Друзья и любимые писатели

Sep 06, 2011 11:07

Как-то в последние пару дней в комментариях к френдам tai_do и irinafreckles -  все время вспоминал любимых писателей:
К посту   Мы вернулись. - Веничку вспомнил:
       НАЗАРЬЕВО - ДРЕЗНА      
А черноусый сказал:
    - Вот  вы  много  повидали,  много  поездили. Скажите: где
больше ценят русского  человека,  по  ту  или  по  эту  сторону
Пиринеев?
    - Не  знаю,  как  по  ту.  А  по эту - совсем не ценят. Я,
например, был в  Италии,  там  на  русского  человека  никакого
внимания.  Они  только  поют  и рисуют. Один, допустим, стоит и
поет. А другой рядом с ним сидит и рисует  того,  кто  поет.  А
третий  - поодаль - поет про того, кто рисует... И так от этого
грустно! А они нашей грусти - не понимают...
    - Да ведь итальянцы - разве  они  что-нибудь  понимают!  -
поддержал черноусый.
    - Именно.  Когда  я был в Венеции, в день святого Марка, -
захотелось мне поглядеть на гребные гонки. И  так  мне  грустно
было  от  этих гонок! Сердце исходило слезами, но немотствовали
уста. А  итальянцы  не  понимают,  смеются,  пальцами  на  меня
показывают:  "смотрите-ка,  Ерофеев опять ходит, как поебаный!"
Да разве ж я как поебаный?! Просто
- немотствуют уста...
    Да мне в Италии, собственно, ничего и не  надо  было.  Мне
только  три вещи хотелось там посмотреть: Везувий, Геркуланум и
Помпею. Но мне сказали, что Везувия давно уже нет, и послали  в
Геркуланум.  А  в  Геркулануме  мне  сказали:  "Ну  зачем тебе,
дураку, Геркуланум?  Иди-ка  ты  лучше  в  Помпею".  Прихожу  в
Помпею,  а  мне  говорят:  "Далась  тебе  эта  Помпея! Ступай в
Геркуланум!.."
    Махнул я рукой и подался во Францию. Иду, иду, подхожу уже
к линии Мажино, и вдруг вспомнил: дай, думаю,  вернусь,  поживу
немного у Луиджи Лонго, койку у него сниму, книжки буду читать,
чтобы  зря  не  мотаться. Лучше б, конечно, у Пальмиро Тольятти
койку снять, но ведь недавно умер... А чем хуже Луиджи Лонго?..
    А все-таки обратно  не  пошел.  А  пошел  через  Тироль  в
сторону  Сорбонны. Прихожу в Сорбонну и говорю: хочу учиться на
бакалавра. А  меня  спрашивают:  "Если  ты  хочешь  учиться  на
бакалавра - тебе должно быть что-нибудь присуще как феномену. А
что  тебе как феномену присуще?" Ну, что им ответить? Я говорю:
"Ну что мне как феномену может быть присуще?  Я  ведь  сирота". 
"Из  Сибири?"  -  спрашивают.  Говорю: "Из Сибири". "Ну, раз из
Сибири, в таком случае хоть психике твоей да ведь  должно  быть
что-нибудь  присуще. А психике твоей - что присуще?" Я подумал:
это все-таки не Храпуново, а сорбонна, надо сказать  что-нибудь
умное.   Подумал   и   сказал:   "мне   как   феномену   присущ
самовозрастающий логос". А ректор Сорбонны, пока  я  думал  про
умное, тихо подкрался ко мне сзади, да как хряснет меня по шее:
"Дурак  ты, - говорит, - а никакой не логос!" "Вон, - кричит, -
вон Ерофеева из нашей Сорбонны!" В первый раз я тогда  пожалел,
что не остался жить на квартире у товарища Луиджи Лонго...
    Что ж мне оставалось делать, как не идти в Париж? Прихожу.
Иду в  сторону  Нотр-Дам, иду и удивляюсь: кругом одни бардаки.
Стоит только Эйфелева башня, а на  ней  генерал  де  Голь,  ест
каштаны и смотрит в бинокль на все стороны света. А какой смысл
смотреть, если во всех четырех сторонах одни бардаки!..
    По бульварам ходить, положим, там нет никакой возможности.
Все снуют  - из бардака в клинику, из клиники опять в бардак. И
кругом столько трипперу, что дышать трудно. Я как-то раз  выпил
и пошел по Елисейским Полям - кругом столько трипперу, что ноги
передвигаешь  с трудом. Вижу: двое знакомых, он и она, оба жуют
каштаны и оба старцы. Где я их  видел?  В  газетах?  Не  помню,
короче,  узнал:  это  Луи  Арагон и Эльза Триоле. "Интересно, -
прошмыгнула мысль у меня, -  откуда  они  идут:  из  клиники  в
бардак  или  из  бардака  в  клинику?"  И  сам же себя обрезал:
"Стыдись. Ты в  Париже,  а  не  в  Храпунове.  Задай  им  лучше
социальные вопросы, самые мучительные социальные вопросы..."
