Алексей Александрович Бахрушин родился в Москве 31 января 1865 года в богатой семье купцов и фабрикантов. Его дед, Алексей Федорович, бывший крестьянин, пришел в первопрестольную пешком из Зарайска. Он основал в Кожевниках сначала кожевенное производство, а потом построил суконно-ткацкую фабрику. Его сын, Александр Алексеевич (средний из трех) уже был по-европейски образован и изучал кожевенное дело в Германии, Франции и Англии. Семейной традицией Бахрушиных была благотворительность, за что в 1900 году Александр и Василий Бахрушины были удостоены звания Почетных граждан города Москвы. Надо сказать, что за 51 год существования этого звания, его получили только 12 человек ( в т.ч. П. Третьяков).
Алексей Александрович тоже получил блестящее образование и включился в семейный бизнес - «Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры Алексей Бахрушин и сыновья». Однако, постепенно, Алексей Бахрушин - младший все больше увлекался коллекционированием. Сначала он собирал восточные редкости, потом реликвии, связанные с Наполеоном I. В 1890 г. он познакомился с Н.А.Куприяновым, театралом и собирателем предметов, связанных с театром. Это определило дальнейшее увлечение А.В.Бахрушина: его дом наполнился фотографиями и личными вещами актеров, эскизами костюмов, декораций, афишами, программками и т.п.
Театральное искусство в то время было очень популярно ( в силу отсутствия кино). Многие люди из высшего общества были увлечены театром: посещали все премьеры, ставили домашние спектакли, собирали реликвии, связанные с тогдашними театральными кумирами. В 1895 году Бахрушин встретил 19-летнюю Веру Носову, только что окончившую гимназию. Она происходила из богатого рода купцов-старообрядцев, её отец стоял во главе «Промышленно-торгового товарищества братьев Носовых». События развивались стремительно и вскоре состоялась свадьба. Внизу портрет Веры Носовой работы Константина Маковского.
К свадьбе Александр Бахрушин, отец жениха, купил дом с земельным участком на пересечении Лужнецкой улицы (ныне Бахрушина и Зацепского вала (ныне Валовая улица). Алексей Бахрушин сразу решил строить на этом месте новый дом, в котором бы нашлось и место для его коллекции. В том же году архитектор К.К. Гиппиус получил заказ. Дом предполагался одноэтажным с обширным полуподвалом. Стиль был выбран готический модерн. Шестое отделение при Городской управе, ведавшее надзором за строительством частных домов дало добро.
На рисунке - фасад, нарисованный самим К.К.Гиппиусом.
А это рисунок Гиппиуса в "концептуальном плане".
Коллекцию предполагалось разместить в трех комнатах полуподвала. На первом этаже должно было быть достаточно место для повседневной жизни семьи. К 1897 году новый дом был закончен. И сразу выяснилось, что бахрушинская коллекция не влетзае в три предназначенных помещения. Заняли почти весь полуподвал. Однако, на первом этаже осталось достаточно места для красивой жизни. Вот так выглядел особняк вскоре после постройки.
А это вид со стороны сада.
Сами комнаты впечатляют роскошью. Вот столовая с большим камином.
А это анфилада парадных комнат.
Снузел. Вполне современный.
Спальня.
Но все это не сохранилось. Сохранился лишь кабинет. Вот как он выглядел тогда.
Сохранились фотографии коллекции Бахрушина, что находились в полуподвале.
Шло время, коллекция Бахрушина пополнялась. Теперь она почти заполняла весь дом. В личной жизни тоже происходили радостные изменения. У Бахрушиных родилось трое детей: два сына - Юрий и Александр, и дочь Кира. К 1913 году у Бахрушина созрело твердое желание передать свою коллекцию вместе с домом государству. И вот 25 ноября 1913 года состоялся Акт передачи бахрушинского музея Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. В присутствии множества соратников и друзей, а также Великого князя Констнтина Константиновича, был подписан соответствующий Акт. Внизу на фото запечатлен этот момент.
Бахрушин оставался директором музея до самой смерти в 1929 году. Считается, что его коллекция одна из немногих дореволюционных коллекций, сохранившихся до наших дней. Сайт музея сообщает о 1,5 млн. единиц хранения. С целью посмотреть на это богатство я и отправился в музей. Первое разочарование - все здание закрыто серой тканью, очевидно с целью ремонта, так чир фото для заставки пришлось искать в сети. Входная часть, правда не подкачала, почувствовал обояние модерна.
Небольшой зальчик оборудован а прихожей на 2 этаже.
Отсюда можно попасть во второй зал, бывший некогда кабинетом.
Во в тором зале много фотографий и картин актеров.
В центре рабочий стол Бахрушина.
На этом же этаже ещё одна небольшая комната с экспозицией.
В полуподвале расположена ещё часть экспозиции.
Вот собственно и всё. На плане дома Бахрушина я отметил крестом помещения, занятые под экспозицию.
Еще в нескольуих комнатах проходит выставка русского театрально-декарационного искусства начала XX века из коллекции Лобановых-Ростовских. Как-то тревожно стало за коллекцию Бахрушина. Цела ли? Надо признаться, был очень разочарован.