Две тяжелых зеркалки, пот градом, несколько тяжелых объективов в рюкзаке, штатив бряцает по заднице. В какой-то момент увлечение становится работой, работа заставляет быть всегда готовым, и вот уже начинаешь настольгировать по временам, когда у тебя была только маленькая мыльница, умещавшаяся в кармане, а штатив при необходимости можно было найти даже в пустыне, в виде какого-нибудь пенька или холмика. Короче, решил я присмотреться к беззеркальным фотокамерам. Вдруг будущее действительно наступило? Вдруг «профессиональное», уже не обязательно «тяжелое и громоздкое»?
Беззеркалки регулярно тестируются различными порталами, журналами и блогерами. Но на слово им всем верить как-то не интересно, тем более что для некоторых из них написание рекламного обзора - это хлеб, ради которого можно что-нибудь и приукрасить. В общем, прежде чем сделать выбор, я решил самостоятельно опробовать некоторые модели.
Беззеркальная камера нужна мне прежде всего как замена второй зеркалке, во время съемок какой-нибудь движухи, когда некогда менять объективы. Ну и, для всяких съемок и прогулок, когда нет смысла или возможности брать с собой большую зеркалку. При этом она должна давать достаточное, в том числе и для коммерческого использования, качество картинки, сравнимое как минимум с «легкими» зеркалками.
01. Давид и Голиаф. Посмотрим, на что способны эти малышки.
Первыми ко мне попали беззеркалки марки Fujifilm. Мне эта марка знакома, и с весьма положительной стороны: когда-то давно у меня был ультразум FinePix S5600. Да и идеологически эта марка как-то ближе к Nikon, который я использую. Когда-то обе компании работали совместно над первыми цифрозеркальными камерами, и давно снятые с производства зеркалки Fuji даже были совместимы с объективами Nikon. Сейчас, конечно, Fujifilm давно идёт своим путём, зеркалки не делает, а объективы от Nikon, увы, не совместимы с их беззеркальными фотоаппаратами. Но это, пожалуй, единственный их недостаток )).
Я не профессиональный обозреватель фототехники, и это не статья для журнала, поэтому у меня в обзоре не будет никаких разглядываний пикселей под микроскопом, сравнения уровня шума, и разглагольствования на тему искажений. Я подошёл к этому исключительно как фотограф, использовал камеры так как я обычно их использую в работе. Конечно же, обрабатывал все кадры в Lightroom и Photoshop, как я делаю это со всеми своими фотографиями. Шум, тоже, где надо устранял с помощью плагина Imagenomic Noiseware для Photoshop, с настройками по умолчанию. На всех этих камерах с шумом приходилось работать когда ISO переваливало за отметку 2500, и то не во всех случаях. В обработке вся сила цифровой фотографии, я считаю. Без неё и на топовых зеркалках иногда такой треш получается! ))
Технических обзоров, для теоретиков и любителей рассматривать пиксели и без меня хватает как в интернете, так и в профильных журналах. А у меня чисто практический подход и описание собственных мыслей по теме. А ваши мысли о моих мыслях, и полученных картинках, с удовольствием почитаем и обсудим в комментариях )).
02. Fujifilm X-Pro1, объектив Fujinon 18-55mm f2.8-5.6, фокусное 55mm. Диафрагма 7.1, выдержка 1/40, ISO 800.
У Fuji, на момент теста было три основных беззеркальных камеры со сменными объективами в линейке X: X-Pro1, X-E1 (её новая версия X-E2, которая пока до меня не добралась), и X-M1. У всех трёх одна и та же матрица формата APS-C X-Trans CMOS 16МП, и один и тот же процессор. Это означает, что картинка у всех трёх камер, при использовании одних и тех же объективов будет одинаковая. Различия только в элементах управления. Так что, интересней всего мне было определить для себя, удобство использования каждой модели.
03. Fujifilm X-Pro1, объектив Fujinon 18-55mm f2.8-5.6, фокусное 18мм. Диафрагма 4, выдержка 1/30, ISO 5000.
04. Fujifilm X-Pro1, объектив Fujinon 18-55mm f2.8-5.6, фокусное 55мм. Диафрагма 4, выдержка 1/30, ISO 3200.
Объектив для такой камеры мне нужен какой-нибудь универсальный зум, со стандартным набором фокусных расстояний. У Фуджи на момент теста было только два таких объектива, это или 16-50мм f3,5-5,6, он является китовым для X-M1, или более светосильный (и дорогой) 18-55мм f2,8-4, китовый для X-Pro1 и X-E1. Последний я и использовал на всех трёх камерах во время теста, для чистоты результата, и просто, потому, что, если бы я остановил свой выбор на этой марке, из имеющихся на данный момент объективов именно этот был бы для меня наиболее удобен. Расширение парка оптики для второй камеры я пока вообще не рассматриваю.