    Догоняю Луи Арагона и говорю ему, открываю сердце, говорю,
что я  отчаялся  во  всем,  но  нет  у  меня  ни в чем никакого
сомнения, и что я умираю от внутренних  противоречий,  и  много
еще  чего  -  а  он  только на меня взглянул, козырнул мне, как
старый ветеран, взял свою Эльзу под  руку  и  дальше  пошел.  Я
опять  их догоняю и теперь уже говорю не Луи, а Триоле: говорю,
что умираю от недостатка  впечатлений,  и  что  меня  одолевают
сомнения  именно тогда, когда я перестаю отчаиваться, тогда как
в минуты отчаяния я сомнений не знал... -  а  она,  как  старая
блядь,  потрепала меня по щеке, взяла под руку своего Арагона и
дальше пошла...
    Потом я, конечно, узнал из печати, что это были совсем  не
те  люди,  это  были,  оказывается,  Жан-Поль Сартр и Симона де
Бовуар, ну да какая мне теперь разница? Я пошел на  Нотр-Дам  и
снял  там  мансарду.  Мансарда,  мезонин,  флигель,  антресоли,
чердак - я все это путаю и разницы никакой не вижу.  Короче,  я
снял то, на чем можно лежать, писать и трубку курить. Выкурил я
двенадцать  трубок  -  и отослал в "Ревю де Пари" свое эссе под
французским названием "Шик и  блеск  иммер  элегант".  Эссе  по
вопросам любви.
    А  вы  сами  знаете, как тяжело во Франции писать о любви.
Потому что все,  что  касается  любви,  во  Франции  уже  давно
написано.  Там  о  любви  знают  все, а у нас ничего не знают о
любви. Покажи нашему человеку со средним  образованием,  покажи
ему  твердый  шанкр  и  спроси:  "какой это шанкр - твердый или
мягкий?" - он обязательно брякнет: "мягкий, конечно"; а  покажи
ему  мягкий  -  так  он и совсем растеряется. А там - нет. Там,
может быть, не знают, сколько  стоит  "зверобой",  но  уж  если
шанкр  мягкий,  так  он  для  каждого будет мягок и твердым его
никто не назовет...
    Короче, "Ревю  де  Пари"  вернул  мне  мое  эссе  под  тем
предлогом,  что  оно  написано  по-русски, что французский один
заголовок. Что ж  вы  думаете?  -  я  отчаялся?  Я  выкурил  на
антресолях  еще  тринадцать  трубок  -  создал новое эссе, тоже
посвященное любви. На этот раз оно все,  от  начала  до  конца,
было  написано  по-французски,  русским  был  только заголовок:
"Стервозность как высшая и последняя  стадия  блядовитости".  И
отослал в "Ревю де Пари".
    - И  вам  его  опять  вернули? - спросил черноусый, в знак
участия к рассказчику и как бы сквозь сон...
    - Разумеется, вернули.  Язык  мой  признали  блестящим,  а
основную  идею  -  ложной.  К  русским  условиям,  - сказали, -
возможно,  это  и  применимо,   но   к   французским   -   нет;
стервозность, - сказали, - у нас еще не высшая ступень и далеко
не  последняя;  у  вас, у русских, ваша блядовитость, достигнув
предела стервозности, будет насильственно упразднена и заменена
онанизмом по обязательной программе; у  нас  же,  у  французов,
хотя  и не исключено в будущем органическое врастание некоторых
элементов русского онанизма, с программой более произвольной, в
нашу    отечественную    содомию,    в    которую    -    через
кровосмесительство  -  трансформируется  наша  стервозность, но
врастание  это  будет  протекать  в  русле  нашей  традиционной
блядовитости и совершенно перманентно!..      
http://www.zhurnal.ru/detset/knigi_info.html
 )
И там же  - Хармса:
Письмо Т. А. Мейер-Липавской и Л. С. Липавскому
Дорогая Тамара Александровна и Леонид Савельевич,
спасибо Вам за Ваше чудесное письмо. Я перечитал его много раз и выучил наизусть. Меня можно разбудить ночью, и я сразу без запинки начну: "Здравствуйте, Даниил Иванович, мы очень без Вас соскрючились. Леня купил себе новые..." и т. д. и т. д.
