Сегодня продолжу свой цикл о малоизвестных русских художниках второй половины 19 века. Сегодня речь пойдет о Карле Лемохе, который родился 7 июня 1841 г. в Москве. Он был третий ребёнок в семье московского преподавателя музыки немецкого происхождения Викентия Лемоха и Елизаветы Шильдбах. C 1851 по 1856 год учился в Московском училище живописи и ваяния в мастерской профессора Е. Я. Васильева. В 1858 году он уезжает в Петербург и поступает в Императорскую Академию художеств в класс исторической живописи П. В. Басина и А. Т. Маркова. За этюды и рисунки был награждён Советом Академии двумя малыми и двумя большими серебряными медалями «За успех в рисовании». В 1863 году удостоен Малой золотой медали Академии за картину «Моисей источает воду из скалы». В числе других четырнадцати академистов, демонстративно отказавшихся от участия в конкурсе на Большую золотую медаль, в 1863 году подал прошение о выходе из Академии, получив диплом классного художника второй степени. Покинув Академию, вступает в Санкт-Петербургскую артель художников, основанную И. Н. Крамским. Тогда же отходит от исторической живописи и посвящает себя жанровой. В 1868 году за выставленную на академической выставке картину «Семейное горе» получает звание классного художника первой степени. Кирилл Викентьевич Лемох стал одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, образованного в 1870 году. Пожалуй нет лучшего бытописателя крестьянской жизни второй половины XIX века. Особенно у художника получались детские образы.
«Где болтались?»
«Лето. С поздравлениями"
" Дети"
«Выздоравливающая»
«Крестьянский дворик»
«Новое знакомство»
«Родительская радость»
Были у Лемоха и более трагические сюжеты.
«У постели умирающей»
«Пьяный муж»
«Без кормильца»
Карл Лемох получил предложение давать частные уроки рисования детям будущего императора Александра III, в том числе и Николаю Александровичу, будущему императору России Николаю II. При дворе Лемох и получает православное имя Кирилл.«Когда ко двору понадобился учитель, то в силу своего немецкого происхождения, своей аккуратности и деликатности и направления в искусстве он, как никто из художников, ближе подошел к этой роли. При дворе его переименовали из Карла в Кирилла и приставили учить детей царя Александра III. Лемох застал ещё Александра II, который приходил на уроки внука Николая, будущего царя Николая II и удостаивал учителя своими разговорами. Александр II, обращавшийся на «ты» даже с высшими чинами, говорил почему-то Лемоху «Вы».
Минченков Я. Д. «Воспоминания о передвижниках».
«За чтением. Портрет Великого Князя Сергея Александровича (1857-1905)»
«Портрет великого князя Михаила Александровича в Классной комнате» 1890-е
За обучение Великих князей Лемох выслужил пенсию, затем долгое время, с 1897 по 1909 год включительно, являлся хранителем художественного отдела Русского музея имени Императора Александра III. Кирилл Викентьевич Лемох скончался 22 февраля 1910 года в Петербурге. После отпевания в церкви Академии Художеств останки его 26 февраля были привезены на подмосковную станцию Химки и захоронены в Казанском Головинском монастыре.