05. Fujifilm X-Pro1, объектив Fujinon 18-55mm f2.8-5.6, фокусное 55мм. Диафрагма 4, выдержка 1/30, ISO 3200. Кстати, этот кадр сильно кропнут: оригинал был снят вертикально, а рабочие умещались в полный рост.
Все три камеры сделаны в модном нынче ретро-стиле, напоминающий о плёночных временах, Лейках, Фэдах, Сменах и прочих. Когда видишь на улице у кого-то такую камеру, в первую очередь думаешь, что это очередной хипстер с дедушкиным фотоаппаратом. Высокотехнологичное устройство в ней опознается только когда сам берешь её в руки.
06. Fujifilm X-Pro1 и дедушка ФЭД. Встретились две эпохи.
Пойдём от большего к меньшему, и начнём с самой старшей и дорогой камеры в линейке, X-Pro1. Она позиционируется производителем, как профессиональная.
07. Fujifilm X-Pro1, фото с сайта производителя.
Управление достаточно удобное, хотя и отличается от зеркалок. Есть колесо подбора выдержки, отдельное колесо для экспокоррекции, и даже ещё одно маленькое, для всяких программируемых настроек. Диафрагма устанавливается кольцом на объективах (оно же переключает диафрагму и в автоматический режим). Камера довольно большая, самая большая в линейке, и в принципе по размерам и весу почти догоняет младшие зеркалки. Из-за этого её всё же чуть удобней держать в руке чем остальные модели. Но основная фишка этой модели, отличающая её от остальных - гибридный видоискатель. Меня слово «гибридный» заинтриговало больше всего. Что же это такое? А вот смотрите. Специально проиллюстрировал эту опцию картинкой и видео.
08. Гибридный видоискатель X-Pro1 в оптическом режиме.
Click to view
Как видите, это, прежде всего оптический видоискатель, привычный для тех кто снимает зеркальными камерами, или, в особенности, имел дело со старыми плёночными беззеркальными фотоаппаратами. Привычный, да не совсем. То что видно в него не то же самое что попадает в кадр, так как находится он не на одной оптической оси с объективом. Края кадра определяет электронная рамка, меняющая свой размер, в зависимости от фокусного расстояния. Если объектив имеет фокусное расстояние больше чем 50 мм, то для более комфортного обзора можно переключить видоискатель в режим с бОльшим увеличением. На моём видео-ролике это должно быть заметно.
Наверно к этому можно привыкнуть. Но мне не понравилась другая особенность всей этой системы: в такой видоискатель не видно, в фокусе ли нужный объект в кадре, или нет. Всё же это не зеркалка. Именно поэтому я довольно скоро переключил режим видоискателя с оптического на электронный (в нем это, к счастью, предусмотрено). Что забавно, переключение этих режимов осуществляется рычажком на передней стороне аппарата: в плёночных старых аппаратах точно такой же рычажок служил для запуска «таймера» задержки срабатывания затвора )).
09. Гибридный видоискатель X-Pro1 в электронном режиме.
Вот это уже совсем другое дело! Разрешение у этого экрана достаточно высокое, если бы ещё не подтормаживание изображения при быстрых движениях камерой, то можно было бы даже представить что смотришь в видоискатель зеркальной камеры. Заметьте, дисплей весьма информативен, и это настраивается: можно оставить только нужную информацию, а мне вот понравилось наличие горизонта и гистограммы в кадре.
Короче, оптический режим в беззеркальной камере - это не мой путь. Плёночную эпоху как фотограф я практически не застал, и даже тогда мне в руки мамин «Зенит» попадал чаще всяких «Смен» и прочих мыльниц, пользователям которых видоискатель X-Pro1, наверно, был бы более понятен. Поэтому я решил присмотреться к более дешевым и компактным камерам линейки Fujifilm X: X-E1 и X-M1. В них нет сложного гибридного видоискателя, что делает их более бюджетными моделями. И за одно более компактными.
X-E1 - средняя в этой линейке камера. Видоискатель у неё только электронный, и за счёт этого её корпус более компактный, чем у X-Pro1.
10. X-E1. Фото с сайта производителя.
В целом управление у этой камеры такое же как и у X-Pro1. Те же колёса и почти такое же расположение кнопок. Электронный видоискатель такой же чёткий и информативный. Причём, он показался мне более шустрым чем у X-Pro1. Может быть дело в разных прошивках.
В отличие от X-Pro1 здесь есть встроенная вспышка, конструкция которой позволяет при необходимости даже направить её в потолок. Правда придётся придерживать пальцем. Я не помню когда последний раз использовал встроенную вспышку. Но такая недокументированная возможность, менять направление вспышки по вертикальной оси, понравилась: может пригодиться если не взял с собой внешнюю вспышку или лампу, но вдруг понадобилось что-то подсветить.
