Почти три года назад меня очаровали мозаики на особняке Рябушинского. Этот дом находится в небольшом саду на пересечении Спиридоновки и Малой Никитской.
Здание создал великий российский архитектор
Шехтель по заказу семьи Рябушинских (кто это:
С.Н. Рябушинский - банкир, предприниматель, основатель первого российского автомобильного завода АМО (нынешний ЗИЛ)). К оформлению интерьеров привлекался Врубель. В 1917 году хозяева дома уехали за границу, в Милан, а дом был муниципализирован. В разное время в нем находились разные учреждения, был даже детский сад. А в 1931-1936 здесь жил и работал Горький. Какое сплетение личностей!
Сейчас в доме работает
дом-музей Горького.
Музей работает почти каждый день, посещение музея бесплатное. И снаружи и внутри здание удивительное. Если есть возможность, стоит посетить его в безлюдное время, чтобы в изумлении рассмотреть всё. В выходной день в музее неожиданно много посетителей - я была там в компании 10-15 человек.
Здание очень богато, но не золотом-бриллиантами, а удобнейшими комнатами, эффектным декором и коллекциями ценных для хозяев предметов.
Не могу не поделиться - нашла два прекрасных рассказа об особняке:
рассказ на CozyMoscow и репортаж
Особняк Рябушинского. Дом-музей Горького. авторства
mujer-soleada И последняя важная ремарка: долгое время вход на второй этаж здания был закрыт. Сейчас доступ вновь открыт - в посте опишу, что происходит на втором этаже сейчас.
Адрес: Малая Никитская, дом 6/2
Время работы музея (понедельник и вторник - выходные).
Горький прожил тут последние 5 лет жизни. Он приехал в дом в возрасте 63 лет.
Дом за деревьями. Это самый центр города - дом стоит на Малой Никитской, минута до Никитского бульвара, пять минут до Тверской. В зимнее время здание хорошо видно с улицы, а в летнее оно почти скрыто от глаз зеленью.
Главный вход здания выходиит на Малую Никитскую и уже много лет наглухо закрыт.
Вход в музей происходит через черный ходл - надо обойти здание по часовой стрелке и войти во двор со стороны Спиридоновки. Из-за такой необычной точки входа в начале оказываешься в доме с непонятой стороны - под лестницей, возле маленького кабинета.
Если же смотреть на дом со стороны главного входа, то расположение комнат гораздо более понятно: слева библиотека и гостиная, справа кабинет и спальня. По центру огромная лестница-волна на второй этаж (по задумке авторов центральный объем дома с лестницей представляет собой волшебное подводное царство). И вдали, за лестницей небольшая комната-кабинет.
Уходящая натура - хорошо помню такие папки со шнурками и их запах, такие были у папы, когда я была маленькая.
Телефоны!
Музей организован в классических советских традициях. У входа коробка с тапками, которые надо привязывать к ногам веревками. На нескольких дверях красные таблички "Служебное помещение. Вход закрыт". Сотрудницы чуть суровы. В комнатах лежат вот такие файлы с описанием экпозиции.
Но впечатление огромное.
Идем дальше и попадаем в большую чуть затемненную гостиную. В левом дальнем углу стола любимое место Горького. Это не председательское кресло, а уголок, откуда всё видно.
Здесь проходили приемы пищи и здесь же собирались писатели, гости хозяина дома. В 1935 году в гостях у Горького был Ромен Роллан, но это далеко не единственный посетитель. Горький организовывал вокруг себя творческую и дискуссионную среду, куда было вовлечено много современных ему писателей.
В дневное время главным источником света является огромное (!) окно, за которым бурлит зелень.
Комнаты первого этажа располагаются анфиладой по контуру дома. Из комнаты в комнату ведут распахнутые двери, каждая с интересным декором.
Библиотека.
Только что писала про музей Булгакова в Киеве и про "лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом". Там это была мечта, а тут - вот они, эти шкафы.
Лепнина на потолке:
Панно:
Их сочетание:
Удобные диваны и кресла. Доступные для гостей комнаты (гостиная и библиотека) спроектированы так, что там много самых разных посадочных мест.
По темноватой фотографии видно, что и здесь свет идет из огромного окна.
Вид на библиотеку от входа в дом.
Витраж в холле.
Под ним огромное зеркало (в зеркале отражается главный вход и двое упорных посетителей, которые никак не могли покинуть дверь - всё трогали ручки и обсуждали, какая она тяжелая ) Я понимаю их восторг - во времяпрогулки по дому неоднократно возникает это ощущение - ух ты, какие окна, шкафы, двери, ух ты, какое оно удобное для жизни).
Пол
По правую руку от главного входа личная территория Горького. Это кабинет и спальня.
Горький старался выстроить удобный для работы кабинет, где бы он ни находился. Маршак говорил, что он как будто возит кабинет с собой. Большой довольно высокий стол (специальный стол требовался из-за болезни легких), разложенные канцелярские приборы и листы бумаги.
