Франко-прусский эпилог. Часть 7. Конвульсии Франции

Jan 08, 2018 00:12

В то самое время, когда немцы увлеченно долбали Париж из пушек, на севере и юге Франции тоже гремели сражения. Еще 23 декабря 1870 года Мольтке отправил на север Франции отдельный корпус генерала фон Гебена, человека и парохода крейсера (впрочем, если покопаться, почти каждый герой этих заметок подходит под это определение), личности интересной, заслуживающей отдельного обстоятельного поста, ибо недурно так повоевал сей генерал в Испании в карлистских войнах.



Корпус Гебена  имел конкретную задачу - захватить побережье Ла-Манша и французскую Фландрию. Прибыв на место, Гебен 27 декабря осадил крепость Перонна. Ему навстречу уверенно двинулась Северная армия французов под командованием генерала Федерба. Первое столкновение произошло у Аллюэна, но не принесло успеха ни той, ни другой стороне. 28 декабря Федерб контратаковал и отбил у немцев городишко Пон-Нуабель.


Новое столкновение уже в 1871 году - двухдневное сражение при Бапоме закончилось вничью, хотя французы заявили о своей победе, стратегический успех вновь оказался на стороне немцев, ибо от деблокады Перонны французам пришлось отказаться, а 10 января крепость капитулировала. Тем не менее, французы до сих пор считают Бапом своей победой и в чесь этой битвы даже назвали авизо.


Говоря о флоте, стоит вспомнить, что 9 ноября 1870 года состоялось и единственное морское сражение той войны - немецкая канонерка "Метеор" таранила и обратила в бегство у берегов Кубы французское авизо "Буве".



Тем временем фон Гебен продолжал наступление и чувствительно поколотил Федерба в бою при Сен-Кантене. Французы потеряли 3000 человек убитыми и ранеными, 9000 человек и 6 пушек попали в руки немцев. Сами немцы потеряли 2304 нижних чина и 96 офицеров.



Тем не менее, Федерб сумел в полном порядке отступить и даже приостановил развитие немецкого наступления, а затем начал готовить контрудар. Перспектива контрудара обеспокоила немцев, чья армия постепенно распыляла силы, но Гебен, тем не менее, продолжил наступление и взял Руан.



Тем временем на юге Франции, узнав о критическом положении Парижа, пришла в движение Луарская армия. Новый командарм-Луара генерал Шанзи дал приказ "На Париж". Его 150-тысячная армия встретилась у города Ле-Ман с 50-тысячной немецкой армией Фридриха-Карла. На бумаге троекратно превосходящие противника французы должны были раскатать немцев в блин, реальность вышла более прозаичной - Красный Принц вновь доказал правоту высказывания, что воюют не числом, а умением. 10 тысяч французов осталось на поле боя, 20 тысяч попало в плен, 17 пушек, весь обоз и боеприпасы Луарской армии тоже попали в руки немцев. Немцы потеряли 3200 солдат и 200 офицеров. Шанзи яростно строчил телеграммы Гамбетте, где говорил, что армия Луары - говно, солдаты не умеют воевать и он не привык работать в таких условиях. В итоге армия прекратила движение на северо-восток и встала лагерем в долине Луары.



Развивая наступление, немцы 19 января взяли Тур - временную столицу Третьей республики, продолжили преследование французов до Алансона и едва не сбросили их в море. К середине января линия фронта стабилизировалась от Гавра до Тура и до самой швейцарской границы.
Бои гремели и на  востоке Франции, где до последнего держалась Бельфорская крепость, чья оборона стала по настоящему светлым пятном на фоне общего уныния французов в той войне. Шли сражения и в Вогезах, где армия под командованием генерала Бурбаки шла к Бельфору, а армия под командованием Джузеппе Гарибальди периодически донимала партизанскими наскоками 60-тысячную армию генерала Вердера, причем гарибальдийцам даже удалось захватить знамя 61-го Померанского полка и заставить немцев оставить Дижон. Вердеру пришлось принять во внимание неравенство сил - он снял осаду с Бельфора, отступил и занял оборону на высотах к северу от Бельфора на расстояние выстрела из пушки от крепости.



15 января Бурбаки и Гарибальди атаковали Вердера на реке Лизан, но конец оказался немного предсказуем. Несмотря на тройное превосходство в силах, французы были наголову разбиты, потеряв 5000 человек. Потери немцев составили 1200 человек.



Бурбаки пытался покончить собой, но неудачно, был отстранен от командования и заменен генералом Кленшаном. Впоследствии Бурбаки решил попытать счастья в политике, но политиком оказался таким же, каким был генералом и самоубийцей.



В это же самое время к Бельфору подошел корпус Мантейфеля. Оказавшись между двух немецких группировок, в совокупности численно равных его армии, Кленшан был отрезан от Франции и зажат у крепости Безансон, а затем перешел вместе с армией франко-швейцарскую границу, где и был интернирован вместе со своей армией.



Судьба его была печальна - после описанных выше событий он слег, а 1 февраля скончался.



Эти поражения окончательно поставили Францию в положение загнанной в эмалированное ведро крысы. 15 февраля пал Бельфор, причем немцы, впечатленные мужеством французов,  разрешили побежденным оставить город со всеми воинскими почестями. В общей сложности Бельфорская крепость держалась с ноября 1870 года по февраль 1871 года. За 105 дней осады французы потеряли убитыми и ранеными 4800 человек, включая гражданских, погибших при артобстрелах. Оборона Бельфора была яркой страницей в истории французской армии и разительно выделялась на фоне общего уныния, которое представляла собой французская армия в ходе этой войны.

По сути активные боевые действия завершились в феврале 1871 года. Собранные с бору по сосенке французские армии уже не могли противостоять немецким соединениям, а это означало только одно - подписание мира и окончание войны было не за горами. Об этом и пойдет речь в двух следующих постах, которые и завершат франко-прусский цикл

Пруссия, Франция, военная история, Франко-прусская война, военно-исторические заметки

Previous post Next post
Up