Городецкая деревянная игрушка - ожившая сказка. Часть 2

Jun 25, 2013 18:52

Оригинал взят у olga_vaverochka в Городецкая деревянная игрушка - ожившая сказка. Часть 2
На мой взгляд в контексте городецкой росписи, интересно было бы узнать подробнее о городецкой игрушке, ее истории.
Это можно сделать с помощью книги Натальи и Сергея Квач "Новгородская игрушка". Текст отсюда.
Ссылку для скачивания книги, к сожалению, не нашла.
Если Вы знаете, где скачать- поделитесь, пожалуйста)
Пролистать книгу можно здесь

Начало здесь.



Т. Краснояров. «Карета». 1983. Источник.

Тема транспорта, начиная с лошадок, затем развивалась в таких сюжетах, как пароходики, автомобильчики и паровозики. Они не случайно так популярны у мастеров-игрушечников, ибо отражают технические достижения времени, которое так чутко ощущают талантливые народные мастера. Надо сказать, что на протяжении почти всего XX века городецкая игрушка, при всей ее оригинальности, находилась в поле реалистических образов, но в последнее время усиливается - очевидно, в противовес меркантильной обыденности - декоративно-орнаментальная трактовка образов, тяготеющая к сказочности и праздничной приподнятости. Так, вполне прозаическое чудо конца XIX-начала XX веков, паровоз, в простонародье прозванный за резкий звуковой сигнал кукушкой, в интерпретации Лилии Беспаловой, заслуженного художника России и лауреата Государственной премии имени И. Е. Репина, превращается в торжественный выезд счастливых друзей. К паровозику может быть приставлено разное количество вагончиков, в окне каждого вагончика изображен свой сюжет, что дает возможность манипуляции с общей композиционной структурой; это делает игрушку особенно занимательной. Из современной прагматичной жизни все более уходит поэзия бытия, и, наверное, поэтому произведения мастеров народного творчества, обладающие сказочностью образов, столь притягательны. В них действительно оживает сказка, образ счастливого детства, стабильно-прекрасного мира, в котором люди так красивы и добры.

Кроме транспортных средств, в арсенале городецких мастеров были и другие игрушки. Часто, когда заходит речь о Городце, в первую очередь вспоминаются резные инкрустированные вставками морёного дуба и расписные донца прялок. Этот вполне взрослый товар, который пользовался особым спросом, до определенного времени, у женского населения России, существовал и в детском варианте.

Городецкие прялки отличаются от цельных прялок русского Севера тем, что они были разъемными. Гребень (лопатка), к которому крепилась кудель (очесанные и свернутые в куль лен или шерсть), вставлялся в головку донца, на котором сидела пряха во время работы. После окончания прядения прялку разбирали и донца вешали на стену, таким образом, прялка превращалась в декоративное панно, украшавшее интерьер избы.

Если донца взрослых прялок нередко часто встречаются в музеях и им посвящено достаточно много исследований специалистов, то донца от детских прялок, которых сохранилось слишком мало, не всегда можно увидеть в экспозиции даже крупных музеев. В Музее истории художественных промыслов Нижегородской области представлены небольшие донца детских прялок, расписанные заслуженной художницей России Л. Ф. Беспаловой: Летний вечер, Рождество, Встреча (1993 г.) - незатейливые сюжеты из жизни русской провинции, выполненные с такой же тщательностью и мастерством, как и рядом висящие донца взрослых прялок. К прялкам полагался и целый набор принадлежностей: чесало, гребни, маленькие веретёна, мотовила - устройства для перемотки пряжи, мочесник - короб для рукоделья, валики для стирки и глажения полотна, расписанный утюжок; всё - маленькое, игрушечное, но - как самое настоящее. В ХПМИ города Сергиева Посада хорошо представлены такие функциональные городецкие игрушки для маленьких хозяек.

