Как я медали придумывал...

Jun 29, 2016 20:08


Когда-то давным-давно в Славутич приезжал американский художник (который, кстати, по убеждениям внезапно оказался троцкистом), решивший возвести возле мемориала памяти героев Чернобыля две стелы, на которых он изобразил ликвидаторов и энергетиков.





После реконструкции эти расписные стены - предвестники муралов - отчего-то убрали, но образы уже въелись в память.
Поэтому, когда передо мной встала задача придумать и вчерновую смакетировать медаль к 30-летию аварии на ЧАЭС, первое, что пришло в голову, это изображение ликвидатора, предупреждающего об опасности с вашеупомянутой стелы. Тем более, что хотелось как-то зафиксировать в истории эти исчезнувшие объекты.

Постепенно страшный человек в противогазе, похожий на героя картины Мунка «Крик» трансформировался в реального ликвидатора, с которого еще через некоторое время осыпались слишком мелкие детали. Нижняя часть медали должна было показать постепенное превращение зоны в более-менее безопасное место, где невероятными темпами восстанавливается природа.
Несколько черновых набросков:







Задняя сторона должна была усилить эту трансформацию (несмотря на радиацию, природа берет свое и берет мощно):




Кстати, тут приключилось забавное совпадение. Черновики макетов показывались определенному кругу лиц. Через некоторое время одна контора предложила Чернобыльской АЭС приобрести у нее комплект медалей:




Крупнее лицевая сторона:




Удивительная штука - ноосфера. Общие идеи прямо витают в воздухе, правда ведь?

Среди старых послеаварийных фотографий мне как-то попался плакат, висевший в зоне отчуждения: «Чернобыльская АЭС - место для подвига».




Фактура на этом плакате была настолько яркой и емкой, что я решил попытаться перенести ее на следующий вариант медали:




Изображение показывало, что именно люди являются тем цементом, который связывает временные точки авария-безопасность, то есть весь 30-летний срок, начиная со взрыва, заканчивая возведенной «Аркой», которая накроет «Саркофаг». Текст по абрису нужно было еще придумывать, пока просто зафиксировал для принимающих решение об утверждении макета, о чем речь. Но придумывать не пришлось, макет не согласовали.

Дальше я поступил хитрее, как и нужно было с самого начала. Предложил сразу несколько вариантов медали, чтобы облегчить выбор единственного и потом уже ее дорабатывать, доводить до ума…

Некоторое количество промежуточных отвергнутых вариантов:










Наконец, остановились на варианте с Прометеем. Прометей - это скульптура, которая была установлена в Припяти, а после аварии была перевезена к административно-бытовому комплексу ЧАЭС и стала частью мемориала памяти ликвидаторов. В общем, фигура узнаваемая и знаковая.




Когда я только устроился на ЧАЭС в 1993 году, мой папа (ликвидатор с 1987 года) шутил, что это памятник Рэксу, рвущему телогрейку. РЭКСами (расшифровывается, вроде как «работник энергетики, командированный на строительство») называли приехавших со всех концов Союза ликвидаторов, живущих в каких попало условиях, но «спасающих мир». В общем, в моем мозгу все это сложилось понимание, что Прометей, отдавший людям огонь своей души и принявший за это страдание, - это идеальная фигура для медали. Видимо, так решил не один я, потому что макет приняли.




Тут произошла вторая забавная история. Еще когда в городе делали первый общий сбор по подготовке мероприятий к 30-летию, руководителm одного из городских департаментов попросил меня поделиться планами. Я озвучил и медали, и брошюры, и значки и все остальное. А по медалям даже показал те 5 вариантов макетов, что на тот момент были наработаны. Показал и забыл.




Пока станция спокойно через тендер изготавливала подарочные медали и прочую сувенирку, вдруг выяснилось, что и город делает свои медали и - па-бамммм - они оказываются... с моим макетом с Прометеем. Правда, текст по контуру остался от "рыбы".
В принципе, не жалко для родного города, хотя, разрешения можно было и спросить.

На мое резонное замечание, что ЧАЭС то тоже этот макет выбрала, получаю логичный ответ: «Вот и чудесно! Значит, в едином ключе медали будут». Вот такие они и стали:




А еще через некоторое время выясняется, что НАЭК «Энергоатом» на монетном дворе доработал и штампует медальки по тому же макету (только орденская планка жовто-блакитная) и вручают их напару со Славутичем и украинским ядерным обществом всем, включая иностранцев. Чтож. Хорошим людям не жалко… Хотя и удивительно...

Кстати, кто найдет косяк на станционной медали, тому привет!

всячина, ЧАЭС

Previous post Next post
Up