться холостым больше 2 лет - и ровно через 2 года Эйтан женился на юной китаянке. Ави с дочкой Эммой и Сара поехали в Шанхай на свадьбу, а Хана упала и сломала шейку бедра. Ее, конечно, починили, но она уже не могла жить одна и вскоре умерла. Интересно, что после ее кончины я получал мэйлы от каких-то странных адресатов - например, Еврейской Ассоциации Южной Калифорнии в поддержку республиканцев.
Как только я увидел эйтанову жену, я машинально назвал ее Цзинь-Пинь-Мэй - как классический средневековый китайский роман. Оказалось, что ее зовут Liann - я объяснил удивленным родственникам, что на мандариновом диалекте это Grace Willow - гибкая ива. На самом деле я знаю это из романа Тома Клэнси "Медведь и дракон". (Того самого, кто предугадал 11/9 - падение "Боинга" на белый дом).
Когда Ави, Ванда и Эмма приехали к нам во второй раз, они услышали лай и сказали: "Осторожно! Эмма боится собак!" - и через 20 минут Эмма обнималась на диване с Джиной.



Потом они поехали дальше на север - по родственникам, звонили мне и говорили, что Эмма все время пристает к ним: "When we'd return to Gina house ?" - можно мы к вам еще заедем?. Они приехали, мы погуляли в парке Яркон, причем Эмма вела Джину на поводке. Перед отъездом Ави сказал: "Вот увидишь, визит к вам будет нам стоить собаки в Лос-Анджелесе". Через несколько месяцев он позвонил и сказал: "Помнишь, я говорил тебе про собаку? Эмма нас уломала - у нее теперь есть Фиона!"




А в свой последний визит Ави рассказывал: "Я никогда не думал, что в Лос-Анджелесе столько людей. Теперь я гуляю с Фионой и, что характерно, помню имена всех собак, но хозяев - ни-ни."

К нам приезжали еще кузины: Ли-Энн со своим мужем - на какую-то конференцию - она тогда работала в университете Северной Дакоты - и ее и Ави кузины Барбара и Эва из Виннипега - родные сестры.
Они рассказали, что одного из сыновей Саши - их дядю - звали в семье Хаим-коммунист. В конце 1920-х он - совсем как Хулио Хуренито и многие американские и аргентинские ком. и соц. евреи - поехал в СССР строить коммунизм. Но у него, видимо, была хорошая реакция - он тут же развернулся и улетел (уплыл) обратно.

Помимо кратких визитов мы общаемся в-основном по мэйлу.

Лос-Анджелес, родственники, Цзинь-Пинь-Мэй, Джина, Китай, Хулио Хуренито, Эмма, анекдот, тетя Хана, Шанхай, Лианн, Шумилино, Ярославль, Канада, бабушка Фрида, Лагуна Вудс, Фиона, семья, Марокко, Том Клэнси, ВИТУ

Previous post Next post
Up