Во время проведения обучения ведущий может столкнуться с ситуациями, существенно тормозящими достижение поставленных целей. Основных причин возникновения подобных ситуаций две: наличие в группе участников с деструктивными ролями и сопротивление участников обучению. В данной статье мы рассмотрим особенности поведения участников с деструктивными ролями, а также способы взаимодействия тренера с ними.
Анализ наиболее часто встречающихся деструктивных проявлений поведения участников тренинга показал, что все их многообразие возможно описать через три основные ролевые позиции: Болтун, Критик и Молчун.
Так, Болтун стремится разными способами привлечь к себе внимание: задает бесконечные вопросы тренеру, приводит примеры из собственной жизни и практики (по теме и нет), отвлекает других участников от основной темы посторонними разговорами, рассказывает шутки и анекдоты.
Критик стремится взять власть и контроль в свои руки. Участник с такой ролевой позицией любит критиковать тренера, по каждому вопросу приводит свои размышления, доводы, примеры, противопоставляет свои знания опыту и знаниями тренера, спорит с ним, находя малейшие несоответствия в его словах. По отношению к группе Критик также может вести себя резко, вступать в конфликты и споры, игнорировать мнения и доводы других участников тренинга.
Молчун стремится к покою, спокойствию, бездействию. Ему хорошо, комфортно, когда он ничего не делает и ни в чем не участвует. Причиной подобного поведения может быть либо скромность, застенчивость участника, либо неудовольствие от всего процесса обучения, нежелание участвовать в процессе.
Если тренер будет игнорировать подобные поведенческие проявления, эмоциональный настрой группы и самого тренера непременно снизится, что приведет к снижению результативности обучения. Каким образом возможно повлиять на участников с описанными деструктивными ролями и перевести взаимодействие с ними в конструктивное русло?
Чтобы понять это, давайте обратим внимание на матрицу деструктивных ролей:
Болтун Конструктивное взаимодействие
Молчун Критик
Матрица деструктивных ролей показывает, что конструктивное взаимодействие участников тренинга предполагает как активную работу с учебной информацией, так и активное внутригрупповое общение. Каждая же из деструктивных ролей имеет определенные дефициты в той или иной области.
Так, Критик уделяет внимание информации, ее уместности, правдивости, приемлемости, однако не обращает внимание на необходимость взаимодействия с остальными членами учебной группы.
Болтун уделяет особое внимание общению, игнорируя информационный аспект обучения, в то время как Молчун, стремясь отстраниться от взаимодействия с группой, не участвует ни в работе с информацией, ни в общении с остальными участниками тренинга.
Чтобы перевести взаимодействие с такими участниками в конструктивное русло, тренеру следует уделять внимание дефицитарным областям, выравнивая баланс между «общением» и «информацией».
Например, при работе с Болтуном, тренер должен стремиться задавать конкретные вопросы, строго связанные с изучаемым материалом и не предполагающие отвлеченных рассуждений, возвращать его к основной теме тренинга, давать письменные задания, выполняемые на время индивидуально, или в небольших подгруппах.
Критика следует включать во взаимодействие с участниками тренинга, предлагая задания, выполняемые в подгруппах (однако избегая выбора участника с данной ролью на позицию спикера подгруппы). В случае наличия у Критика адекватных суждений можно официально закрепить за ним позицию эксперта.
При взаимодействии с Молчуном следует поочередно вовлекать его либо в работу с учебной информацией (спрашивать о его мнении по поводу конкретного вопроса, использовать метод «цепочки», когда один и тот же вопрос задается нескольким участникам и т. п.), либо в общении с группой (давать задания, выполняемые в подгруппах и предполагающие активное участие всех ее членов).
Итак, мы рассмотрели основные деструктивные роли, встречающиеся в тренинге, а также механизмы конструктивного взаимодействия с ними. Понимание и использование данных механизмов помогает тренеру поддерживать включенность всех участников тренинга в процесс обучения, а также сохранять внутри учебной группы благоприятную атмосферу, способствующую достижению поставленных целей.
С наилучшими пожеланиями,
Ирина Куракина
«ВсеКтоУчатсяМоиДрузья!»
«Бери & Веди» P. S.: «Если Вас Интересуют Эффективные Приемы В Работе Бизнес-Тренера,
Подпишитесь На Бесплатный Авторский Курс
„
10 Секретов Успешных Тренингов!“»
Полезные ссылки:
«Об успешном тренинге (часть № 1)»«Об успешном тренинге (часть № 2)» «Об успешном тренинге (часть № 3)» «Об успешном тренинге (часть № 4)»