Самые "застойные"

Dec 07, 2022 15:32

Всё из той же книги Андрея Буровского - обзор самых "застойных" эпох:

Свои «застои» есть в истории всех стран и народов. Я буду говорить только о «русских застоях», потому что это и ближе, и понятнее. А главные закономерности хорошо прослеживаются и здесь.

Застой Александра III

Самый близкий к нам по времени «застой» - это эпоха Александра III (1881-1894).

Император Александр III Александрович внешне сильно отличался от Брежнева: огромного роста, 193 см, невероятно сильный и могучий. Но в чем-то очень на него похож: веселый, жизнерадостный, добродушный, жизнелюбивый.

К тому же непритязателен, демонстративно неаристократичен. Бережливый царь часто появлялся на людях в поношенных брюках, тужурке, пальто или полушубке, сапогах. Часто императора видели в солдатских сапогах с заправленными в них по-простецки штанами. Дома часто надевал русскую рубаху с вышитым на рукавах узором. Халаты носил с латками на локтях, великолепные сигары курил в пятачковые глиняные пепельницы.

Любимец императора С.Ю. Витте так писал о своем покровителе и благодетеле: «Император Александр III был совершенно обыденного ума, пожалуй, можно сказать, ниже среднего ума, ниже средних способностей и ниже среднего образования; по наружности - походил на большого русского мужика из центральных губерний, к нему больше всего подошел бы костюм: полушубок, поддевка и лапти; и тем не менее он своей наружностью, в которой отражался его природный характер, прекрасное сердце, благодушие, справедливость и вместе с тем твердость, несомненно импонировал окружающим, и если бы не знали, что он император и он бы вошел в комнату в каком угодно костюме - несомненно все бы обратили на него внимание. Фигура императора была очень импозантна: он не был красив, по манерам был скорее более или менее медвежатный; был очень высокого роста, причем при всей своей комплекции он не был особенно силен или мускулист, а скорее был несколько толст и жирен». [140]

Насчет «не особенно силен» - явное вранье: император ломал монеты пальцами.

Не в пример отцу, деду и братьям, Александр был примерный семьянин: любящий муж и хороший отец, никогда не заводивший связей на стороне. И притом жену и детей именно что любил, ему нравилось проводить с ними много времени.

К тому же набожен и явно без фальши. Государь твердо держался православных канонов, всегда до конца выстаивал службу, истово молился. Ему нравилось церковное пение.

Вот чем увлекался (тоже сходство с Брежневым), так это охотой и рыбалкой. Любимым местом охоты императора была Беловежская пуща.

А с семьей часто летом уезжал в финские шхеры. Там жил запросто, подолгу гулял с женой и детьми, рыбачил, катался на лодке, катал детей.

Отмечу еще, что зловредный миф о «запойном» Александре III от начала до конца сочинен сперва народовольцами, которые ненавидели императора всеми силами души. Потом эта подлая сказочка подхвачена была советской пропагандой… В то же время причина ранней смерти царя известна: почечная недостаточность. Болезнь почек - в роду Романовых, старший брат Александра III, Николай, умер именно «от почек»».

Обострению болезни у императора способствовало крушение царского поезда 17 октября 1888 года у станции Борки, в 50 км от Харькова. Во время крушения царская семья находилась в вагоне-столовой. При крушении обвалилась крыша вагона; Александр удерживал ее на своих плечах до тех пор, пока не прибыла помощь. И надорвался: вскоре после крушения стал жаловаться на боли в пояснице. Профессор Трубе, осмотревший Александра, пришел к выводу, что страшное сотрясение при падении положило начало болезни почек. Болезнь беспощадно развивалась и привела к смерти императора в возрасте 49 лет.

В 1881 году, с восшествием на престол Александра III, после пертурбаций эпохи Александра II, его сверхдинамичного времени, настал период, когда вроде мало что происходило. Ни войн, ни особых изменений в общественной структуре, ни революций. Даже какие-то возвратные движения. От введения «Конституции Лорис-Меликова»» он отказался, а вместо нее 29 апреля 1881 года был издан документ, известный как «Манифест о незыблемости самодержавия»».