Жизнь провинциального города конца XIX-начала XX веков во всем ее многообразии, в ее радостях (дни рождения, гости, гуляния, праздники) и горестях (например, проводы в армию) нашла свое отражение в городецкой сюжетной росписи на донцах прялок, ширмах, сундуках, мочесниках, мебели и свое оригинальное образное воплощение получила в резных плоских фигурках и механической игрушке. В Сергиевопосадском музее игрушки целая витрина посвящена Городцу, где, наряду с традиционными лошадками, присутствуют и персонажи провинциальной жизни: барышни и кавалеры, купцы и мастеровые, монахи и попы, матери с детьми на руках и кормилицы, дети и взрослые - вся эта пестрая публика представлена в виде вырезанных или выпиленных из доски и разрисованных куколок. Образы лаконичны и выразительны, в своей типовой принадлежности конкретны и занимательны. Традиция вырезания кукол из березы и липы восходит к древним временам, ее архаические прототипы сохранились в народном искусстве русского Севера. Городецкая традиция дала этому образу свое прочтение, тесно увязав его с местным колоритом провинциальной заволжской жизни. Городецкие типы, созданные такими мастерами, как Ф. С. Краснояров и И. А. Мазин, разнообразны и несут отпечаток своего времени.

Современные мастерицы Наталья Приваловская, Лилия Беспалова, Вера Деревянко, Лидия Кубаткина, Александра Соколова, Елена Староверова (все они являются членами Союза художников России), продолжая традицию резной и расписной куколки, дополняют сюжеты, разрабатывают новые мотивы парных композиций на темы любви и дружбы, гостеприимства и материнства, иногда вводя наряду с образами людей фигурки животных, милых домашних тварей: кошечек, собачек, курочек, петушков, козочек. Кроме плоскостной игрушки, на фабрике Городецкая роспись практикуется изготовление объемных токарных изделий. Они обладают особым шармом и составляют целую коллекцию городских типов прошлого, настоящего и сказочных персонажей. Объемные образцы игрушечного товара - футляры-куколки, разъемные куколки-шкатулки, куколки в виде футляров для шариковых ручек, а в последнее время и матрешки, с характерной городецкой росписью, - дополняют кукольный мир Городца. Изготавливают мастера также игрушечные каталочки, расписные ширмочки и кукольную мебель.

Дополнением к игре в провинциальный город являются выпиленные из доски и расписанные домики. Некоторые дома имеют реальные прототипы. Так, Лидия Кубаткина изобразила свой домик и музей на Сенной улице. Как говорят очевидцы, их облик легко узнаваем, дома как бы портретны. Около домов разгуливают кошки и коты, куры и петухи, мимо проносятся повозки и тарантасы, словом, идет обычная жизнь в добром уютном мире.

Кроме плоских и одиночных фигурок животных городецкие мастера практикуют изготовление сюжетно-жанровых изделий и многофигурных механических игрушек: петушков-каталок, клюющих курочек, движущихся по кругу птичек и лошадок - занимательных, сказочных и необычных, хотя в них легко угадываются реальные прототипы. Дополняют общее впечатление от русской провинции игрушки с двигающимися фигурками - это пильщики, кузнецы, танцовщики, праздничная публика, катающаяся на каруселях и качелях, и бодро перестраивающиеся из ряда в ряд деревянные солдатики. Некоторые типы игрушек были позаимствованы из Сергиева Посада и других мест, иные являются местным изобретением, но к чему бы ни прикоснулись руки талантливых городецких мастеров, все приобретает оригинальный, именно городецкий колорит. Красочны и затейливы композиции Карусель и Кадриль Ф. С. Красноярова. Они создавались на основе непосредственных впечатлений от столичных образцов механической игрушки начала XX века и в русле собственных поисков образного воплощения жизни провинциального города. Незатейливый механизм колесной передачи, приводимый в движение рукой, заставляет крутиться карусель и двигаться в танце фигурки куколок.

