Городецкая деревянная игрушка - ожившая сказка. Часть 1

Jun 25, 2013 01:46

Оригинал взят у olga_vaverochka в Городецкая деревянная игрушка - ожившая сказка. Часть 1
На мой взгляд в контексте городецкой росписи, интересно было бы узнать подробнее о городецкой игрушке, ее истории.
Это можно сделать с помощью книги Натальи и Сергея Квач "Новгородская игрушка". Текст отсюда
Ссылку для скачивания книги, к сожалению, не нашла.
Если Вы знаете, где скачать- поделитесь, пожалуйста)
Пролистать книгу можно здесь

Городецкая игрушка - это особенное явление в русской культуре.
Как пишет один из старейших городецких мастеров Аристарх Евстафьевич Коновалов, так уж исторически сложилось, что в здешних местах проживали люди разного вероисповедания: староверы и старообрядцы, поповцы и беспоповцы, поморы, православные церковные люди - но всех их сближал труд, и вражды на религиозной почве среди народа не было. Много общего было у мастеров игрушечного ремесла, корни-то единые. Поначалу даже не Городец, а окружающие его деревни и села славились игрушечным товаром. В Курцеве, Коскове, Ахлебаихе, Репине, Жбанникове, Савине, Серкове и других местах изготовляли деревянную и глиняную игрушку, фигурки коней с возками и коней-каталок, барынек, всяких деревянных и глиняных зверюшек, да в город на базары и ярмарки товар свозили. Но впоследствии именно в Городце этот промысел закрепился и развился до большого искусства со значительным товарооборотом. Именно здесь окончательно стилистически оформилась оригинальная городецкая роспись, которая стала не менее знаменитой, чем хохломские и семеновские узоры, сформировались основные типы городецкой игрушки.

Один из старейших городецких мастеров, художник и руководитель предприятия Городецкая роспись, педагог-наставник А. Е. Коновалов в своей книге рассказал о непростом пути развития городецкой росписи. Сообщает он кое-что и об особенностях игрушечного дела в крае. После революции большим спросом пользовались лошадки-каталки и детские стульчики, которые изготавливали и расписывали как в Курцеве и Коскове, так и в Савине и Репине. В Савине славился мастер Егор Тихонович Крюков, его изделия отличались особой яркостью красок. Он пользовался красками высокого качества и при покрытии росписи вареным маслом отделывал орнамент порошком бронзы или алюминия, как старые мастера И. А. Мазин и С. Ф. Крюков, что усиливало декоративный эффект узора.



Автопортрет. Роспись сиденья детского стульчика. Автор росписи Е. Т. Крюков. Городецкий район. Начало XX века

Как пишет Коновалов, изготавливали каталки в Коскове мастера М. С. Бадаев и Г. С. Шаров, а расписывали красильщики этих и других деревень. Обрабатывали изделие на станке, маховое колесо которого приводилось в движенье ногами; мастера словно плясали, при этом руками вытачивали из дерева нужную форму. Дело это было непростое, как вспоминает Коновалов, его дядя говаривал: Чтобы изготовить каталку, нужно с бесями знаться. Для каталки необходимо было изготовить более 30 деталей и просверлить около 40 отверстий, а также все подогнать так, чтобы при движении нужные детали вертелись, производя должный эффект. Не случайно в некоторых семьях труд по изготовлению этой детской игрушки был разделен: кто-то колол заготовки, кто-то точил детали, кто-то коловоротом просверливал отверстия и собирал каталку, ну, а красильщики уже расписывали изделия и покрывали вареным маслом. Каталка, как и гнутый стульчик, изготовлялись без единого гвоздя и клея. Все крепления делались с прорезями и с вставлением колков в зажим, а влажные колесики насаживались на сухую ось, при высыхании они обжимали последнюю намертво. Как гнутые стульчики, так и каталки были прочными и долго служили детям. Мастера отвечали за качество.