В Манифесте говорилось: «Глас Божий повелевает НАМ стать бодро на дело Правления, в уповании на Божественный Промысел, с верою в силу и истину Самодержавной власти, которую МЫ призваны утверждать и охранять для блага народнаго от всяких на нее поползновений»».

Застой… Застой…

Даже официальное морализаторство вполне в стиле Брежнева: призыв «всех верных подданных служить верой и правдой к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, - к утверждению веры и нравственности, - к доброму воспитанию детей, - к истреблению неправды и хищения, - к водворению порядка и правды в действии всех учреждений»».

А тут еще «Распоряжение о мерах к сохранению государственного порядка и общественного спокойствия и приведение определенных местностей в состояние усиленной охраны» (14 августа 1881 г.). Этот кошмарный документ предоставлял право властям без суда высылать нежелательных лиц, закрывать учебные заведения, органы печати и торгово-промышленные предприятия.

Фактически это «Распоряжение» устанавливало в России чрезвычайное положение. Теоретически временно, фактически - до 1917 года.

Был и «Циркуляр о кухаркиных детях», попытка ограничить число «простолюдинов», получающих образование.

Император-милитарист прославился двумя потрясающими афоризмами:

«У России совершенно нет союзников. Все боятся нашей громадности».

«У России только два союзника: ее армия и флот».

Идя на соединение с союзниками, Александр III возродил и отстроил русский флот, после Крымской войны продолжавший оставаться в упадке. При нем было спущено на воду 114 новых военных судов, в том числе 17 броненосцев и 10 бронированных крейсеров. Суммарное водоизмещение флота России достигало 300 тысяч тонн, третье в мире после Британии и Франции.

Ужас, правда?

Наверное, не меньший ужас, что в царствование Александра III Россия не вела ни одной войны. За что Александр III и получил название Миротворца. И тем не менее без войн Александр III Миротворец:

- укрепил влияние России на Балканах;

- установил прочные границы в Средней Азии;

- закрепил власть России на новых территориях Дальнего Востока.

Во внутренней политике он прекратил временно-обязанное состояние, то есть довел до конца фактическое и окончательное освобождение крестьянства. И издал ряд законов, очень облегчавших судьбу крестьянства. И усовершенствовал городское управление. И поддерживал работу земств.

Что до политики Александра III в экономической области, то результаты ее чрезвычайны. При нем пост министра финансов занимали только самые дельные чиновники: Н.Х. Бунге (1881-1886), И.А. Вышнеградский (1887-1892), С.Ю. Витте (с 1892).

При Александре II казна была хронически пуста. При Александре III сразу же начинается хроническое возрастание избытка государственных доходов над расходами.

Деньги должны работать!

В 1891 году Россия начала строительство Великой Сибирской магистрали - железнодорожной линии Челябинск-Омск-Иркутск-Хабаровск-Владивосток. Всего около 7 тыс. км. В ходе строительства с 1895-го возникло ответвление от Читы на юг, в Китай: Китайско-Восточная железная дорога, что позволило построить город Харбин.

Вел переговоры с Китаем и провел денежную реформу 1895-1897 годов один и тот же человек: Сергей Юльевич Витте. Самое невероятное: Витте принимал пост министра финансов, очень мало понимая в денежном обращении. Сохранилась легенда, что он сказал об этом императору.

- Иван Калита тоже ничего в финансах не понимал! - отрезал Александр III Александрович Миротворец.

Император не ошибся в своем выборе: одиннадцать лет, в течение коих Сергей Юльевич Витте стоял во главе Министерства финансов, ознаменованы огромным увеличением бюджета. Среднее годовое возрастание бюджета за этот период - 10,5 %. С 1883 по 1892 г. бюджет возрос с 778 506 тысяч рублей до 965 303 тысяч рублей, или на 24 %, в среднем в год всего на 2,7 %.

