Тогда и ответ святителя Филарета можно считать увиливанием:)
Привязывание Библии к научным теориям опасно тем, что последние изменчивы. Кроме того, интерпретация в духе о. Глеба всё равно наталкивается на серьёзные трудности: растения до Солнца и хищничество до греха.
Может, Вам будет интересно высказывание А.Ф.Лосева, которое я везде привожу ("Диалектика мифа", курсив авторский):
"В повествовании Библии о семи днях творения нет ровно никакой ни астрономии, ни геологии, ни биологии, ни вообще науки. Совершеннейшей безвкусицей и полнейшей беспредметностью надо считать всякие попытки богословов "разгадать" повествование Моисея с точки зрения современных научных теорий... Никак не хотят понять, что миф надо трактовать мифически же, что мифическое содержание мифа само по себе достаточно глубоко и тонко, достаточно богато и интересно и что оно имеет значение само по себе, не нуждаясь ни в каких толкованиях и научно-исторических разгадываниях".
Впрочем, я, конечно, не против труда о. Глеба, я воспринимаю описанное в нём как интересные аналогии, что можно на Шестоднев взглянуть ещё и под таким углом (или, наоборот, на космологию), но не как действительную трактовку Шестоднева. Интересно, как воспринимал сам о.Глеб.
Ну, тогда мы в полном согласии. Именно так, "можно и вот так еще взглянуть на шестоднев".
Из этой серии, вот вам про хищничество. В первой главе не сказано: "не ешьте мяса", сказано: "трава будет в пищу". Что мы теперь знаем про food chain? Углеводы и аминокислоты животными никакими не синтезируются, они лишь перерабатывают то, что изначально синтезировано растениями. Воистину, источник пищи для всех животных и человека - не земля, не воздух, не солнечный свет, а всякое зелие земное. "Можно и так понимать" ;)
Привязывание Библии к научным теориям опасно тем, что последние изменчивы. Кроме того, интерпретация в духе о. Глеба всё равно наталкивается на серьёзные трудности: растения до Солнца и хищничество до греха.
Может, Вам будет интересно высказывание А.Ф.Лосева, которое я везде привожу ("Диалектика мифа", курсив авторский):
"В повествовании Библии о семи днях творения нет ровно никакой ни астрономии, ни геологии, ни биологии, ни вообще науки. Совершеннейшей безвкусицей и полнейшей беспредметностью надо считать всякие попытки богословов "разгадать" повествование Моисея с точки зрения современных научных теорий... Никак не хотят понять, что миф надо трактовать мифически же, что мифическое содержание мифа само по себе достаточно глубоко и тонко, достаточно богато и интересно и что оно имеет значение само по себе, не нуждаясь ни в каких толкованиях и научно-исторических разгадываниях".
Впрочем, я, конечно, не против труда о. Глеба, я воспринимаю описанное в нём как интересные аналогии, что можно на Шестоднев взглянуть ещё и под таким углом (или, наоборот, на космологию), но не как действительную трактовку Шестоднева. Интересно, как воспринимал сам о.Глеб.
Reply
Из этой серии, вот вам про хищничество. В первой главе не сказано: "не ешьте мяса", сказано: "трава будет в пищу". Что мы теперь знаем про food chain? Углеводы и аминокислоты животными никакими не синтезируются, они лишь перерабатывают то, что изначально синтезировано растениями. Воистину, источник пищи для всех животных и человека - не земля, не воздух, не солнечный свет, а всякое зелие земное. "Можно и так понимать" ;)
Мой любимый пример, как Библия может пошутить над дюже грамотным критиком -- про число пи:
http://v782.livejournal.com/20393.html
Reply
Leave a comment