Fostex PM-2 mk II

Mar 25, 2015 02:13

Давеча благодаря одному хорошему человеку попал мне в руки сабж. Обстоятельства, в которых это произошло, были довольно смешными, но не о них сейчас речь. Внезапно оные Fostex оказались настолько интересной штукой, что я решил написать про них небольшой обзор.




Итак, наш реципиент - активные студийные мониторы ближнего-среднего поля Fostex PM-2 mk II, довольно-таки бюджетные. Восемь дюймов басовик, небольшая купольная пищалка. Вход на комбо-разъёме TRS/XLR имени Neutrik, что для студии нормально, но вообще не очень хорошо - у них любят отваливаться контакты TRS-части. На задней стенке кроме входа есть регулировки уровня громкости, уровня пищалки и переключатель уровня басовика (-3дБ/0/+3дБ) и довольно приличного размера радиатор. Регулировки ступенчатые, что позволяет более-менее точно выставить одинаковые уровни, но только более-менее, потому что внутри там не шаговый аттенюатор, а обычный потенциометр. Впрочем, этого достаточно. На морде два порта фазоинвертора и зелёный светодиод, индикатор питания.

А вот теперь всё самое вкусное - звук.

Акустика оказалась очень неоднозначной и, одновременно, крайне интересной. Начну я, пожалуй, с негатива. Заключается он в двух вещах: низком разрешении на середине и ватном гудящем басе.

Я вообще всегда как-то считал 6-дюймовые мониторы немножко кастрированными в плане баса. В ближнем поле оно и не очень нужно, конечно, но тем не менее. На практике же оказалось, что 8 дюймов - это хуже 6 дюймов с сабом. Потому что нормального баса из одной восьмёрки всё равно не достать, а резать её приходится очень высоко, что и приводит к такой проблеме. То есть 8-дюймовые динамики, которые нормально отыгрывают и бас, и при этом играют до 6 килогерц, конечно есть, но они одни стоят как эти мониторы :) Причём, я не могу сказать, что бас у Fostex'ов прям плохой. Там даже есть адекватное количество хорошего панча, но ниже 80-100Гц там гудение и полный мрак, особенно в небольших помещениях. При этом, что интересно, по ТТХ они играют до 50Гц и субъективно их бас воспринимается как ощутимо глубокий.

На этом негатив заканчивается и начинаются сюрпризы.

Во-первых, они полноценно озвучивают с очень приличной громкостью и полноформатным масштабным звуком 35м2. То есть это скорее среднее поле, чем ближнее, и запас по динамическому диапазону там весьма приличный. А в некоторых случаях может даже и немножко дальнее.

Во-вторых, по звуку они очень ровные, без выраженных акцентов вообще. Я подозреваю, что где-то там провальчик есть, но очень плавный. Измерять АЧХ мне было откровенно лениво, потому что и так слышно, что там всё отлично.

В-третьих, акустика совершенно, полностью всеядна и адекватно отыгрывает что угодно от классики и академического джаза до совершенной экстремальщины типа Behemoth, Summoning, Napalm Death и так далее. Едва ли не самое всеядное из слышанного мной - это не значит, что оно идеально отыгрывает всё, это значит, что оно это всё отыгрывает предсказуемо и без косяков.

В-четвёртых, несмотря на высоко порезанный басовик, с панорамой у них всё отлично.

В целом формат звука у них плотный, напористый и одновременно нейтральный - ни яркости, ни сухости, ни вялости, ни супер-динамичности. True neutral :) Разве что немного темновато, с очень плавным завалом верха. Звук комфортный, утомляемость минимальная даже на существенных громкостях.

То есть, в общем, это действительно честные студийные мониторы. Использовать в качестве домашней акустики их, наверное, будет не очень комфортно для обычного слуха. А вот для профессионала акустика прекрасная. Да, с понятными минусами, но эти минусы очень легко запоминаются, слух к ним адаптируется и сделать на них поправку при работе совершенно без проблем. Но по всеядности и предсказуемости это просто какой-то праздник. Наверное, с точки зрения восприятия её именно как рабочего инструмента, это одни из лучших мониторов, что я слышал. Особенно если им переделать предварительное усиление (см. ниже). Хотя вот даже этот недостаток разрешения, вместе с неестественностью подачи, характерной для не-фазолинейных АС, я бы в данном случае отнёс в плюсы. Потому что они как бы держат музыку от вас на расстоянии, позволяя с ней работать. Это не хирургический стол имени верхних Genelec или тем более каких-нибудь ADAM'ов с хейлами (которые кроме разрешения по ВЧ, в общем, говно), конечно, но вполне себе приличный такой рабочий верстак. Более чем приличный.