Он и позже рос невероятными темпами: с 1903 по 1912 год бюджет увеличился с 2 071 667 тысяч рублей до 3 001 919 тысяч рублей, или на 45 %, то есть средний годовой прирост определился в 5 %.

Принимая в 1892 году Министерство финансов, Витте обещал Александру III за двадцать лет без всяких политических реформ сделать Россию одной из ведущих промышленно развитых стран.

Двадцать лет… Позже Столыпин бросит свое знаменитое: «Дайте мне двадцать лет, и вы не узнаете Россию!» А когда в Государственной думе левые обрушатся на него за жесткое подавление революции 1905-1907 годов, он ответит не менее знаменитым: «Не запугаете! Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!»

Кстати, крестьянскую реформу, проведенную Столыпиным, разрабатывал именно Витте. Он до конца своих дней считал, что Столыпин украл его идею.

Благодаря деятельности Витте промышленность в 1880-е начала развиваться со сказочной быстротой. За годы его деятельности Россия по объему промышленной продукции вошла в пятерку крупнейших государств (Англия, Франция, США и Германия) и все глубже втягивалась в мировую систему хозяйства.

Этот подъем, «Русское экономическое чудо», продолжался и в непрочные, никак не «застойные» времена Николая II. К Первой мировой Россия заняла 2-е место в мире по добыче нефти, 4-е - в машиностроении, 5-е - по добыче угля, железной руды, выплавке стали. На долю России приходилось 50 % мирового сбора ржи, 25 % мирового экспорта пшеницы.

А начиналось «Русское экономическое чудо» в самые что ни на есть «застойные» годы Александра III, усилиями его выдвиженца. Кстати - пост министра финансов Витте занимал 11 лет. Прямо как министры времен Брежнева.

Развитие культуры?

Эпоха Александра III - время деятельности многих писателей, поэтов, ученых, живописцев. Никаких особенных научных школ или направлений живописи в короткий период его правления, всего 13 лет, не возникли. Но возник целый громадный музей, радующий нас до сих пор. Это Русский музей. Иногда появление этого музея связывают с тем, что собранные со всего мира сокровища уже физически не помещались в галереях и залах Зимнего дворца. Ведь экономный император уменьшил число слуг и ввел строгий надзор за расходованием денег. Дорогие заграничные вина при дворе заменили крымскими и кавказскими, число балов ограничили четырьмя в год…зато огромные деньги регулярно тратили на приобретение предметов искусства.

Формально «Русский Музей Императора Александра 111» основан в 1895 году в Санкт-Петербурге по Указу императора Николая II. Он открылся для посетителей 19 марта 1898 года. Это первый и самый обширный в мире государственный музей русского изобразительного искусства.

Идея такого музея принадлежит императору Александру III. Император считал, что русское искусство должно быть представлено не хуже всего западного. Еще при его жизни существовал проект постройки специального здания «Музея русского искусства» при Академии художеств. Уже копились деньги, составлялся план…

В 1895 году, после смерти владелицы Михайловского дворца, великой княгини Екатерины Михайловны Мекленбург-Стрелицкой, этот дворец перешел в казну, и было решено разместить музей именно там.

Попытки «русифицировать» русскую армию через введение шапок вместо фуражек и кушаков вместо ремней вызывают скорее улыбку. Русский музей порожден тем же духом, но он существует до сих пор.

«Застой» Александра III короток. Для всех «демократически настроенных» людей и тем более революционеров это время очень «плохое» - сплошная контрреволюция, отказ от почти что всего «прогрессивного». Да еще русский империализм, строительство Транссиба. Да еще русский национализм, всякие там Русские музеи.

А в целом - просто потрясающие результаты правления императора Александра III, среди которых основные - подавление революционного подполья и неправдоподобный, сказочный рост экономики.

По мнению многих историков, если бы Господь дал бы императору еще лет 20-30, Россия вполне могла бы избежать катаклизмов 1905 и 1917 годов.