Роспись всех этих изделий была типично городецкой и состояла из цветов, бутонов и листьев, а также в узор вписывались птицы и вазы. Коновалов дает описание технологии этого процесса украшения. Она аналогична росписи других игрушек: Поверхность каталок и стульчиков грунтовали обычно фуксином (анилиновая краска), розовым или фиолетовым. Приготовляли фуксин следующим образом: ставили на горячую плитку печки сосуд с водой, кипятили, опускали туда глазок фуксина, рассчитывая его количество так, чтобы грунт был не слишком темным. В раствор добавляли жидкий столярный костный клей или жербеек (кусочек) нерастопленного клея примерно на кастрюлю. При варке клей растоплялся. Всю массу перемешивали - грунт готов. Грунтовали стульчики и каталки сразу по белой древесине щетинной кисточкой, и они получали яркий розовый или фиолетовый цвет, а их донца делали черными, покрывая голландской сажей, разведенной тоже на клеевом растворе. После грунтовки сиденья покрывали жидким клеем, и стульчик или каталка были готовы под роспись… Роспись делали клеевыми красками. Далее Коновалов дает поэтапную технологию росписи на примере работы его деда: выбор рисунка, подходящего по сюжету для детей, раскладка цветовых силуэтных пятен, подмалевка цвета другой краской, пропись зеленых листьев, разживка (обрисовка живописным штрихом - Н. К.) фигур и цветов сажей и белилами, отводка по краям сидений и козырька стульчика, крапление белилами ноздреватой губкой по ножкам и другим деталям стульчика или каталки, покрытие вареным маслом. На следующий день по сухим изделиям добавляли в роспись золото или серебро, то есть бронзу или алюминиевый порошок, разведенные на скипидаре и масляном лаке. Коновалов сам впоследствии красил таким же образом игрушки, красила и его мать, используя сюжеты барыни, кавалеры, цветы, пряха, котик.

В годы Первой мировой войны и после Октябрьской революции промыслы испытывали немалые трудности. Коновалов не считает игрушку, по сравнению с росписью донец и мебели, основным для городчан делом. Он пишет, что после организации мастерских в Курцеве в 1937 году делали такие детские игрушки, как кукольные столики, стульчики, лошадки, грузовые автомобильчики. Многие игрушки были сделаны потомственным мастером Игнатием Андреевичем Мазиным и его сыновьями, но, к сожалению, мало что сохранилось до наших дней и исследование творчества мастеров прошлого затруднено - а говорят, лихие кони получались у И. А. Мазина.

Только с 50-х годов, благодаря помощи московских специалистов, начинает планомерно развиваться промысловая городецкая роспись - как современное предприятие, где на традиционной основе разрабатываются новые образцы игрушек. В Курцеве художником НИИХП Е. И. Воронцовой была разработана игрушка в виде коня-качалки, ставшая впоследствии у многих советских детей любимой игрушечкой. В 60-х годах с городецкими мастерами работали такие искусствоведы, как В. М. Вишневская, М. А. Некрасова, отмечая необходимость активнее обращаться к наследию прошлого и к новым темам; но игрушки, разработанные художниками-москвичами, не все прижились. Ни красноармейские всадники, ни фигурки-потешки у городецких мастеров не получили признания. Коновалов также сообщает, что игрушки в стиле старого Городца мастера в это время часто изготовляли для выставок.
Постановления партии и правительства 50-80-х годов, направленные на поддержание и развитие народных промыслов, позволили артели Стахановец, а с 1 октября 1960 года фабрике Городецкая роспись, вести поиски и осуществлять эксперименты по возрождению и развитию традиционной городецкой игрушки. После объединения с мебельной фабрикой в Курцеве остался филиал, а основное производство было перенесено в Городец.

Народным умельцем Тимофеем Федоровичем Краснояровым в 60-70-х годах было внесено много нового в традиционные городецкие игрушки, в частности, сочетание токарной работы с ножевой резьбой позволило обогатить стилистику изделий. Механические игрушки по типу шарманки Кадриль, Городецкий перепляс, Полька, с движущимися в танце фигурками, и Развод солдат, как в сергиевопосадской игрушке, стали новым словом в игрушечном деле Городца.

В 1966 году в Городец переехала курцевская мастерица, одна из первых выпускниц семеновской профтехшколы Лилия Федоровна Беспалова, чья деятельность, как и Коновалова, и других мастеров, позволила вывести городецкую продукцию на высокий художественный уровень и разработать новые образцы игрушек. Опытные мастера, токари, столяры, инженеры и живописцы работали над расширением ассортимента и качеством продукции городецкой фабрики, где игрушка все более начинала занимать свое достойное место. Кукольные мебельные гарнитуры из шкафчиков, кроваток, стульчиков и столиков с росписью масляными красками по грунтованной и по чистой древесной поверхности пользовались спросом наряду с настоящей детской мебелью, которую охотно приобретали для дошкольных детских учреждений, а также частные граждане.