Продолжая традиции старых мастеров, И. А. Мазина, Ф. С. Красноярова и их сыновей, С. Ф. Крюкова, А. Е. Коновалова и других умельцев, современные инженеры, конструкторы, плотники и художники создают образы игрушек, созвучные динамике нашего времени. Необыкновенно нарядна и красочна построенная на сочетании алого, зеленого и естественного желтого цвета дерева Карусель Ф. Касатовой. Занимательна по своей стилистике игрушка Качели Т. Рукиной, с ее колоколообразными фигурками. Развод солдат Т. Ф. Красноярова - механическая манипулятивная игрушка, а в трактовке Н. С. Приваловской она получила новое звучание. Фигурки гвардейцев компактны, их позы отточены и выверены, одно движение рукой - и их стройные ряды перестраиваются, как по команде. В этой композиции присутствует настроение строевой солдатской песни XVIII-XIX веков, такой как Солдатушки, бравы ребятушки, Вспомним, братцы, Русь и славу или Взвейтесь, соколы, орлами. Та же удаль, та же стать, выправка и бравость.

Интересна и расписная звуковая или музыкальная игрушка Городца: птички-свистульки, свистульки-матрешки, дудочки и сопелки, погремушки, трещотки, балалайки и колокольчики доставляют малышам радость не только производимыми с их помощью звуками и шумами, но и яркостью красок затейливого городецкого узора. Шарообразные погремушки наполняли горохом, маленькими камушками, пуговками - и звук получался разный. Надо сказать, что каждая звуковая игрушка в крестьянской среде имела, кроме практического, еще и магическое назначение. Погремушки и трещотки, барабаны, бубны, по повериям, отгоняли злых духов и беду, а свистульки и дудочки притягивали добро и достаток, способствовали выздоровлению. Играя на дудочках и свистульках, малыши развивали дыхательную систему, а погремушки и различные ударные инструменты, как уже говорилось, способствовали развитию чувства ритма, музыкального слуха.

Красочна и необычна городецкая детская мебель, интерес среди покупателей в последнее время к ней несколько снизился, но, очевидно, это временное явление, так как в волшебной сказке у детей всегда есть потребность. Несомненно, городецкая традиционная игрушка с уникальной росписью - явление значимое и общепризнанное. Не случайно городецкие мастера являются участниками отечественных и зарубежных выставок, конкурсов, ярмарок, стали лауреатами и дипломантами различных премий, членами Союза художников России. Это признание не только таланта каждого отдельного мастера, но и жизненности традиции как духовного кладезя народной культуры. Городецкая игрушка представлена в столичных музеях, музеях крупных городов России и, конечно, в музеях самого Городца.

Особым видом фигурной пластики являются произведения городецких резчиков Михаила Логинова, Андрея Колова, В. Г. Зеленина и других мастеров. Это забавные сюжетные фигурки из русской сказки и старинного быта, выполненные с юмором и теплотой сердца умелыми руками мастеров.

Городец - город мастеров - девиз областного фестиваля Мастеров народных братство, который проводится городской администрацией ежегодно с 2001 года, и в рамках фестиваля проходят многочисленные выставки и конкурсы, где свое почетное место занимает народная игрушка Нижегородского края и, конечно, Городца. Неотъемлемую часть любого проходящего в этих местах праздника, составляет культурная программа, куда входит посещение музеев. А музеев в небольшом городе много, ведь власти города, понимая их значение как хранителей и стимулов культурного развития края, отвели под музейную зону целую улицу. Есть среди музеев Городца особенно примечательный - это Детский музей на Купеческой, в котором наиболее полно представлены различные виды нижегородской и российской народной игрушки.

Этот музей был создан в 2004 году и наряду с такими хранилищами российской культуры, как ХПМИ Сергиева Посада и Детский музейный центр города Владимира, включает в себя значительный пласт истории, связанный с детством и игрушкой. Экспозиция трех залов музея - Земская школа, Народные игрушки, Игрушки моего детства - словно погружает нас в мир детства наших прапрабабушек, соединяя нить времен, демонстрируя историю развития игрушки народных мастеров края. Генеральный директор музейного комплекса Городца Александр Федорович Баусов рассказывает об удивительной коллекции Детского музея, о проблемах его функционирования, просветительских и педагогических задачах.

