О северной и настоящей столицах. Золотой Орды.

Jun 07, 2013 20:03

Дважды в истории человечества на территории от Дуная и до Сибири располагалось самое влиятельное государство в мире. Схожесть генов и координат привела к схожести самих стран, вплоть до тенденциозности экономик и количества столиц. Притом, и в Золотой Орде, и в Советском Союзе одна из столиц была северной, а другая настоящей. Притом, и там, и там история северной столицы была короче и загадочней.
О биографии Петербурга я писал немало и не так давно, настал черед написать о судьбе Сарай-Берке.


Признаюсь, когда я начинал изучение материала на столь специфическую тему, то даже и предположить не мог, насколько это запутанное, но в то же время захватывающее дело.
Казалось бы, вот история Золотой Орды,
вот знаменитая итальянская карта 15 века,


карта Фра Мауро, 1459 г. по изданию Сантарема
юг вверху, а Сарай-Берке обозначен как Saray Grando

вот карта из Энциклопедии Британика,


вот карта из БСЭ,


вот прошлогодний фильм Орда.
Соединяй и властвуй над постом и выводами.
Но не тут-то было! Потому что сразу же обнаружились серьезные нестыковки.
По всему выходило, что северная столица Орды была куда значительнее и могущественней южной. Ведь расцвет Золотой Орды пришелся на тот период, когда прежняя столица - Сарай-Бату - потеряла влиятельность и стала вторичной.
Однако почему-то фильм Орда снимался не под Волгоградом, в Сарай-Берке, где, согласно версиям энциклопедий, и властвовали герои фильма - хан Джанибек со своей матерью Тайдулой, и куда с непростой миссией прибывал митрополит Алексий. Фильм Орда снимался в Астраханской области, в районе раскопок старой столицы монгольского государства - города Сарай Бату. И после фильма остались масштабные декорации "Сарай-Берке", к которым началось паломничество многочисленных туристов. Это все равно, что сюжет о Петербурге снимать в Москве и затем на место съемок приглашать ценителей петербургского шарма.
И при этом консультант фильма - Вадим Рудаков, человек, защитивший диссертацию о столицах Орды, такой "произвол" только приветствовал.
Получается, что Рудаков знал больше, чем написано в статьях энциклопедий?
Но этот вопрос оказался пустяшным при появлении других, куда более серьезных нестыковок. Дело принимало захватывающий оборот. И чем больше я вникал в исторические коллизии, тем сильнее этот оборот распускал свои щупальца. А когда щупальца немного разжались, картина выглядела так.
Золотая Орда в период своего расцвета была самым крупным и самым могущественным государством в мире. Вначале она была частью Монгольской империи, но затем, во времена известного любому нынешнему школьнику хана Батыя, она обособилась и при этом расширилась до самого Дуная.
Источниками могущества этого государства были вышколенная армия и умелая торговля.
Не было в мире военной силы, соразмерной трехсоттысячной ордынской армии. Всемирными торговыми центрами выступали ордынские города, расположенными на ветвях Великого шелкового пути.
Самыми значительными городами Орды, да и всего мира, были Сарай, Новый Сарай и Гюлистан.
Некоторые персидские источники называли Сарай Сараем-Бату (по имени Батыя), а Новый Сарай Сараем-Берке (по имени брата Батыя - Берке). Советский историк Александр Якубовский предложил версию этих источников закрепить, и со второй половины двадцатого века неизвестные ордынцам имена городов стали их современными названиями. Кстати, ордынцы не знали и такого словосочетания как Золотая Орда. Свое государство чаще всего они называли Улус Джучи.
Золотая Орда процветала относительно недолго, чуть больше полутора сотен лет. Хребет ей переломили Тимур и его команда, хитромудрые и агрессивные среднеазиатские завоеватели.
Но последствия этих полутора сотен лет сложно переоценить. Например, если бы не Золотая Орда, не было бы возвеличивания Москвы. Есть версия, что нашему Владимиру Владимировичу было бы приятнее царствовать из города Владимира, который ордынцы недолюбливали и уничижали. Кроме этого, не было бы Белоруссии и Украины, обособившихся благодаря Золотой Орде.
Но история не терпит сослагательного наклонения, а потому перейду к тому, что было.
С этого места начинается детектив.
Вот прямо с этого:


В начале 19 века рядом с городом Царевым была найдена старинная драгоценная корона. Находчивые крестьяне решили разбогатеть и продали эту золотую реликвию немецкому священнику из соседнего Царицына. Вскоре пастор вывез уникальную покупку в Германию, где ее изучили и назвали "короной Джанибека", который считался и считается одним из самых влиятельных ханов Орды за все время ее существования. Под этим именем ордынская драгоценность стала известна всему миру.
Царевская находка привлекла большое внимание российского просвещенного общества. В результате министр внутренних дел поручил известному ученому, "пригодному для собирания вещей" - А.В. Терещенко - произвести раскопки ордынского города под Царевым.