Игрушка-паровоз. Форма Е. Г. Зеленина, роспись Л. Ф. Беспаловой

В 1969 году на фабрике была организована экспериментальная творческая лаборатория, в которой было разработано, по методу М. А. Некрасовой и М. Г. Никольской, а затем внедрено в производство много новых образцов изделий. Московский институт художественной промышленности в 1975-1976 годах оказал существенную помощь городецким мастерам. Московская художница А. В. Бабаева и искусствовед Л. Я. Супрун помогли с обновлением ассортимента, проведя ряд профсеминаров для мастеров фабрики. Изучению истоков городецкой росписи многие годы посвятила нижегородский искусствовед Т. И. Емельянова, ее консультации также были полезны мастерам.

Расписная детская мебель, игрушки и сувениры - три основных направления, которые успешно развиваются в это время на городецкой фабрике.
Среди тех, кто занимался игрушкой, Коновалов отмечает Прасковью Федоровну Сорину из деревни Анисимово Ковернинского района, виртуозно расписывавшую наборы кукольной мебели, а также Галину Шканину, Надежду Шкапину, Ирину Романову, из курцевских мастериц, и Елену Полякову из Косково, занятых в росписи каталок и качалок.

К 1988 году фабрика Городецкая роспись выпускала более 500 наименований изделий. Игрушки конь-качалка, петух-качалка и каталка, кресло-качалка, сундучок-скамеечка, кукольная мебель и сувенирные куколки пользовались спросом и представлялись на выставках и ярмарках, экспортировались во многие зарубежные страны. Конь-качалка был подарен горьковскими художниками американскому коллеге Рокуэлу Кенту во время его пребывания в нашей стране и, как сообщают очевидцы, вызвал у него искренний восторг.

Пережив в 90-х годах непростое время, фабрика ЗАО Городецкая роспись в XXI веке постепенно набирает силы. Здесь трудятся как заслуженные мастера А. В. Соколова, Л. Ф. Беспалова, Л. А. Кубаткина, Ф. Н. Касатова, Т. М. Рукина, Н. А. Столесникова, так и талантливая молодежь - В. Осипова, А. Павловская, Н. С. Приваловская, Е. Н. Староверова, В. А. Колесникова, резчики М. А. Логинов, А. Я. Колов и другие. Сохраняя традиции городецкой игрушки, заложенные предшественниками, мастера нового поколения, отражая в своем творчестве реалии сегодняшнего дня, ведут активные поиски художественных способов выражения многообразия русского мира..

Изучению истории городецких промыслов и их популяризации посвятил многие свои печатные труды и телепередачи один из ведущих журналистов нижегородского телевидения С. П. Чуянов, которому за его вклад в развитие культуры города в 2005 году присвоено звание Почетного гражданина Городца. Ныне этот город словно аккумулировал все достижения края и продолжает в современных очень непростых условиях развивать народные традиции. Стараниями городской администрации и энтузиастов-горожан, при поддержке областных властей, центр Городца постепенно превращается в музейный квартал. В Городецком краеведческом музее, в Доме графини Паниной, в Детском музее на Купеческой, в Доме ремесел представлено все многообразие городецкой игрушки, в них также имеются образцы игрушек народных мастеров других регионов России, что дает возможность для сравнения и оценки оригинальности произведений народных мастеров Городца. Городецкая игрушка получила такое признание, что теперь трудно найти в России музей соответствующего профиля, где в разделе народного искусства ее не было бы среди экспонатов. Богато представлена городецкая игрушка в экспозиции и запасниках нижегородских музеев, Государственного исторического музея и музея декоративно-прикладного искусства в Москве, Художественно-педагогического музея Сергиева Посада и Русского музея в Петербурге. Многие частные коллекционеры собирают произведения городецких мастеров. Особенно представительна коллекция этой игрушки в ассортиментном кабинете-музее при фабрике Городецкая роспись (ныне частное предприятие ЗАО Городецкая роспись).

Главный художник Городецкой росписи, заслуженный художник России Александра Васильевна Соколова и начальник творческой лаборатории Наталья Семеновна Приваловская, сами - талантливые мастера и наставники, члены Союза художников России, лауреаты многих конкурсов и премий, охотно рассказывают об истории городецких промыслов, о своеобразии местных игрушек, о мастерах прошлого и настоящего времени.

Среди разнообразия городецких игрушек конь, в его самых разных композиционно-образных вариантах, занимает одно из ведущих положений. Вплоть до XX века лошади играли как в хозяйственном, так и в военном деле особую роль. Без них и хлеб не посеешь, и дров из леса не привезешь. В древности у мальчиков в три годика с головы срезали прядь волос и сажали на самого настоящего коня. Гибель боевого коня или рабочей лошади была большим горем. Не случайно игрушечный конь был у детей и в крестьянской и в княжеской семье. Любят эту игрушку и современные дети.