Горький работал ежедневно с 9 до 13 без выходных. После обеда просматривал работы молодых писателей, занимался редактурой, отвечал на письма и проводил встречи.
Я только что прочитала книгу "Режим гения. Распорядок великих людей", в которой описывается режим жизни большого количества писателей и художников. Почти все сходятся в том, что работа должна быть регулярной, но лишь немногие с такой настойчивостью стремятся работать максимальное возможное время.
В дальней части комнаты коллекция миниатюр из кости, которая не смотрится бедной даже в сравнении с коллекцией Музея Востока (я была там днем раньше, воспоминания свежи :) ).
В упомянутом в начале обзоре написано:
Эта коллекция считается одной из лучших, аналогичная коллекция Музея Востока в Москве уступает горьковской. Показывал её Алексей Максимович с любовью и знанием секретов мастерства. Всю жизнь писатель коллекционировал различные предметы искусств, многие из которых подарил музеям и просто людям. По его словам, он хотел бы, чтобы заключенная в них энергия рождала новую волну творчества. Это активное желание двигать писательство, язык, организационные структуры, мир вокруг себя - причем не только двигать самому, но и создавать вокру себя созидательную волну - очень присущи Горькому. Сейчас на втором этаже работает выставка, на которой экспонируются его письма. В письмах видно горячее желание сподвигнуть и побудить.
Известно, что Горький был писателем и что он был обласкан властью. А дальше картинка теряется - положа руку на сердце, не все регулярно читают Горького. Экспозиция музея добавляет в эту картинку промежеточные звенья, показывает стремление Горького к работе и развитию мира.
Старинный паркет. Смотрительница сказала, что это единственный в Москве дореволюционный паркет, который дожил до нынешнего времени без реставрации.
Минуты досуга: на окне лежит инвентарь для работы в саду. Это составляло отдых во время перерывов.
Оформление двери, ведущей в спальню:
Спальня довольно лаконичная: кровать, тумбочки, полка для книг, шкаф, картина с вилами Италии, шкафчик с несколькими фигурками из коллекции.
Современники говорят, что Горький сдержанно относился к роскошному убранству дома, отзывался о нем, как о слишком величественном "улыбнуться не на что".
Несколько предыдущих лет Горький жил в Италии, недалеко от Сорренто. Он поехал туда лечить легкие по настоянию Ленина. Там также поддерживался высокий темп работы и огромная переписка.
Первый этаж обойден.
Перед нами лестница-волна, ведущая на второй этаж.
Над лестницей нависает небольшой декоративный балкон.
Вид на балкон со второго этажа:
Вид с лестницы на второй этаж.
В интернете немало фотографий лестницы, но не по всем можно понять, что изображено. Не потому, что фотографии плохие, а потому что формы, действительно, очень сложные, их не вместить в одну картинку.
Вот мой самый удачный кадр.
Слева снизу завиток волны и лампа-медуза. Потом сама волна и, наверху, колонна с необычной капителью.
Вид на первый этаж (шкафы на лестнице не замысел Шехтеля, это построено для не уместившихся в библиотеке книг Горького):
Сейчас на втором этаже проходит две выставки. Первая рассказывает о жизни и работе Горького во время жизни в Италии.
Вторая посвящена последним годам жизни - это период жизни в этом доме и в Горках.
Первый зал - фотографии, письма, изображения Горького - от серьезных до карикатурных.
Стенды с документами итальянского периода:
В дальней комнате документы последних лет.
На стене две работы Нестерова, фотографии и картины про жизнь в Горках.
Мемориальная доска с дома в Горках. Какое-то время считалась потерянной.
Горький, Сталин, Ромен Роллан в доме писателя в Горках, 1935
И свидетельства борьбы Горького - за писательство, за язык.
Моё непонимание Горького исчезло в начале этого года, когда случайно прочитала его рассказы об Италии. Солнечные, полные радостной влюбленности, прекрасные в каждом слове, точнее любых картин или фотографий. Если сердце человека может так наполнится временным пристанищем...
А эта экспозиция рассказывает не только о внутреннем, но и о внешнем. Письма в защиту опальных писателей (в том числе упомянутого Булгакова), предложения по выстраивании работы крупных ведомств, заметки по развитию мастерства писателей.
И снова вниз по лестнице, к черному ходу. На выход.
Не совсем на выход: от черного хода вверх уходит узкая лестница.
Она приводит на третий этаж, где располагается моленная, пристроенная к дому по заказу Рябушинских.
Слева комнатка, где сейчас экспозиция, посвященная Рябушинским.
У входа очередной ворох тапок и "сдайте по 30 рублей за фото".
А потом небольшой купол над головой.
Это домашний старообрядческий храм. С улицы купол не виден.
Говорят, в сумерках кажется, что ты на природе, а вокруг звезды.
И вот теперь, переполненным загадками, вниз.
Чтобы обязательно вернуться.
А список всех моих рассказов про Москву находится здесь