Ребята из соцучреждений мало знают о взрослой жизни и после выпуска зачастую попадают в странные и неприятные ситуации. Добро.Журнал разбирается, зачем нужны наставники детям, и чем люди со стороны могут помочь социальным сиротам.
Помочь детям
Дарья и Кристина знакомы почти два года. Они подружились благодаря программе «Будем вместе» фонда «Дети наши». Цель проекта - найти наставников для ребят из детских домов и сформировать подходящие пары.
Даша - наставница Кристины. Хотя младшая подруга уже стала совершеннолетней, общение девушек на этом не закончилось.
«Я узнала о проекте в марте 2022, прошла тренинг с психологами уже через месяц, а в июле познакомилась со своей подопечной Кристиной. Ей тогда было 16 лет», - рассказала Добро.Журналу Дарья Куделина.
Дарья и Кристина
Девушка отмечает, что участие в программе научило её ответственности, умению отпустить ситуацию, помогло найти настоящую дружбу.
Её подопечная Кристина П. рассказала Добро.Журналу, что подала заявку на поиск наставника, потому что решила попробовать что-то новое.
«Наставница меня во всем поддерживает и помогает мне развиваться. Мы с ней общаемся о разном, практически обо всём», - говорит Кристина.
Значимый взрослый
У каждого ребёнка должен быть надёжный человек, на которого можно опереться, обратиться за советом, рассказал Добро.Журналу руководитель психологической службы фонда в Ярославской области Дмитрий Степченков. У тех, кто рос в семье, обычно формируются такие близкие отношения если не с мамой, то с отцом, бабушкой или дедушкой. Многие ребята в детдомах - социальные сироты. У них есть родители, но они не могут стать им опорой, так как сами зачастую сами родом из неблагополучных семей.
«Идея нашей программы не в том, чтобы развлекать ребёнка, который живёт в учреждении. А в том, чтобы, когда он вырастет и столкнётся с реальностью, с бытом, социальными задачами, психологическими сложностями, - у него был тот человек, к кому он может обратиться за советом и попросить о помощи», - говорит Дмитрий.
Наставник посещает подопечного минимум три раза в месяц. Сначала они общаются на территории учреждения, потом могут выходить и за его пределы. Например, посещают различные мастер-классы, выбирают вместе будущее место учёбы для подростка, ездят за покупками, ходят в кафе и просто проводят время вместе. Дети социализируются, учатся, как вести себя в непривычных ситуациях, и это положительно влияет на них, отмечает психолог.
«Ребята, которые долгосрочно общаются с наставниками, начинают иначе взаимодействовать с людьми. Например, меньше конфликтуют, не повышают голос в спорах, понимают, что о каких-то вещах можно договариваться. Не злятся, когда не получили желаемого, а учатся, как правильно говорить о своих желаниях», - рассказывает Дмитрий.
Наставник для ребёнка из детского дома - это человек вне системы. Ему можно на что-то пожаловаться и таким образом проработать свои негативные чувства и переживания.
Кто хочет стать наставником
Программа «Будем вместе» действует в Смоленской и Ярославской областях. На данный момент сформировано 130 пар наставник-подопечный. Дети участвуют в программе с 12 лет, наставники - с 23-х.
Представители фонда рассказывают о программе в учреждениях. После этого заинтересованные ребята подают заявки и общаются с психологами. Выпускники детдомов также могут участвовать в программе.
Freepik
«У нас в проекте никто никого себе не выбирает. Мы не работаем по принципу программы “Давай поженимся”. Пару формирует психолог. Он проводит диагностику и ребят, и будущих наставников. Его задача - заботиться не только о детях, но и о волонтёрах», - говорит Дмитрий.
Характер наставника должен компенсировать проблемы ребёнка, считает психолог, но каждый случай индивидуален. После знакомства пары подписывают договор о дружбе. Обычно это важно для ребят: чтобы они знали, что сотрудничество можно прекратить, если что-то не понравится. Однако большинство пар общается долгосрочно, в том числе после выпуска из учреждения, как Даша и Кристина.
Мотивация у волонтёров совершенно разная. Одни хотят поделиться опытом, знаниями. У других выросли дети, и они стремятся помочь кому-то ещё.
Дарья Куделина призывает всех, кто задумывается о наставничестве, не бояться.
«Важно быть искренним с ребёнком, иметь желание общаться и давать поддержку, тогда всё точно будет круто».
Вы не сможете стать наставником, если:
- Вам меньше 23 лет
- Вы недавно пережили утрату
- У вас есть маленький ребёнок, которому необходимо присутствие родителя, или вы беременны
- Вы планируете взять ребёнка под опеку
- Не можете предоставить справку о несудимости и из психдиспансера.
Важно, чтобы:
- У вас было время посещать ребёнка 3-4 раза в месяц
- Вы не планировали больших изменений в жизни (например, переезд в другой город).