Застой Николая I

Еще один «застойный» период - правление императора Николая I (1825-1855).

Трудно найти императора, которого в России оболгали бы больше Николая… И тупой он, и солдафон, и грубиян, и жестокий до умопомрачения. Правда, знавшие его лично отмечали рыцарственный дух императора, его любовь к справедливости, законности, порядку. Страшен был? Видимо, не очень, потому что сослуживцы его не боялись. Император лично вникал в детали, бывал в военных частях, осматривал фортификационные сооружения, учебные заведения, служебные помещения, государственные учреждения. Он делал замечания и порой устраивал «разносы», но всегда одновременно давал советы, как изменить ситуацию.

После яркого, веселого времени, в котором шли сплошные войны с Наполеоном (погибла половина русского дворянства в трех поколениях), в пору Николая было скучно. Подумаешь, три блестяще выигранные войны: Кавказская 1817-1864, Русско-персидская 1826-1828, Русско-турецкая 1828-1829. В этих войнах не было ни таких чудовищных потерь, ни угрозы самому существованию России. Скучища…

При Александре I было веселее еще и потому, что на престол сел соучастник убийства собственного отца, а закончилось - то ли восстанием, то ли последним дворцовым переворотом, то ли первой революцией: восстанием 14 декабря 1825 года. А между этими событиями заговоры при Александре плелись не меньше 5-6 раз. Самые близкие друзья царя разочаровывались и точили кинжалы борцов с тиранией… Вот это жизнь!

Николай и правда был такой скучный, насквозь законный, положительный… При нем не было НИ ОДНОГО заговора. То ли всех желающих по делу 14 декабря повывели, то ли дворянская махновщина натерпелась страху и не смела. И вообще все сделалось стабильно, предсказуемо.

Очередная подлая сказочка - про серых, скучных царедворцев Николая. Якобы он всегда назначал на должности только самых заурядных людей, якобы считал, что только посредственности могут исполнить его волю, не умствуя. Только вот «странность» - правление Александра полно великолепными военными… Да и как без них, если войны практически не прекращаются?

А вот серьезных администраторов было мало… появился было М.М. Сперанский, но его веселые, приятные люди «эпохи Александра» съели и не поморщились. А царь зависел от этих чудесных веселых людей, начинавших день с шампанского и к вечеру лыка не вязавших. Со Сперанским, обвиненным в шпионаже, он, может быть, и без особого удовольствия, но расстался.

Это скучный ефрейтор на троне, Николай, возвысил Сперанского, дал ему графский титул, и при нем Сперанский систематизировал все русские законы…

Вообще Николай, вопреки распространенному мнению, очень хорошо умел привлекать к работе талантливых, творчески одаренных людей. Как сказали бы мы сейчас, умел «формировать команду». Его правление - время таких звезд, как полководец фельдмаршал светлейший князь И.Ф. Паскевич, министр финансов граф Е.Ф. Канкрин, министр государственных имуществ граф П.Д. Киселев, министр народного просвещения граф С.С. Уваров.

Он и сам работал… чуть не написал - «работал, как Брежнев», и его окружение тоже. Близким знакомым император говаривал: «Я тружусь, как раб на галерах».

Правление Николая - это 24 комиссии по отмене крепостного права. В 1861 году освободили-то вовсе не «почти всех» крестьян, как до сих пор пишут «прогрессивные», но малограмотные люди. А всего 28 % населения. Большую часть работы по освобождению крепостных сделали без всякой помпы в годы правления Николая.

Правление Николая - это отмена ассигнаций и финансовая реформа Канкрина в 1839 году.

С конца XVIII века в Российской империи сложились, как ни сложно это сегодня представить, две параллельные денежные системы: серебряный рубль, обеспеченный запасами драгоценного металла в казне, равный 100 серебряным же копейкам. И бумажный ассигнационный рубль, не обеспеченный ничем, кроме доверия населения к власти, и равный 100 медным копейкам.