Что можно сказать про внутренности?

Предварительный усилитель неприятно удивил. JRC NJM4558, говённые электролиты и керамика в кроссовере, всё вот это вот в худших традициях. Пайка ручная и не слишком аккуратная, внутри много термоклея, наляпанного хоть и аккуратно, но даже там, где не надо. Сама плата кроссовера и предварительного усилителя расположена в отдельном кожухе, но никак там не закреплена и держится исключительно на двух потенциометрах и входном разъёме. Кондёры полный невнятный нонейм имени дядюшки Ляо (как и вся остальная комплектуха, впрочем).

А вот оконечник удивил, но уже приятно. Я ожидал там увидеть пару TDA'шек, а обнаружил два совершенно одинаковых мощника, собранных на дискрете и, судя по тому, что находится на плате, даже с вменяемой схемотехникой. Питание сделано по-простецки и в лоб, на тороидальнике сэкономили.

По опыту ковыряния JBL 5235 возьмусь предположить, что звук этих мониторов можно очень сильно улучшить, поставив туда нормальные полипропиленовые конденсаторы в кросс (WIMA MKP, Vishay), нормальные электролиты в питание и куда ещё надо (Nichicon, ELNA) и заменив NJM4558 на что-то вменяемое типа тех же OP275. К сожалению, ничего более качественного типа LME49720 туда не поставишь в силу топологии платы, будет заводиться, но даже OP275 должны резко улучшить положение. Тут, правда, возникает другая проблема. Я не знаю, где они это вообще нашли и зачем, но операционники там в SIP-корпусах, из-за чего прямую замену в лоб не сделаешь и придётся что-то придумывать.

И ещё я не удивлюсь, если причина недостатка разрешения на середине будет именно в этом, а не в общей конструкции и динамиках. Это, опять же, вспоминая ковыряния с JBL 4430 и их родным активным кроссом 5235.

Динамики made in China, но при этом сделанные добротно, явно с большим запасом по мощности. В целом это же можно сказать про всю конструкцию акустики. Да, много термоклея. Да, корпус из МДФ 18мм без рёбер жёсткости, внутри набит каким-то синтетическим поглотителем типа синтепона, мог бы быть лучше. И вот эти вот согнутые трубы фазоинвертора - это вин, и видимо причина гудения баса именно в них (если фазики заткнуть, очень хорошо слышно, что сам по себе динамик имеет отнюдь не вялый характер, что подтверждается и наличием панча на мидбасе). Но ощущение нормального продукта эти Fostex'ы вполне производят и своих денег, думаю, стоят.

Фоток внутренностей могу положить, если кому интересно.

Как это всё резюмировать - даже и не знаю. Специфично, неоднозначно, но мне с моими профдеформациями очень понравилось - больше, чем те же JBL 6332, хотя формально и технически JBL уделывают эти Fostex'ы как тузик грелку. Да, у 6332 сильно выше разрешение и все дела, но вот как-то тяжеляк на них звучит недостаточно плотно, слишком аналитично, а джаз холодно. Здесь же всё одинаково неидеально технически, но прям как надо по сути.

Аудиофилы такого точно не оценят, а вот меломанам, при всей их специфичности, может прийтись очень по душе. Проводя параллели, в них есть что-то схожее с грязноватой фирменной подачей McIntosh, которая придаёт музыке определённую цельность. Это, конечно, весьма сомнительный способ придания цельности, но, если говорить прагматично, он работает, а в данном ценовом диапазоне он ещё и едва ли не безальтернативен.

Такие дела.

P.S. Тестовый тракт - RME FireFace 400, Foobar2000, апсэмплинг PPHS с 44/16 до 192/24 в ultra-mode, подключение микрофонниками Klotz MC5000 на разъёмах Neutrik.
Previous post Next post
Up