Сотрудники музея обращают внимание посетителей на его уникальные экспонаты, такие как Упряжка (конец XIX-начало XX веков) или Царь-рыба - замысловатая игрушка причудливой формы, попавшая в музей из фондов РОС ИЗО, или, например, Архитектурная игрушка. Макет Троице-Сергиевой лавры, выполненная в конце XIX века и подаренная музею Полубояриновой Марией Дмитриевной. В музее находятся резные городецкие куколки, которые являются копиями сергиевопосадских образцов подобного типа, и коллекция фабричных кукол XX века. Есть здесь еще одна примечательная игрушка, она подарена Константином Андреевичем Пряхиным, - это модель парохода Ермак.

Основной гордостью музея являются экспонаты народного искусства Городца и его окрестностей, а также семеновские игрушки и игрушки других мест Нижегородского края и России. В экспозиции можно познакомиться и с филимоновской, и федосеевской игрушкой, и с вятской дымкой, и с полховмайданской матрешкой, посмотреть и тряпичную куклу, и вязаные изделия местной мастерицы Евгении Ивановны Александровой. Можно покрутить ручку старинной швейной машинки, попробовав что-то смастерить из разноцветных лоскутков.

Детский музей на Купеческой был создан на базе студии Родничок. Он и теперь продолжает знакомить детей и взрослых с различными народными ремеслами в активной творческой форме. Здесь его сотрудники проводят мастер-классы, занятия и учебные семинары. В стенах музея дети приобщаются к народному творчеству, копируя образцы и создавая оригинальные композиции в традициях народной игрушки. Лепка из глины - одно из самых любимых детьми занятий, ведь на них они могут научиться создавать свистульки - удивительные поделки в виде различных животных и птиц, с голосами пронзительными и нежными, громкими и тихими, как звуки самой природы. Их звуковые качества можно тут же опробовать и сравнить свое изделие с экспозиционными произведениями таких мастеров, как Нина Семеновна Нипомялуева, Федор и Наталья Лавровы или со жбанниковской классикой - свистулькой Прасковьи Степановны Тимофеевой. В музее есть и гончарная мастерская, и старинный ткацкий станок, и много разных диковинок, но главное - в нем есть люди, увлеченные своим делом, любящие народное творчество и отдающие свое время и труд детям.

Знакомясь с Городцом и его древней историей, с уникальной провинциальной архитектурой, где есть свой чудесный маленький Белый дом и много других примечательных, напоминающих пряничные домики из сказок, сооружений; всматриваясь в словно оживших персонажей расписных донец и декоративных панно, угадывая в фигурках городецких куколок современных жителей города, начинаешь более полно ощущать связь времен, непрерывную нить традиции и богатство родного края. Главное - сказка оживает под руками мастеров и традиция не прерывается. О старых мастерах городецкой росписи и игрушечниках увлекательно повествует А. Е. Коновалов. Неоднократно обращается к образам городецкой игрушки специалист по народному искусству М. А. Некрасова. Об истории промысла и его мастерах удивительно проникновенно рассказывает тележурналист С. П. Чуянов. Городецкой росписи посвятила свой труд московский искусствовед Л. Я. Супрун. О самобытности росписи и местной игрушки писали Анатолий Рогов, Галина Дайн и Серафима Жегалова, Марина Соколова и многие другие специалисты-искусствоведы, художники, писатели и педагоги. Очарованные городецкой сказкой, они подчеркивали созвучность образов изделий городецких мастеров фольклору, народной песне, меткому слову. К сожалению, уходят из жизни старые мастера, их наследие призвана оценить по достоинству, изучить и взять на вооружение молодежь, которой предстоит развивать славные традиции нижегородской игрушки.



Из частной коллекции Чуянова С.П. Источник фото.





В музее народных промыслов, Нижний Новгород. Источник фото.







Город мастеров, Городец. Источник фото.

игрушка, Городец, дерево, Нижний Новгород, роспись

Previous post Next post
Up