2 августа 1870 года произошло первое боевое столкновение французов с частями немецкой армии. Во время рекогносцировки части французского 2-го корпуса неожиданно столкнулись с частями первой немецкой армии в районе Саарбрюккена. Сражение победителя не выявило, тем не менее, французы поняли, что противник гораздо ближе, чем думал "Наполеон-малютка" и его генералы.
Прусские уланы. Скоро ими будут пугать детей, считая их какими-то гуннами
Реакция данных граждан на результаты сражения была незамедлительной - немедленно были сформированы две армии - Эльзасская (3 корпуса) и Лотарингская (5 корпусов). Что характерно, командовавшие армиями маршалы Франции Патрис Мак-Магон и Ашиль Базен были полной противоположностью друг другу в плане военного опыта и набора основных личных качеств военачальника. Патрис Мак-Магон был настоящим боевым командиром - агрессивным, инициативным, отличившимся в экспедиции в Алжир, франко-итало-австрийской войне, а также в Крымской. Именно Мак-Магон командовал ротой, штурмовавшей и взявшей Малахов курган, а перед войной был губернатором Алжира. Одним словом, средний офицер, без фантазии, но исполнительный, безусловно исполнительный профессионал.
А вот Лотарингской армии с командующим не повезло и конкретно. Ашиль Франсуа Базен хоть и начал службу рядовым, но особыми заслугами отмечен не был, да и маршалом стал во многом благодаря связям при дворе. К слову, именно этот гражданин и станет главным героем нашей уже порядком подзатянувшейся повести, правда героем с французской стороны.
Надо сказать, что французское командование выступило здесь в полном соответствии с пословицей, что хорошая мысля приходит опосля - сведение корпусов в армии началось в тот самый момент, когда инициатива в войне была полностью в руках пруссаков, более того, ни в одной армии не был создан штаб, предполагалось, что для управления войсками хватит корпусных штабов.
Тем временем, война набирала обороты. 4 августа 1870 года 3-я армия кронпринца Фридриха дала бой армии Мак-Магона при Вайссенбурге. Сражение закончилось победой немцев, французы потеряли 1600 человек убитыми и раненым, а также 700 пленных, немцы - 1460 солдат и 91 офицера. Французы тогда же потеряли убитым первого генерала - им стал командир авангардной дивизии армии Мак-Магона генерал Абель Доэ, до полудня отбивавший атаки немецкого авангарда.
Через два дня, 6 августа, кронпринц атаковал Мак-Магона у селения Верт. На сей раз обе стороны не разменивались авангардами, в ход пошли основные силы. Начали немцы с разведки боем, правда не совсем удачной, но затем, когда в дело вступили основные силы кронпринца, добились успеха, охватив оба фланга численно уступающего противника. Мак-Магон правда пытался сопротивляться, например под Эльзасхаузеном, введя в бой всю свою тяжелую кавалерию. Однако кирасиры и карабинеры Мак-Магона (выглядевшие примерно как ребята на нижней картинке) попали под огонь бравых дойчен зольдатен и дойчен канонен. Конец был немного предсказуем....
Понимая, что дело пахнет окружением, Мак-Магон под прикрытием огня своей артиллерии отступил к деревне Фрешвиллер, а затем, в полночь 7 августа к Шалон-Сюр-Марн, которого достиг спустя неделю - 14 августа. Конец всей этой истории был немного предсказуем - немцы уверенно заняли весь Эльзас, а затем армия кронпринца уверенно двинулась в направление Лотарингии к реке Маас. До кучи, считавшийся неприступным т.н. Вогезский рубеж был прорван и в итоге дорога на Париж с юго-востока оказалась открыта. Потери немцев составили 489 офицеров и 10 153 солдата (из которых 1373 пропало без вести). Французы потеряли 10760 убитыми и ранеными. Кроме того, 6200 французов попали в плен,а в качестве бонуса немцы захватили 2000 лошадей, 28 артиилерийских орудий и 5 митральез, бывших наверное одной из наиболее узнаваемых фишек французской артиллерии в той войне.
Но Эльзасом дело не ограничилось.... Война только набирала обороты.