Существует несколько основных композиционно-образных решений этой темы. К наиболее древнему типу восходит одиночная фигурка этого животного, выразительность которой определяется, прежде всего, особенностями ее силуэтного абриса, характером мордочки и пропорциональными соотношениями частей - как высоты с длиной изделия, так и головы с телом и ногами. Незначительный поворот головы или вытянутость шеи, изменение положения ног и хвоста рождают совершенно разное образное восприятие, вызывая ощущение то полной статичности, то стремительного движения. Археологические находки в Новгороде Великом дают возможность оценить лаконичную выразительность древней лошадки и сравнить ее с современными изделиями подобного типа. Позднейшим структурным осложнением игрушки явилась ее постановка на плоскую подставку или колёсики, в декоративном отношении развитием образа стало добавление резных элементов или оформление орнаментом в виде кругов, геометрических фигур, линий или городецких цветов. В ХПМИ Сергиева Посада находится игрушка И. А. Мазина, датируемая 1933 годом. Она представляет собой вороного гордого коня, с обозначенной белыми линиями и точками сбруей, стоящего на желтой подставке с городецким скромным орнаментом. Монументальность и лаконизм, выразительная точность силуэта отличает работы Мазина на эту тему.

Следующей, более поздней сюжетной линией является фигурка коня с всадником. Некоторые изделия современных мастеров восходят по стилистике к образам всадников с инкрустированных городецких донец: та же некоторая угловатость и обобщенность линейного контура фигур, та же орнаментовка треугольниками и линиями, выполняемая ножом или резцом при помощи приема двухсторонней выемки, предполагающей четкий рез с одной и с другой стороны. Красноармеец на коне - сюжет, разрабатывавшийся в тридцатых годах, - появляется и теперь. Но он не столь популярен, как расписная лошадка-каталка или мотив с повозкой или санями, который уже более столетия вызывает устойчивый интерес - как у производителей игрушечного товара, так и у покупателей, ибо рожден реальными зрительными впечатлениями от городской и сельской жизни, от будней ямщицкого тракта XIX-начала XX веков и романтики дороги.

Сделанная топором и ножом лошадка с повозкой или с санями, с ямщиком или еще и с пассажирами, украшалась резьбой, грунтовалась и расписывалась, являя собой то бытовую сценку, то сказочный образ. Композиция устанавливалась на платформу и водружалась на колесики, представляя собой тип игрушки-каталки, всегда привлекательной для детей. Игрушка Т. Ф. Красноярова Запряжка построена на контрасте черного коня и красных саней с ямщиком в красном же кафтане, дополненных желтой расписной дугой у коня и такого же цвета подставкой. Орнаментальные элементы характерного городецкого узора усиливают общую праздничность образа.

Казалось бы, при отработанности за века этой композиции современным мастерам трудно создать что-то новое, а между тем каждый мастер вносит что-то свое, создавая оригинальный образ.

Несомненной удачей является игрушка Конь с каретой росписи Александры Соколовой, где форма кареты стала органичным продолжением коня, образует с ним единый компактный и емкий силуэт. Расположение городецкого цветочного узора акцентирует фигурку лошади как композиционный центр, а в окне кареты изображена дорожная сцена с девушкой и парнем, играющим на балалайке.

Венцом темы одиночного коня стал уже упоминавшийся конь-качалка московской художницы Е. Воронцовой, разработанный в конце 50-х специально для городецкой фабрики. Отойдя от популярных в XIX веке объемных фигур из папье-маше, чьи натуралистические формы соответствовали реалистическим представлениям о детской игрушке, художница за основу взяла плоскостную стилизованную форму городецкого коня, соединила ее с расписным стульчиком и креслом-качалкой и, украсив цветами по незакрашенному фону, добилась целостного выразительного образа удобной и полезной для ребенка игрушки. Впоследствии в конструкцию лошадки городецкие мастера внесли некоторые изменения. Составное сиденье было заменено гнутым. Орнамент приобрел характер чисто городецкой росписи, состоящей из роз (цветок с серединкой, полностью окруженной лепестками), розанов (цветок, серединка которого лишь снизу окружена лепестками), купавок (бутон без лепестков) и листьев, написанных городецким приемом в три слоя: раскладка основных цветов - подмалевок, оттенёвка - моделирование формы более темным цветом и разживка белилами - прописка белым цветом. Роспись придавала образу коня еще более сказочный оттенок. Для многих советских граждан их собственное детство, детство их детей и внуков ассоциируется с крутогривым городецким конем-качалкой, уносящим в сказку. Красные как огонь, черные и белые с голубой или красной окантовкой - все в цветах, кони-качалки сегодня существуют как в большом варианте, являясь игрушками для самих детей, так и в малом размере, как игрушки для кукол.