Соотношение серебряного и бумажного рубля все время менялось, ассигнации все дешевели. В 1800 году за бумажный рубль давали 55 копеек серебром. В 1812 году, накануне войны с Наполеоном, - 35, а в 1825-м, в год восстания декабристов, - 30 копеек серебром.

Ведь ассигнации были совершенно смешными бумажками. Купюры в 25 рублей легко переделывались в ассигнации достоинством в 75, переписывая двойку на семерку. Подлинность бумажных денег удостоверялась подписями сенаторов, ставившимися на купюрах, и лишь с 1787 г. - подписями чиновников банка. Эти подписи тоже легко подделывали.

Наполеон Бонапарт перед нападением на Россию велел напечатать фальшивых ассигнаций, по одним данным, на 100, по другим - даже на 200 миллионов рублей. То-то французы за все щедро расплачивались русскими деньгами!

Сам масштаб подделки показывает, как плохо были защищены ассигнации. Часть фальшивок распознавали легко, потому что их печатали люди, плохо знавшие русский язык. И на купюрах вдруг красовалось: «обманывается на серебро». Или наполеоновские фальшивомонетчики ленились ставить на купюрах разные номера и серии. [142]

Но иногда фальшивомонетчики старались на совесть. Некоторые фальшивые купюры ходили до 1849 года, до изъятия из обращения всех ассигнаций. Они были практически неотличимы от подлинных, и даже современными средствами их не всегда можно распознать.

Мне доводилось спрашивать специалистов: есть ли у них уверенность, что все хранящиеся в музеях купюры - подлинные? Такой уверенности у них не было.

Великий реформатор Сперанский в 1810 году предлагал изъять все ассигнации из обращения и вместо них ввести кредитные билеты по «общему курсу», то есть на основе равенства курсов металлических и бумажных денег. А кредиты обеспечивать серебром.

Александр I на такую меру не решился, а вот Николай I - решился. В 1839-1843 гг., его министр финансов граф Е.Ф. Канкрин вывел из обращения ассигнации и ввел кредитные билеты, разменные на серебро. До 1849 года билеты и старые ассигнации обменивались на ассигнации нового образца.

Культура? Период правления Николая I Павловича - время Пушкина, Батюшкова, Лермонтова, Гоголя, Федотова, Брюллова… даже трудно всех назвать. Да и долго.

И очень многие получили поддержку от правительства и лично от императора.

Либеральные писатели-современники, и первый из них Герцен буквально демонизировали Николая. Несомненно, он стремился подчинить себе литературу, бывал крут.

Николай обрек на годы солдатчины Полежаева, арестованного за вольные стихи, дважды распорядился сослать на Кавказ Лермонтова. По его распоряжению были закрыты журналы «Европеец», «Московский телеграф», «Телескоп», преследовался П. Чаадаев, запрещен к постановке в России Ф. Шиллер.

Но если почитать Герцена и современных либералов, например Эйдельмана, получается какое-то чудовище на троне. И ни слова не говорят эти пристрастные люди про то, что именно Николай освободил из ссылки Пушкина, принял его и, когда Пушкин признался, что 14 декабря был бы с заговорщиками, поступил с ним более чем милостиво.

В 1828 году Николай прекратил дело против Пушкина об авторстве «Гавриилиады». Дело реально грозило Пушкину Соловками, но Александр Сергеевич передал лично царю, в обход следственной комиссии, свое письмо… О чем шла речь в письме, достоверно неизвестно до сих пор. Но, судя по многим проговоркам, сознавался в авторстве. И император опять его простил.

Ни Александр, ни Николай никогда не доверяли полностью «изменчивому, как море», Пушкину, видели в нем потенциально опасного «вождя либералов». За поэтом велась полицейская слежка, его письма перлюстрировались. Как при Александре, так и при Николае он был «невыездным».

#застой, книга, Пушкин, #АндрейБуровский, #АлександрIII, история, #НиколайI, Россия

Previous post Next post
Up