этнограф Александр Власьевич Терещенко

Археологии как науки тогда не существовало вовсе, но Александр Терещенко подошел к своей задаче именно как ученый. Он составил план развалин Сарая и решил фиксировать каждую находку, при этом ничего не выдумывая, при возможности делая рисунки и чертежи.
Но Терещенко предполагал, а власти располагали.
От ученого стали требовать быстрых сенсаций. Поэтому во второй год изысканий количество рабочих, нанятых Терещенко, значительно увеличилось.
Копатели торопились, как могли, копая все подряд и сваливая находки в кучи. Терещенко не фиксировал места обнаружения находок, количество чертежей и рисунков существенно снизилось. Через несколько лет глава изыскателей и вовсе перестал делать описания, сосредоточившись на добыче самых ценных предметов. Таким образом, экспедиция, которую поначалу можно было назвать научной, со временем превратилась в большую армию кладоискателей.
Дома простых граждан и знати, складские помещения, ремесленные мастерские, базары, кирпичные заводики и плавильные печи щедро расставались с "мусором истории". Все это продолжалось девять лет. Местные власти, которым Терещенко отдавал и без того не систематизированные находки, нисколько не заботились об их хранении. Перепутанные древности складировались где ни попадя, например "кучами около царевского инвалидного цейхгауза".
Самые значительные находки передавались в Министерство внутренних дел, откуда они переправлялись в Археологическую комиссию, а оттуда затем в Эрмитаж.
Притом, даже остаточное количество ценностей выглядело очень масштабно, что не давало чиновникам покоя. Особенно беспокойный чиновник - председатель Археологической комиссии граф Строганов - предложил многие из древностей уничтожить.
В результате большая часть из находок Терещенко безвозвратно погибла. А вскоре оказалось, что и дневники, и планы, и чертежи ученого тоже куда-то исчезли.
Хуже всего обстояло дело с нумизматическим материалом. Ни одни раскопки в истории России (да и затем СССР) не давали такого количества монет, как изыскания под Царевым.
Вот данные по количеству монет, взятые из сохранившихся писем Терещенко:
1843 г. ...1373 монеты
1847 г. ...2455 монет
1848 г. ...2315 монет
1849 г. ...2636 монет
А ведь раскопки длились девять лет. И все это богатство было роздано по провинциальным музеям "без всякого определения". Там они были перемешаны с другими нумизматическими коллекциями и фактически погибли для науки.
Драматические события развивались и на оставленных экспедицией раскопках.
Ведь местные, прекрасно обученные жители занялись активной добычей хорошо сохранившегося кирпича, продавая его прежде всего в Астрахань, а также в Царицын. А приезжие кладоискатели замечательно расправлялись с оставшимися драгоценностями.
И так продолжалось 80 лет, пока на место раскопок не приехал профессиональный археолог из Казани профессор Баллод. За несколько недель изысканий казанец не нашел ничего нового, зато он оценил масштабы утраченного и сохранившегося и сделал несколько смелых выводов, снова привлекших всеобщее внимание к руинам средневекового монгольского города.
Этот резонанс предварял последующий интерес к наследию Золотой Орды, одним из главных результатов которого стал увлекательнейший труд Александра Якубовского


академик Александр Юрьевич Якубовский

в соавторстве с Борисом Грековым "Золотая Орда и её падение", Москва, Aкадемия Hаук CCCP, 1950 год.
Обратите внимание на седьмую главу этой работы, посвященную, прежде всего, северной ордынской столице и описанию быта ее жителей.
Через 8 лет после публикации книги об Орде под Царевым возобновились археологические изыскания. Размах их был, конечно, не таким, как во времена Терещенко, но все же временами их можно было назвать масштабными. Это когда сезонные экспедиции пополнялись молодыми учеными и любознательными студентами, проходившими летнюю практику. Руководили этими раскопками Алексей Смирнов и его ученик Герман Федоров-Давыдов. Остаточный археологический материал был систематизирован, а полученные данные были использованы для написания нескольких фундаментальных трудов. Выделю великолепную работу Г.А. Федорова-Давыдова


профессор МГУ Герман Алексеевич Федоров-Давыдов

"Курганы. Идолы. Монеты."
Почитайте, оторваться невозможно. Столичному фактору посвящена шестая глава.
Одним из выводов этих трудов был следующий: около современного местечка Царев был расположен крупнейший город мира 14 века, столица всесильной Золотой Орды Новый Сарай. Он же Сарай-Берке.




И, казалось бы, историческая истина была обретена...
А "корона Джанибека" была утрачена. Притом вместе с описаниями, рисунками и фотографиями.
Будто и не было такой короны.
А недавно история стала утрачивать и ту самую "истину".
Потому что появились новые факты.
Да не простые, а нумизматические.

Продолжение следует.

Астрахань, Сарай-Берке, история, Сарай-Бату, Волгоград, Золотая Орда

Previous post Next post
Up