Как уже говорилось и писалось ранее, в ноябре 1870 года в Париже начался голод, причем такой, что парижанам для пропитания пришлось уже начать охотится на крыс, за мясо которых давали полтора франка. Несмотря на то, что Трошю периодически предпринимал вылазки на немцев, в каждой из которых клятвенно обещал помереть, все же голодные французские солдаты не могли причинить немцам серьезного урона. Голодающие армия и население постепенно теряли боевой дух, а скопившиеся в городе части Национальной Гвардии все больше напоминали спичку в бочке с керосином, ибо низкий боевой дух, голод, недовольство действиями того же Трошю и оружие в руках в сочетании с навыками обращения с ним, превращали национальных гвардейцев в довольно грозную силу в случае бунта. В декабре 1870 года в частях Национальной Гвардии начались волнения, которые переросли в открытый бунт 31 декабря. Естественно, подобные эксцессы только подрывали и без того не самый боеспособный в военном отношении гарнизон Парижа.
Тем временем Трошю пытался скоординировать свои действия с Луарской армией и 30 ноября и 21 декабря предпринял две вылазки, которые вновь закончились неудачей. 29 ноября отряд генерала Дюкро, того самого, участника Седанской катастрофы, атаковал вюртембергскую дивизию под Вилье, но в итоге все равно был вынужден отступить, потеряв 424 офицера и 9053 солдата.
27 декабря Мольтке получил приказ от Бисмарка начать обстрел Парижа из тяжелых орудий. Правда бомбардировка столицы Франции возымела обратный эффект - разрушений в городе было по минимуму, зато ненависть французов к немцам возросла, что привело к очередному всплеску "малой войны", о которой будет отдельный разговор.
Методично занимая одно укрепление за другим, колбасники постепенно затягивали петлю на горле столицы Франции - полевая артиллерия должна была рано или поздно выйти на позиции для обстрела города прямой наводкой. За три дня до бунта 19 января 1871 года отряды Трошю пошли на очередную вылазку. Им удалось закрепиться в Бюзенвильском парке и занять Сен-Клу, но в других частях города, в частности у форта Мон-Валерьен, атаки французов напоролись на плотную оборону немцев и конец был немного предсказуем. До кучи вновь отличились национальные гвардейцы, увлеченно палившие не в немцев, а в своих же солдат. Утром 20 января 1871 года французы оставили Сен-Клу, а 22 января 1871 года в Париже произошел еще одн бунт национальных гвардейцев и примкнувшей к ним парижской бедноты. Мятеж удалось с горем пополам подавить, но это только играло на руку немцам.
В общей сложности потери колбасников составили 40 офицеров и 570 солдат, французы потеряли 189 офицеров и 3881 солдата. Это поражение все же заставило Трошю забыть о своих обещаниях помереть в каждой вылазке и 26 января 1871 года попросил немцев заключить перемирие. За все время осады парижский гарнизон потерял 10 тысяч убитыми и ранеными, немцы - 16 тысяч.
28 января 1871 года в Версале было подписано соглашение о капитуляции Парижа. Солдаты и ополченцы, входившие в состав гарнизона объявлялись военнопленными, немцы заняли большую часть фортов с артиллерией и боеприпасами. Оккупация Парижа не предусматривалась, но до ратификации перемирия в столицу Фрнции вошли немецкие войска. 26 февраля в Версале был подписан прелиминарный мирный договор, а 1 марта немцы триумфально вошли в Париж и в третий (но далеко не последний) раз в истории прошли маршем по Елисейским полям. Через два дня после ратификации немцы ушли из города
Тем временем на севере и юге Франции происходило следующее.....