Татьяну Кирьянову знают почти все в родном Екатеринбурге. Она - поэтесса, певица, спортсменка и общественный деятель. По её словам, на сцене она себя чувствует, как рыба в воде. Но Татьяна необычная женщина. Она с рождения не видит, а десять лет назад начала терять слух. Что помогло ей преодолеть депрессию и какую роль в этом сыграл лабрадор Жохар, она рассказала Добро.Журналу.
«Собака нашлась очень быстро»
«Родилась я слепой, - делится Татьяна Киреева. - В 2014 году начались проблемы со слухом. Перестала понимать речь, и общаясь с незнакомыми людьми, стояла, кивала и улыбалась, как “дурочка”. Честно сказать, из-за этого депрессия была жуткая. И так не видишь, а тут ещё и не слышишь. Появились даже суицидальные мысли».
Татьяна Киреева
Когда Татьяна об этом рассказывает - не верится. Настолько она жизнерадостна и открыта. А в 2016 году фонд «Со-единение» помог ей приобрести мощные слуховые аппараты. Благодаря этому, слух практически вернулся.
У Татьяны есть муж, двое сыновей и… собака. Но не просто питомец, а, как она сама говорит, «продолжение меня». Лабрадор-ретривер прошёл обучение на поводыря в Москве, потом две недели Татьяна с ним тренировалась под присмотром опытного инструктора. И вот три года они неразлучны.
«Это вторая собака. Сначала у нас была овчарка по кличке Спартак. Он был очень строгий, с характером, этакий волк-одиночка, - вспоминает Кирьянова. - Посторонним людям при нём даже дотрагиваться до меня было нельзя: как рыкнет. Он прожил с нами 17 лет. Водил меня и мужа (супруг Татьяны тоже слабовидящий - прим. Авт.). Муж вывел его гулять, потом Спартак лёг дома у двери и, как показалось, уснул. Но он умер. Ушёл легко, во сне».
Решиться на вторую собаку Татьяна не могла пять лет. Слишком тяжело переживала потерю Спартака. Но, по настоянию родных, отправила заявку в Социальный фонд. Сама не звонила, не настаивала, про неё и не вспоминали.
«Как-то к нам приехали журналисты, делать про нас материал, - вспоминает Татьяна. - Сидим, разговариваем, нас снимают, фотографируют. И репортёр спрашивает: “а где сейчас собака”. Я говорю: “умерла”. Интересуется: “а почему же новую не дали”. Отвечаю: “не знаю, жду пять лет”. Они сразу стали куда-то звонить, и собака нашлась для меня очень быстро».
Собачье сердце
Лабрадору Жохару четыре года. Кажется, будто он большой, лохматый ребёнок. В отличие от Спартака - ласковый и добродушный. Тем не менее, это хорошо обученная собака-поводырь.
Жохар
«Единственные минусы лабрадоров - линяют и всё подбирают с земли, - говорит Кирьянова. - Но у нас с ним “бартер”. Отдаёт мне находку за вкусняшку. Мне с Жохаром повезло, мы прям сошлись характерами».
С таким поводырём Татьяне намного проще жить. Например, при команде «Галя» он ведёт хозяйку в магазин, где работает продавщица по имени Галина. Если сказать ему «больница» или «аптека» - направляется туда.
«У него есть рабочая шлейка, она пристегивается под грудью и под животом, а над головой специальная ручка, - поясняет Татьяна. - И благодаря этой ручке, я чувствую каждое движение собаки, это как руль от автомобиля. Конечно, я не хожу и без трости, она помогает “потрогать” землю и понять, есть ли препятствие. Но с собакой чувствую себя ещё увереннее. Это моё второе я, продолжение меня».
Как дрессируют собак-поводырей
Фандрайзер учебно-кинологического центра «Собаки-помощники» Кирилл Синдеев говорит, что для такой службы, действительно, лучше всего подходят лабрадоры и золотистые ретриверы. Они дружелюбны, ориентированы на человека и легко обучаются.
«Наш центр работает только с этими породами, - рассказывает Синдеев Добро.Журналу. - В то же время, хорошими поводырями становятся и овчарки - немецкие и восточноевропейские. Роль поводыря в жизни незрячих и слабовидящих людей - в максимальной степени вернуть человеку возможности, утраченные вместе с потерей зрения. Прежде всего это - перемещаться самостоятельно, быстро и безопасно».
Обучение собаки-поводыря состоит из нескольких этапов. Во-первых, тщательный отбор кандидатов - в среднем, по словам специалиста, успешно проходит тестирование один щенок из десяти. Такой «новобранец» не должен бояться громких звуков, не проявлять агрессии и хорошо слушаться. Отобранных щенков поселяют к волонтёрам.
Татьяна Киреева и Жохар на выставке
«Задача этого этапа - социализировать питомца, научить его быть воспитанной городской собакой, - поясняет Кирилл Синдеев. - Наш центр обеспечивает волонтёров кормом для щенков, будущих поводырей осматривает ветеринар, и трижды в месяц с собакой занимается куратор - обучает простейшим командам».
В возрасте одного года у собакой начинаются серьёзные занятия, которые длятся около восьми месяцев. К делу подключается тренер. Он «преподаёт» основной и специальный курсы дрессировки. В последнем случае, питомец изучает всё то, что делает его поводырём и помощником незрячего человека. А именно: как распознавать препятствия, запоминать ориентиры и маршруты.
«Несмотря на тщательный первоначальный отбор, бывает, что на этапе дрессировки в собаке проявляются особенности характера, неприемлемые для службы поводыря, - говорит Синдеев. - В этом случае собака “отбраковывается”, и мы находим семью, в которой она станет просто любимым питомцем. Контакт и взаимопонимание между человеком и собакой-поводырём - результат работы специалистов, методистов и тренеров. Мы не просто выдаём незрячему человеку обученную собаку, мы подбираем гармоничную пару».
Очень важно, чтобы человек и собака подходили друг другу по темпераменту и им было легко работать вместе. Перед тем, как забрать помощника домой, хозяин обязательно проходит двухнедельное обучение под присмотром специалистов.