Я читал это письмо всем своим царскосельским знакомым. Всем оно очень нравится. Вчера ко мне пришел мой приятель Бальнис. Он хотел остаться у меня ночевать. Я прочел ему Ваше письмо шесть раз. Он очень сильно улыбался, видно, что письмо ему понравилось, но подробного мнения он высказать не успел, ибо ушел, не оставшись ночевать. Сегодня я ходил к нему сам и прочел ему письмо еще раз, чтобы он освежил его в своей памяти. Потом я спросил Бальниса, каково его мнение. Но он выломал у стула ножку и при помощи этой ножки выгнал меня на улицу, да еще сказал, что если я еще раз явлюсь с этой паскудью, то свяжет мне руки и набьет рот грязью из помойной ямы. Это были, конечно, с его стороны грубые и неостроумные слова. Я, конечно, ушел и понял, что у него был, возможно, сильный насморк, и ему было не по себе. От Бальниса я пошел в Екатерининский парк и катался на лодке. На всём озере, кроме меня, плавало еще две-три лодки. Между прочим, в одной лодке каталась очень красивая девушка. И совершенно одна. Я повернул лодку (кстати, при повороте надо грести осторожно, потому что весла могут выскочить из уключин) и поехал следом за красавицей. Мне казалось, что я похож на норвежца и от моей фигуры в сером жилете и развевающемся галстуке должны излучаться свежесть и здоровье и, как говорится, пахнуть морем. Но около Орловской колонны купались какие-то хулиганы, и, когда я проезжал мимо, один из них хотел проплыть как раз поперек моего пути. Тогда другой крикнул: "Подожди, когда проплывет эта кривая и потная личность!" - и показал на меня ногой. Мне было очень неприятно, потому что всё это слышала красавица. А так как она плыла впереди меня, а в лодке, как известно, сидят затылком к направлению движения, то красавица не только слышала, но и видела, как хулиган показал на меня ногой. Я попробовал сделать вид, что это относится не ко мне, и стал, улыбаясь смотреть по сторонам, но вокруг не было ни одной лодки. Да тут еще хулиган крикнул опять: "Ну чего засмотрелся! Не тебе, что ли, говорят! Эй ты, насос в шляпе!"
Я принялся грести что есть мочи, но весла выскакивали из уключин, и лодка подвигалась медленно. Наконец, после больших усилий я догнал красавицу, и мы познакомились. Ее звали Екатериной Павловной. Мы сдали ее лодку, и Екатерина Павловна пересела в мою. Она оказалась очень остроумной собеседницей. Я решил блеснуть остроумием моих знакомых, достал Ваше письмо и принялся читать: "Здравствуйте, Даниил Иванович, мы очень без Вас соскрючились. Леня купил..." и т. д. Екатерина Павловна сказала, что если мы подъедем к берегу, то я что-то увижу. И я увидел, как Екатерина Павловна ушла, а из кустов вылез грязный мальчишка и сказал: "Дяденька, покатай на лодке".
Сегодня вечером письмо пропало. Случилось это так: я стоял на балконе, читал Ваше письмо и ел манную кашу. В это время тетушка позвала меня в комнаты помочь ей завести часы. Я закрыл письмом манную кашу и пошел в комнаты. Когда я вернулся обратно, то письмо впитало в себя всю манную кашу, и я съел его.
Погоды в Царском стоят хорошие: переменная облачность, ветры юго-западной четверти, возможен дождь.
Сегодня утром в наш сад приходил шарманщик и играл собачий вальс, а потом спер гамак и убежал.
Я прочел очень интересную книгу о том, как один молодой человек полюбил одну молодую особу, а эта молодая особа любила другого молодого человека, а этот молодой человек любил другую молодую особу, а эта молодая особа любила опять-таки другого молодого человека, который любил не ее, а другую молодую особу.
И вдруг эта молодая особа оступается в открытый люк и надламывает себе позвоночник. Но когда она уже совсем поправляется, она вдруг простужается и умирает. Тогда молодой человек, любящий ее, кончает с собой выстрелом из револьвера. Тогда молодая особа, любящая этого молодого человека, бросается под поезд. Тогда молодой человек, любящий эту молодую особу, залезает с горя на трамвайный столб, и касается проводника, и умирает от электрического тока. Тогда молодая особа, любящая этого молодого человека, наедается толченого стекла и умирает от раны в кишках. Тогда молодой человек, любящий эту молодую особу, бежит в Америку и спивается до такой степени, что продает свой последний костюм, и за неимением костюма он принужден лежать в постели, и получает пролежни, и от пролежней умирает.
На днях буду в городе. Обязательно хочу увидеть Вас. Привет Валентине Ефимовне и Якову Семеновичу.
Даниил Хармс.
( http://www.klassika.ru/read.html?proza/harms/xarms_letters.txt&page=3 )
И Григория Остера:
 Нет приятнее занятья,
Чем в носу поковырять.
Всем ужасно интересно,
Что там спрятано внутри.
А кому смотреть противно -
Тот пускай и не глядит!
Мы же в нос к нему не лезем, -
Пусть и он не пристает! 
( http://www.zhurnal.ru/detset/knigi_info.html )

френдолюбие, Григорий Остер, Хармс, френды, Веничка Ерофеев

Previous post Next post
Up