Неправильно будет сказать, что мне не понравился музей Булгакова. И неправильно будет сказать, что мне понравились именно музей и экскурсия. Вернее всего так: я потрясена сочетанием музея, книги "Белая гвардия", фильма "Дни Турбиных" и Киева.
Тем, как гуляя по Городу можно увидеть декорации тех событий (например, Владимира на Владимирской горке). Тем, как похоже описание 18-го года на нынешнее время. Тем, как сходно - почти до фраз - начинаются книга и фильм и как они потом расходятся на две параллельные истории, где всё в важном по-разному. Той атмосферой потери всего, которая исходит от текста и передается солнечной декорации.
Мне больше нравятся Алексей и Николка из фильма. Николка - прямо очень )
Но книга - это описание зимы и бесконечное настроение и еще сотни комичных (трагикомичных?) моментов, которые возникают, и возникают, и возникают. Читаю в метро и смеюсь почти на каждой странице - прохожие, наверное, думают, что читаю Пратчетта. (Обожаемый на данный момент фрагмент - это как Най-Турс рассказывает Алексею про рай. Это же хуже, чем про смерть, это про крушение всего и места уже заготовлены, но раз за разом нельзя не выдохнуть немного смеха).
И то же про фильм. Совсем в других местах, но смеялись мы очень много, вопреки формальному сюжету.
Музей находится в доме, где жил Булаков. И туда же были приписаны Турбины.
В первой комнате всегда царят синие сумерки - как те, которые сопутствуют первым страницам романа.
В музее очень много белых вещей - это вещи, которые не сохранились, но были воссозданы - в том числе по фотографиям. Во время экскурсии показывают фотографии - иногда комната является их белой копией.
Произведения Булгакова очень автобиографичны. В них обильно вплетены события и, особенно, люди его жизни.
Центром семьи была мама
"Врачебный кабинет"
Комната Елены
На фотографии в центре вторая жена Булгакова, многие её черты воссозданы в Маргарите.
Дом снаружи кажется большим, а внутри маленький. Второй этаж - что-то около шести крошечных комнат.
Это комната, где уложили спать Лариосика.
"Вот этот изразец, и мебель старого красного бархата, и кровати с блестящими шишечками, потертые ковры, пестрые и малиновые, с соколом на руке Алексея Михайловича, с Людовиком XIV, нежащимся на берегу шелкового озера в райском саду, ковры турецкие с чудными завитушками на восточном поле, что мерещились маленькому Николке в бреду скарлатины, бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской Дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры, - все семь пыльных и полных комнат, вырастивших молодых Турбиных".
Экскурсовод сказала, что шкапы с книгами, пахнущими шоколадом, это заветная мечта Булгакова. В реальности это была шумная проходная комната между столовой и гостиной, книги были разрозненные. И в этой маленькой зарисовке не реальность, а описание тайной мечты об идеальном.
"Замечательная печь" - единственный реальный объект из всех белых.
На этом рассказ внезапно обрывается, но вовсе не потому, что он закончился.
Все рассказы из поездки в Киев