Анлазз пишет
https://anlazz.livejournal.com/854431.html "ситуации, которая была в недалеком прошлом - в которой образовательная система выпускала полноценных работников, умеющих и работать, и учиться"
Никогда такого не было, и быть не могло по определению. Которое заключается в том, что общее образование это про мироустройство. В среднем образовании в целом про мир, пестики-тычинки, синусы-косинусы, Земля вокруг Солнца, а не наоборот. В высшем образовании особенности мироустройства применительно к конкретной предметной области, то ли анатомия с фармакологией, то ли дифуры и сопромат, аэродинамика и минералогия.
И уже следующий этап - адаптация этих общих знаний к конкретному рабочему месту. Лет пять от нулевика до спеца средней категории, и лет десять до эксперта. До уровня разработчика, способного с нуля создать то, что ранее не существовало "пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что" добираются единицы.
Что, кстати, показывает бредовость марксятины с её страданиями об отчуждении труда вследствие его разделённости. Вот схья ли мне в моём советском счастливом научном детстве, когда я работал с отдельными нейронами спинного мозга, было страдать от того, что унитазы делают другие люди? А тем, кто делает унитазы, схья ли страдать от того, что кто-то себе мозги кипятит изучением нейронов?
Существуют попытки сократить разрыв между общим образованием и конкретным рабочим местом. Всякие практики и стажировки - но это лишь задаёт контекст для учащегося, что именно из себя представляет профессиональная область, а не даёт ему практических навыков. Тренинги (но не личностного роста) позволяют подогнать компетенции под особенности организации и рабочего места - но нагуливать профессионализм всё равно время "сделаешь раз сто - будет просто", и прочая "кривая обучения" (learning curve) согласно которой в любой предметной области при удвоении производства 1-2-4-8-16... в среднем на 13% снижаются затраты (материалы, время, брак).
Есть более глубокие варианты. Один из них учебные заведения при организациях, типа того, что существовали в СССР, от техникумов, как при пензенском инсулиново-антибиотическом гиганте сталинской постройки, до завода-втуза при ЗИЛе. Армейские учебные заведения по родам войск вообще уходят в глубь веков. Другой вариант это когда уже работающий человек начинает учиться, причём учебный процесс специально выстроен таким образом, что самостоятельная работа не задачки из учебника решать, а самому учащемуся с помощью преподавателя готовить и решать задачи со своего конкретного рабочего места. Так работают всего несколько МБА у западоидов "для реднеков", например исходно бриташкин Open University, там радикально другой учебный процесс и учебные материалы, специально выстроенные под такую методику - вместо бизнес-кейсов на основе неких "лучших практик" (лучших для кого и в каком контексте?).
Но и тут есть риск, что если учащийся слишком погрузился в локальные особенности, то он теряет возможности адаптации в других условиях.
В любом случае всегда была, есть и будет проблема переноса и адаптации общих знаний под конкретное рабочее место.
А вот текущий российский факап с профессиональным образованием к этому отношения не имеет. Он про либераст-финансизм, когда еще десять лет назад Председатель Правительства России публично на всю страну посылал вузовских преподавателей на... эээ... подработки и в... эээ... бизнесы, чиновники объясняли, что макарошки всегда стоят одинаково, да и в целом преподаватели вписывались в рынок как могли. А ведь для преподавательского состава действует та же самая "кривая обучения" и сроки 5 лет до спеца и 10 до эксперта.