Кражи мобильных телефонов можно считать весьма опасным видом правонарушений - их много и часто они сопровождаются немотивировнаным насилием в отношении несовершеннолетних. Сделать такой вид "промысла" бессмысленным может только тотальное фиксирование идентификационных номеров мобильных терминалов в единой базе, что усложнит их повторное использование после покупки "с рук". Идей о том, как реализовать подобную ситуацию, за прошедшие 5-7 лет поступало множество. Похоже сейчас регулятор и бизнес-сообщество нащупали нужную модель поведения.
За несколько последних лет мне довелось поговорить с большим количеством людей, которые были готовы заработать на защите пользователей от агрессивной окружающей среды. Были идеи создания единых баз данных на базе транзитных и сотовых операторов связи, которые бы при каждом звонке запрашивали IMEI телефона и несколько раз в сути "пробивали" бы его по специальной базе заблокированных номеров. Всерьез обсуждались проекты о "сдаче" данных о всех легально ввозимых телефонах в нашу страну в единую базу данных и т.д. Кроме того, бесчисленные производители программных средств подавали программы защиты пользовательских данных, а вендоры установили в стандартную поставку ПО возможность отправлять координаты мобильного телефона и установленной в него SIM-карты на указанный пользователем номер: небольшая страховка от кражи и зацепка для последующего расследования. Но это только мера психологического воздействия - мне куда как больше нравятся концепты, которые могут передать свои координаты по внешнему и авторизованному запросу на электронную почту или в виде SMS, а также отправить законному владельцу телефона список последних вызовов злоумышленника (полезно, если ваш телефон украли и решили обнулить баланс). Или то ПО, которое по получению SMS от владельца устройства (или по неведению им регулярно запрашиваемого кода безопасности) удаляет все пользовательские данные с устройства и блокирует вход в "облачное" хранилище данных со смартфона.
Но все-таки вернемся к идеям регулятора. Или были они высказаны они были так вскользь или неправильно восприняты большинством СМИ, которые о процессе представления не имею в принципе, но Минкомсвязи России пришлось даже выпускать
отдельное заявление на эту тему. Вчитаемся: ключевыми там можно считать несколько пассажей. Во-первых, "Минкомсвязь России поддерживает инициативу депутатов Государственной Думы о создании возможности для каждого пользователя услуг сотовой связи на территории Российской Федерации на добровольной основе внести информацию о своем оконечном терминале (сотовом телефоне) в базу данных операторов связи. В случае утраты терминала пользователь сможет обратиться к своему оператору связи для блокировки утерянного устройства, что исключит возможность дальнейшего недобросовестного использования утерянного терминала в сетях связи на территории России". Кроме того, во- вторых, "Соответствующий приказ Минкомсвязи России устанавливает требования к обязательному наличию такого технического номера (IMEI) и его формату во всех устройствах подвижной связи и направлен на упорядочение применения указанных устройств на территории Российской Федерации".
Что это означает по сути? Разумеется, совсем не то, что каждый абонент в обязательном порядке должен будет привязать номер своей SIM-карты к определенному IMEI сотового телефона :) Скорее всего, что будет создан специальный сервис у операторов связи и на их мощностях - видимо, это будет общая БДшка с возможность оперативного обмена информацией. По сути, операторы будут использовать стандартный функционал своих ИТ-решений по управлению сетью, который дает возможность создавать "черные" списки для блокируемого абонентского оборудования. Эта возможность есть у любого, подчеркиваю, любого оператора связи и то, что эти списки используются в настоящий момент весьма ограниченно говорит только о том, что операторы точно не знают из какого источника их можно спокойно и качественно пополнять. Терминалы, которые попадают в черные списки в сети регистрироваться не будут. Или, второй вариант, регистрироваться смогут, но совершить звонок - уже нет. Кроме того, данные тех SIM-карт, которые будут там установлены, будут отправлены в правоохранительные органы для поверки. То есть купили вы на рынке телефон "с рук", поставили SIMку и получили сразу SMSку из серии "этот телефон украден и заблокирован", а потом и визит сотрудника правоохранительных органов. Если SIMка не левая, конечно.
Что потребуется от абонентов для такой работы? Конечно, желание передать данные о своем оборудовании оператору связи. Это можно будет сделать при подключении контракта или потом в офисах обслуживания. Я бы предложил дать возможность собирать такие данные и магазинам по продаже цифровой электроники при реализации контрактов или оборудования: техническая возможность для этого у них есть. Итак, как только телефон "поставлен на контроль" (скорее всего, платы за этот сервис с абонента брать никто не будет), то в базу данных всех операторов-сотовиков он уже попадает: конкретный терминал записан за конкретным пользователем (не за номером сотовой связи, а за пользователем). Поэтому, при его краже, использовать трубку уже не получится - надо будет перепрошивать код IMEI. Операция эта технически не сложная, но серьезно подорвет рентабельность воровского бизнеса прежде всего тем, что на перепрошивку потребуется квалифицированный компьютерщик и время. Хотя, конечно, желательно еще внести дополнения в УК РФ, где предусмотреть ответственность за подобные "художества": лучше значительный штраф.
Блокировка терминала возможна только в том случае, если устройство обладает уникальным IMEI-номером, в соответствии с выделенными TAС-номерами. То есть сам по себе номер неповторимый. Видимо для того, чтобы абоненты могли в этом убедиться, регулятору необходимо будет создать специальный веб-портал, а операторов связи обязать запустить в своих сетях короткий номер для SMS. Проверка может быть простой - вбил в веб-форму IMEI-номер или отправил его по SMS и получил в ответ заключение из общероссийской БД, где будет сказано официально ли телефон ввезен в Россию, числится ли за этим терминалом какой-либо розыск. Для новых моделей это тоже будет полезно- чтобы абонент знал, что его терминал "не серый". А для "черных" сбытчиков БУ терминалов такой сервис будет смерти подобен - технически грамотные клиенты сразу разберутся что покупать можно, а что не стоит.
Желательно, крайне желательно, чтобы кроме офисов обслуживания, подключить себе такую защитную услугу абонент мог и через интернет на веб-сайте своего оператора связи. Причем, с перестановкой SIM-карт никаких проблем нет - абонент сможет делать все достаточно просто и сам - блокировка включается с момента заявления клиента о том, что его мобильное устройство потеряно или украдено. Таким образом, в одной трубке, даже с подключенной услугой блокировки IMEI, абонент сможет совершенно спокойно использовать несколько SIM-карт. При этом особенно меня "доставляют" отдельные стенания людей, которые сабо разбираются в ситуации, о том, что мол "все теперь станет очень страшным и зарегулированным - надо будет получать отдельное разрешение на то, чтобы поменять iPhone на новую модель". Кажется, многие просто не дали себе труд внимательно почитать новости.