11. Fujifilm X-E1, объектив Fujinon 18-55mm f2.8-5.6, фокусное 55мм. Диафрагма 4, выдержка 1/25, ISO 6400. Если бы мне кто-то сказал лет 10 назад, что подобное качество на маленький фотоаппарат можно получить без штатива, задрав ISO до таких высот, ни за что не поверил бы! Шумы, конечно, были, но я их убрал при обработке.
12. Fujifilm X-E1, объектив Fujinon 18-55mm f2.8-5.6, фокусное 55мм. Диафрагма 4, выдержка 1/30, ISO 2500.
А вот X-M1 понравилась мне больше всех, хотя она и самая младшая из трёх.
13. X-M1. Фото с сайта производителя.
У неё нет видоискателя, более упрощённое управление: нет, например, отдельного колеса с выдержками, это надо устанавливать в меню или комбинацией кнопка+колёсико. Кнопок тоже меньше, и некоторые выполняют две функции в зависимости от комбинаций. И при этом есть самое интересное, на мой взгляд преймущество - поворачивающийся дисплей. Как раз, то что нужно мне для второй камеры, которой часто приходится снимать на вскидку, одной рукой, или, не привлекая внимания, от пояса. И почему такие дисплеи не делают на всех камерах, в том числе и на профессиональных зеркальных? При этом она самая компактная из трёх.
Ещё одно главное отличие от предыдущих, это то, что в ней есть Wi-Fi модуль для передачи изображений, например, в смартфон или планшет, для последующего размещения в соцсетях. К сожалению, я так и не смог его подружить со своим телефоном.
14. Fujifilm X-M1, объектив Fujinon 18-55mm f2.8-5.6, фокусное 26,5мм. Диафрагма 3,2, выдержка 1/60, ISO 6400. Да, с подобной «движухой» в условиях далеко не лучшего для съемок освещения малышка работает фактически на пределе возможностей, но, тем не менее, скорее справляется, чем нет, я считаю. Шум устранял, на 6400 без этого совсем никак.
Вполне возможно, что именно на X-M1 я бы и остановился. Её функций для моих целей достаточно, а качество картинки такое же как и у топовой камеры в этой линейке. Плюс понравился откидной дисплей и компактность. Но надо обязательно опробовать ещё X-E2, с её новой матрицей и процессором. Думаю, эта камера окажется интересней.
А к концу года ещё заявлены светосильные зумы Fujinon 16-55мм f2.8 и 50-140 f2.8, которые обещают быть весьма вкусными, и которых сейчас очень не хватает в линейке.
Все три камеры показали одинаково хороший результат по качеству картинки, что и не удивительно, так как матрицы и процессоры в них стоят одинаковые, и объектив использовался один и тот же. Не «полный кадр» конечно, но зеркалкам с матрицей APS-C формата она вполне способна утереть нос во многих случаях.
По удобству, первое, что я почувствовал, это конечно облегчение «багажа», если есть необходимость использования двух камер. Особенно это относится к X-E1 и X-M1. Во время съемки репортажа с использованием двух фотоаппаратов с разными объективами, беззеркалку почти не чувствуешь, она не мешает, но при этом всегда готова к работе. И не с проста на многих мероприятиях всё чаще можно видеть фотографов работающих именно в «конфигурации» зеркалка+беззеркалка.
А в некоторых случаях, единственного фотоаппарата с потенциалом «средней» зеркалки в такой компактной реализации и вовсе достаточно.
Мои другие обзоры и тесты (редко-редко, но я тоже делаю это):
Видеорегистратор Mio 388 Электромобиль Mitsubishi i-MiEV Радар-детектор Supra DRS-66VS Автомобиль Chery Indis Профессиональные видеокарты ***
Не ленитесь написать комментарий - мне интересно ваше мнение! Давайте общаться!
Подпишитесь на обновления, чтобы ничего не пропустить.
Фигачу в
FacebookЧекинюсь в
FoursquareТранслирую в
TwitterМобил-фото в
Instagram ***
- если хотите утащить к себе в блог или на страницу в соцсети, пожалуйста указывайте авторство в формате «фото: Роман Вуколов» и индексируемую ссылку на эту запись или на блог
- при использовании в коллажах и «фотожабах» ссылка и указание авторства так же обязательны
- использование фотографий в любых СМИ, в печатных материалах и на любых сайтах, за исключением личных блогов и страниц в социальных сетях без согласования со мной ЗАПРЕЩАЕТСЯ!
- по поводу оригиналов фотографий в высоком разрешении обращайтесь