Развитием темы коня стал сюжет из двух лошадок с повозками или санями, с кучером или без него, с куколками-пассажирами или без них. Для нижегородского Заволжья начала XX века характерна была композиция с двумя лошадками, одна из которых устремлена вперед, а другая с сильно нагнутой к груди головой словно упирается на месте. Это движение и контрдвижение своей динамикой контрастируют со статичной фигурой ямщика и с возком или тарантасом, более условные формы которых подчеркивают красоту коней, словно олицетворяющих собой необузданность и силу природной стихии.

В современном варианте топорная (или, вернее, выпиленная) игрушка с двумя конями получила дальнейшее развитие в условно-образном плоскостном стиле. В изделиях Е. Н. Староверовой Ухарь-купец, Новогодние саночки, Снегурочка и других одинаковые головы двух коней по абрису уподоблены лебединым, акценты перенесены с животных на персонажей-людей, а композиция в целом приобрела более условный, аллегорический, нежели реалистический или символический характер.

Апофеозом развития сюжета коня, несомненно, является тройка. Музейные образцы начала XX века, а также некоторые изделия 20-30 годов, дают возможность оценить пластику топорной и резной работы, где несколько выверенных движений топора и ножа рождают выразительный образ гордого или понурого, стремительного или тихо бредущего животного. Сравнив эти поделки с натурными их прототипами, можно увидеть, что при всей условности композиций образы в игрушках навеяны реалистическими впечатлениями и доносят особенности упряжи, формы телег и тарантасов, кибиток и возков того времени. Курцевские тройки с центральной, напряженной в своем движении, лошадкой и пристяжными, склонившими головы в разные стороны, с лихим кучером, в шапке которого красовалось перышко, были примечательным товаром. Чаще всего крашенные сажей или суриком (красно-коричневой краской), с лаконичным узором и позолотой, эти игрушки выделялись среди других промысловых изделий, стульчиков, тележек и мебели для кукол, птиц и резных куколок особой образной выразительностью и внутренней напряженностью. Нарядная по колориту Тройка Т. Ф. Красноярова построена конструктивно таким образом, что при движении платформы с конями и с коляской поворачиваются под разными углами, что вносит добавочный реалистический элемент в восприятие этой конструкции. Сочетание реалистической убедительности и сказочности образа становится все более характерным не только для краснояровских работ, но и в целом для стиля Городца.

В 60-70-е годы тройки почти исчезли из ассортимента городецких игрушек. На сегодняшний день эта композиция возрождена в нескольких вариантах, как в традиционном, так и авторском исполнении. Например, тройка с кучером и каретой М. А. Логинова соединила противоположно направленное движение двух лошадок с промежуточным движением головы третьего животного - от устремленного вперед центрального персонажа до обращенного к себе коня с круто выгнутой шеей. Эффект стихийности природного начала коней традиционно усилен контрастом со статичной фигуркой ямщика и мало расчлененной формой кареты. Сама пластика коней, несмотря на кажущуюся, на первый взгляд, традиционность, отличается острой современностью видения, а отсутствие орнаментики делает композицию более выразительной по форме. Здесь присутствует не столько сказочность, столь характерная для современного Городца, сколько глубокий поэтический образ, ассоциирующийся со стихами русских поэтов и литературными образами. Композиция Логинова воспринимается скорее не как детская игрушка, а как декоративная скульптура.

Совершенно иную трактовку темы тройки дает Наталья Приваловская, автор разработки многих образцов новых игрушек. Ее Тройки, с возком и кареткой, - не топорная, а выпиленная работа, новая современная форма щепного товара. Собранная из плоских элементов конструкция представляет собой две платформы на четырех колесиках, одна - с двумя черными и желтой расписными лошадками, а другая платформа - красный возок с узорами. Соединенные особым креплением вместе, они с одной стороны автономны, а с другой - составляют единое композиционное целое. Маневренность такой игрушки значительно больше, чем у ранее существовавших композиций подобного типа, а условно-лаконичная стилистика и красочная роспись создают настроение праздника. Эти игрушки, как и конь с каретой Александры Соколовой, сделаны не из липы или березы, а из сосны, и текстура дерева в том и в другом случае включена в общую колористическую гамму изделий.

игрушка, Городец, Нижний Новгород

Previous post Next post
Up