На РБК тут
пишут:
"Возрождение маленьких магазинов восстанавливает соседские связи
Местные лавки служат «социальным клеем» для локальных сообществ
(...) маленькие магазины играют важную роль в восстановлении среди горожан чувства общности и доверия, которые были утеряны с появлением гипермаркетов и торговых центров.
(...) можно было найти небольшой магазин на углу улицы. Местные жители всех возрастов приходили туда за газетами, хлебом, молоком, табаком и мороженым. Население рассматривало магазины не только как экономические, но и как социальные центры. Покупатели знали владельцев местных магазинов, а владельцы - своих клиентов.
С появлением крупных универмагов и торговых центров маленькие магазины стали закрываться. У потребителей не осталось выбора, кроме как ездить в супермаркеты, где можно купить все необходимое по более низким ценам. Связь между людьми, живущими в городе, и чувство общности ослабли. Исследования показали, что чувство одиночества и социальной изоляции напрямую связаны с соседским окружением и лишь косвенно - с местными удобствами.
(...) Недавний опрос показал, что только половина респондентов узнает соседа на улице или пригласит его в гости."
И тут возникает вопрос: а зачем бы мне демонстрировать узнавание соседа на улице? И уж тем более - зачем мне приглашать его в гости? Что за принцип откровенной неразборчивости в дружеских связях вызывает у определенной части общества чувство ностальгии по прошлым временам?
Неоднократно приходилось слышать от условных друзей условного третьего круга дальности что-то вроде "Это же Алексей/Елена [подставить нужное имя], мы с детского сада знакомы!", "Ну, это же мой сосед, его родителей знают мои родители". Что заставляет людей поддерживать контакты по принципу геолокационного сходства и наличия общих точек на временной линии?
Я представляю себе ситуацию, скажем, в глухой Сибири и/или эдак веке в девятнадцатом - соседи в одной деревне отделены от остального мира расстоянием, погодными условиями, выживание каждого может оказаться в зависимости от хороших отношений с остальными. ОК, это логично. Но моё выживание здесь и сейчас, в условиях цивилизации никак не зависит от хороших отношений с Марь Петровной, живущей двумя этажами ниже. И от мигранта Ахмада с четырьмя детьми, живущими этажом выше. Мне, эээ, пофиг на них. Не шумят, не мусорят в подъезде? Этого достаточно для того, чтобы я считал их адекватными соседями. О чём мне с ними разговаривать? Зачем мне с ними здороваться? Кстати - это отдельная тема для ненависти к мягким человекам:
" - А что это вы не здороваетесь?
- А вы кто?
- Я тут уже тридцать лет живу, вы только сейчас заметили?"
Ну и живите себе дальше, Марь Петровна, Васильевна, Ванна. Я вас не знаю. Вы мне неинтересны, по крайней мере - вы пока не дали занятного повода вами заинтересоваться. Я не испытываю потребности в том, чтобы вы при встрече говорили, что желаете мне здоровья. Я желаю вам здоровья не более, чем 99,999999 процентам населения Земли - т.е. меня может начать беспокоить то, что вы можете оказаться разносчиком чумы или Эболы и я действительно желаю вам ими не заболеть, потому что иначе в подъезде (в доме, на улице, в городе, ...) введут карантин и прочий трэш, а если вы внезапно решите, что помираете, но у вас нет сил набрать соответствующий номер, я, конечно же, вызову вам скорую и совершенно не испытывая чувства жадности поделюсь аспирином. Вам угодно, чтобы я при встрече на лестнице скалил вам зубы и произносил дежурное заклинание? А вы не оборзели ли слишком многого хотите?
Общаться в магазине? "- О, миссис N! Сегодня чудесный день! Вы сегодня решили побаловать вашу кошечку креветками? - Мистер М! И вам доброго дня! У вас свидание? Я смотрю, вы купили сегодня эклеров в два раза больше чем обычно, ах вы шалун!" "- Вот это всё - одно сплошное ГМО, а ваша курица вся гормонами напичкана! - Идите... нафиг с вашим мнением, Марь Как-Вас-Там, я же не спрашиваю, как можно пить ту, называемую чаем сушёную траву с газона, которую вы покупаете с выражением гордости на лице за употребление отечественного и невъетически здорового продукта."
Чувство одиночества? Социальной изоляции?! Ровно наоборот: чувство свободы от архаического суррогата "общности" и "связей", от навязывания мне обязанности тратить моё время на случайных людей. Ко мне придут в гости другие люди, которые мне действительно интересны и которым интересен я, и это, разумеется, что-то очевидно несравнимо большее и абсолютно более значимое, чем "мы знакомы со школы", "мы соседи по двору" или даже "мы же родственники", например - наша любовь к D&D, нетфликсовским сериалам и немецкой классической философии - полчаса же на метро ни разу не проблема и торговый центр в десяти минутах ходьбы (заодно покурить на свежем воздухе!) рулит по части перехватить компанией вкусных чизбургеров или пиццы, если готовить дома сейчас лениво, а ждать доставки неохота. А поболтать можно и в фейсбучике с вконтактиком, там всегда масса желающих превозмочь одиночество и снять изоляцию.
Так что останьте от нас с этим вашим трендом на "локальные общины". Засуньте его себе в... статью в рецензируемом журнале по социологии. Дайте наконец-то субъекту в полной мере ощутить себя автономным.